Универсалии

202

УНИВЕРСАЛИИ (лат. Universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. В историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как. Проблема соотношения единичного и общего. Проблема соотношения абстрактного и конкретного. Проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом. Проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная). Проблема онтологического статуса идеального конструкта. Проблема соотношения бытия и мышления - являясь фактически первой экземплификацией их недифференцированной постановки в едином проблемном комплексе с синкретичной семантикой. Ранние варианты решения проблемы У. Связаны с позднеклассической античной традицией и задают два равно базовых, хотя семантически альтернативных вектора ее интерпретации.

С одной стороны, философская модель Платона, наделяющая общие понятия (идеи) онтологическим статусом вне зависимости от феномена их воплощения или представленности в мышлении ("мир идей" как сфера бытия общих понятий-образцов в качестве онтологически артикулированных сущностей. Единичное в данном контексте выступает как результат ограничения общего), с другой - концепция Аристотеля, в рамках которой У. Мыслятся в качестве сущностей, вторичных (как в онтологическом, так и в гносеологическом плане) по отношению к сущностям первичным, т.е. Обладающим индивидуальным бытием и непосредственно данных в чувственном восприятии. В эксплицитном виде проблема У. Была сформулирована Порфирием. Существуют ли "роды" и "виды" самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае представлены ли они в чувственных явлениях или не представлены.

"Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля, содержащее приведенную формулировку, было переведено Викторином и Боэцием на латынь и, получив широкое распространение в средневековой философии, легло в основу схоластических штудий, выступив критериальным основанием оформления и дифференциации таких направлений развития схоластики, как номинализм (включая концептуализм и терминизм) и реализм. Спор между номинализмом и реализмом по проблеме У. Инспирировал как интенсивное развитие в рамках схоластики логико-гносеологической проблематики, так и обогащение категориального аппарата философии применительно к данной сфере (Иоанн Дунс Скот, например, вводит термины "абстрактное понятие" и "конкретное понятие").

Новая актуализация проблемы У. Характеризует философию Нового времени, возродившую трихотомию номинализма (Гоббс, Кондильяк, Беркли, Юм), концептуализма (Локк) и реализма (Мальбранш). Вопрос о природе У. Получает новое звучание в связи с интенцией на экспликацию содержания понятий "число", "функция", "переменная", "бесконечно малая величина", и др. В математически ориентированном естествознании (Декарт, Спиноза, Лейбниц и Ньютон). Важный импульс фокусировки внимания на этой проблеме был задан конституированием теории множеств, основанной на презумпции подхода к множеству как ко множественности, мыслимой в качестве единого (Г. Кантор формулирует принцип нетождественности эмпирической множественности вещей множеству как эмпирически неартику-лируемому феномену), на основе чего оформляется логический принцип абстракции и определение через абстракцию (свою философскую концепцию, семантически эквивалентную реализму в медиевальном его понимании Кантор называет "платонизмом").

Данная позиция детерминирует формирование в культуре в качестве своей альтернативы такого направления логического обоснования математики, как эф-фективизм (Э. Борель, Р. Бэр, А. Лебег и др.), ориентированный на нормативную дифференциацию математических сущностей по критерию их онтологического статуса. И если понятия, имеющие объективное содержание ("гносеологический смысл"), имеют право на существование, то понятия, смысл которых сугубо субъективен, - "вне математики", ибо являются "только меткой для того, чтобы узнавать и отличать промежуточный шаг" соответствующей математической операции (Э. Борель). Предложенная эффективизмом программа очищения математики от понятий субъективного характера аналогична позитивистской программе очищения естествознания от "метафизических суждений".

Могут быть зафиксированы даже операциональные совпадения. Процедура легитимации понятий в эффективизме, основанная на методе Гилберта и предполагающая в качестве своего критерия их непротиворечивость, фактически изоморфна доверифи-кационной процедуре в позитивизме. Вместе в тем, если понятие эффективно, т.е. Имеет объективное содержание, то возможные противоречия в системе, связанные с его легитимацией, не берутся в эффективизме в расчет. Аналогичным образом проблема У. Артикулируется в конструктивизме и интуиционизме как "натуральных", т.е. Ориентированных на своего рода номинализм, моделях - в противовес "платонизму" Кантора. Неклассический подход к проблеме У. Закладывается в гносеологии Канта, основанной на трансцендентальной интерпретации объекта как созидаемого в познавательной процессуальности, базовыми элементами и формами которой и выступают У., артикулированные у Канта в качестве форм активности человеческого сознания - вне реалистического объективизма статуса и вне номиналистической инспирированности объектом.

Такая установка формирует традицию неклассической трактовки У., фокусируя такие ее акценты, как языковой и социально-коммуникативный. Так, Куайн трактует У. Как лишенные онтологически детерминированного содержания - их семантическая наполненность задается исключительно контекстом. "общие термины, например, "человек", и может быть даже абстрактные единичные термины, такие, как "человечество" и "7", осмыслены, - по меньшей мере, поскольку они участвуют в утверждениях, которые, взятые как целое, истинны или ложны". Позиция Куайна по проблеме У., определяемая им как "натурализм", фундируется принципом "онтологической относительности". Знание об объекте, описанном в языке некой теории Т , может быть описано лишь в языке иной теории (Т2), а о нем можно говорить лишь в языке метатеории (Т3) и т.д., - проблема онтологического статуса У.

Трансформируется, таким образом, а проблему "взаимопереводи-мости языков", осложненную допущением "стимульного значения" текста, т.е. Конкретно-ситуативного комплекса обстоятельств, внешних по отношению к тексту, но тем не менее вызывающих установку на принятие или непринятие его. В этом семантическом поле онтологическая проблема как таковая утрачивает свой исходный смысл. "быть - значит быть значением связанной переменной" (Куайн). Особый статус У. Как средства демаркации объектов и объединения их в группы на основании не единства общего признака, а так называемых "семантических свойств" формируется в теории языковых игр Витгенштейна, закладывающей основу современной трактовке языка как финальной семантически значимой онтологии (см.

Также ЯЗЫК и ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ). Если в классической лингвистике понятие "У." употреблялось для обозначения релевантных свойств языков и отношений между этими свойствами (И.Ф. Вардуль), то в современной лингвистике оно фиксирует внеязыковые онтологические структуры, стоящие за структурами грамматики (аналогичны "внеязыковые категории" О. Есперсена и "понятийные категории" И.И. Мещанинова), а также транслируемые культурой дискурсивные модели языкового performance ("лингвистические У." у Хомского). В современной философии культуры понятие У. Используется так же в значении У. Культуры, т.е. Основ понимания мира и места человека в нем, имплицитно формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, и служащих своего рода мыслительным инструментарием для человека каждой конкретной эпохи, задавая в своем историческом варьировании систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино.

В У. Культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции. У. Не только играют - наряду с чувственным опытом - фундаментальную роль в когнитивных процедурах в качестве "полных комплексов ощущений" (Рассел), но и выступают инструментарием чувственно артикулированных мироощущения, мировосприятия, миропредставления и миро-переживания (А. Лавджой). Набор культурных У. Достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. - как У. Объектного ряда. Человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. - как У. Субъектного ряда. Познание, истина, деятельность и т.п. - как У. Субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики (Кассирер, Лангер, Делез и др.).

(см. Также. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)..

Значения в других словарях
Универсалии

(от лат. Universalis – общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10–14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. Е. Вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления. Номинализм, видевший в У. Общее имя, Концептуализм, истолковывавший У. Как обобщение, основанное на сходстве предметов, и Реализм, полагавший, что У. Существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).. ..

Универсалии

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. Universalis - общий) - общие понятия. Онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.). Существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).. ..

Универсалии

УНИВЕРСАЛИИ (от латинского universalis - общий, всеобщий), общие понятия. Онтологический статус> универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях 10 - 14 вв.). Существуют ли универсалии "до вещей" как их вечные идеальные прообразы (платонизм>, крайний реализм>), "в вещах" (аристотелизм>, умеренный реализм>), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм>, концептуализм>).. ..

Универсалии

Чудинов А.Н., 1910). ..

Универсалии

-ий, ед. -алия, -и, ас. (спец.). Совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в низ выражающихся. Универсалия залоговых отношений в языках разного строя.. ..

Универсалии

— общие понятия. Одна из центральных проблем средневековой философии (спор об У. X—XIV вв.). Существуют ли У. «до вещей» каких вечные идеальные прообразы, «в вещах» или «после вещей» в человеческом мышлении.. ..

Универсалии

(лат. Universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. В историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как. Проблема соотношения единичного и общего. Проблема соотношения абстрактного и конкретного. Проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом. Проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная). Проблема онтологического статуса идеального конструкта. Проблема соотношения бытия и мышления - являясь фактически пер..

Умозаключение

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений. Исходные суждения, на основании которых получается новое суждение, называются посылками У., а новое суждение, полученное в результате сопоставления посылок, - заключением. У. Подразделяются на дедуктивные и недедуктивные, или вероятностные. У. Является дедуктивным, если и только если оно строится по правилам, гарантирующим получение истинного заключения при истинных посыл..

Унамуно

УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864-1936) - испанский философ, поэт, писатель, ученый, основоположник испанской ветви экзистенциализма. Программные произведения. "Жизнь Дона Кихота и Санчо Панса по Мигелю де Сервантесу, объясненная и прокомментированная Мигелем де Унамуно" (1905), "О трагическом чувстве жизни" (1913), "Агония христианства" (1926), "Святой Мануэль Добрый, мученик" (1931), а также ряд произведений по философии искусства ("Слоновокостебашнизм" - 1900, "Модернизм" - 1907, "Искусство и..

Уорд

УОРД (Ward) Лестер (1841-1913) - американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздейств..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскр. Upa-ni-sad - сидеть около, т.е. У ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины. Отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. Происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. Иногда на..

Универсалии

(лат. Universalis — общий) — общие понятия. Проблема У. В историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как. Проблема соотношения единичного и общего. Проблема соотношения абстрактного и конкретного. Проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом. Проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная). Проблема онтологического статуса идеального конструкта. Проблема соотношения бытия и мышления — являясь фактически пер..

Дополнительный поиск Универсалии Универсалии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Универсалии" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Универсалии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 11 символа