Теннис

215

ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы. "Община (общность) и общество" (1887). "Маркс. Жизнь и учение" (1921). "Социологические очерки и критика" (т.

1-3, 1925-1929). "Введение в социологию" (1931) и др. Среди теоретических источников социологической концепции Т. Можно выделить работы Гоббса, Спинозы, Шопенгауэра, Э. Фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. Состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы"), Г. Мейна ("Древнее право"), Моргана, И.Я. Бахо-фена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии. Т. Остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится не одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлекти-рован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в.

В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемый мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М.

Вебера, "избирательная воля" связана с ценностнорацио-нальным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (целерациональ-ным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. Развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община").

Любая социальная целостность возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм"). "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена.

Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами". В силу "конструируемо-сти" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия". Т. Различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности.

Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разно-векторностью своих устремлений. В этом отношении Т. Выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать. Кроме концепции "общины" - "общества", Т. Интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии.

Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Бек-кером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. Рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний. Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента").

При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина. 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной "социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии).

Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. Выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись отсылкой на изучение "всех форм существования людей")..

Значения в других словарях
Теннис

IТе́ннис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами. Важнейшая работа Т. — «Общность и общество» (1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Т. Подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли. Естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, расс..

Теннис

ТЕННИС (лаун-теннис) (англ. Lawn - лужайка и tennis - возможно, от франц. Tenez - вот вам, берите), спортивная игра с мячом и ракетками на площадке - корте с сеткой (высота 91 см) посредине. Игроки стремятся послать мяч через сетку так, чтобы соперник не смог правильно отразить его. В Международной федерации тенниса ИТФ (ITF. Основана в 1913) ок. 170 стран (1993). Крупнейшие международные соревнования - Уимблдонский турнир (с 1877), Кубок Дэвиса (с 1900), Кубок федерации (с 1963). Чемпионаты мир..

Теннис

ТЕННИС (лаун-теннис) (английское lawn - лужайка и tennis, возможно, от французского tenez - вот вам, берите), спортивная игра с мячом и ракетками на площадке - корте с сеткой (высота 91 см) посредине. Известен с середины 15 в. Современный теннис зародился в Великобритании в 19 в., в России - в конце 1870-х гг. В 1913 основана Международная федерация> тенниса (ИТФ). Объединяет около 150 стран. Чемпионаты Европы в 1969 - 83, мира с 1978. В программе Олимпийских игр в 1896 - 1924 и с 1988. Среди др..

Теннис

Старинная английская игра, состоящая в перебрасывании мячей через сетку. С 1873 года изменена и теперь в большом употреблении под названием лаун-теннис.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)см. ЛАУН-ТЕННИС.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Теннис

Сущ., кол-во синонимов. (7). ..

Теннис

М.1) Спортивная игра, проходящая на корте и заключающаяся в перебрасывании при помощи ракеток маленького мяча от одного игрока к другому через низко натянутую сетку.2) Соответствующий вид спорта.. ..

Теннис

ТЕ́ННИС [тэ́], -а. М. [англ. Tennis] Парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток от одного игрока к другому через низкую сетку, разделяющую корт. Лаун-теннис. Играть в т. Площадка для тенниса. Чемпионат по теннису. Настольный т. (пинг-понг).. ..

Теннис

(тэнис), тенниса, мн. Нет, м. (спорт.). 1. То же, что лаун-теннис. 2. Место, где играют в эту игру (разг.). Пойти на теннис. Настольный теннис (спорт.) - то же, что пинг-понг.. ..

Теннис

Заимств. В начале XX в. Из англ. Яз., где оно — из lawn-tennis, сложения lawn «лужайка, газон» и tennis <. Франц. Tenez. (междометия, употребляющегося при броске мяча, буквальное значение — «держи!»).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Теннис

Те́ннис Из англ. Tennis – то же.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Текст

ТЕКСТ - в общем плане связная и полная последовательность знаков. Проблема Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в. В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающееся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения. Существуют как расшир..

Телеология

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. Telos - завершение, цель. Teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. Как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необх..

Теодицея

ТЕОДИЦЕЯ (греч. Theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. Введено Лейбницем, посвятившем "оправданию Бога" трактат "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла" (1710). Лейбниц утверждал, что поскольку мир сотворен премудрым Богом, то он совершенен, является "лучшим из возможных..

Теология

ТЕОЛОГИЯ (греч. Theos - Бог, logos - слово. Русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают. 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями др..

Дополнительный поиск Теннис Теннис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теннис" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теннис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа