Упанишады

268

УПАНИШАДЫ (санскр. Upa-ni-sad - сидеть около, т.е. У ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины. Отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. Происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. Иногда называются ведантой ("конец Вед"), т.к. Составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У.

Записаны, видимо, около 6 в. До н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. Наиболее ранний слой образуют. "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Катха", "Ища", "Шветашва-ра", "Мундука". Более поздние У. "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. Касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" (Атмана). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, "огненного зерна" человека).

У. Развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. Каббалистический Адам-Кадмон). Излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир. Дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир. Раскрывают учение о четырех состояниях человека. 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью. У. Формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. Занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., - единение с Брахманом.

На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. Индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. Прослеживается в "Бхагават-Гите". Идеи У. Впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. Сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. Оставили, начиная с Шопенгауэра..

Значения в других словарях
Упанишады

индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин «У.» [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как «сокровенное знание», доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7–3 вв. До н. Э.). Значительную философскую и художественную ценность имеют т. Н. Главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. – философские проблемы ведической религии, ..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) - заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"). Основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. Ч. Веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. До н. Э. - 14-15 вв. Н. Э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.. ..

Упанишады

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание>), заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"). Основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет> вед) религиозно-философских систем Индии, в том числе веданты. Время> создания 7 - 3 вв. До нашей эры - 14 - 15 вв. Нашей эры.. ..

Упанишады

(санскр. Upanishad = тайное учение) — древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние — в VII — VI вв. До Р. Хр.). Индусы причисляют их к так называемому Шрути, т. Е. Словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. У. Составляют третье подразделение ведийской литературы (первое — веды, т. Е. Самые стихотворные их сбо..

Упанишады

(санскр., правда). Часть Вед, философски устанавливающая их содержание.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[санскр. - "доверительная беседа"] - священные книги индусов, касающиеся философских тем - заключительная часть Вед. Содержат высказывания, притчи, диалоги, в которых принимают участие брахманы, короли и боги.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Упанишады

УПАНИША́ДЫ -шад и -дов. Мн. [санскр.] Общее название различных религиозно-философских сочинений Древней Индии, написанных в форме диалога учителя с учениками.. ..

Упанишады

- сокровенное знание - религиозно-философские комментарии в Ведам, составлялись с VII—III вв. До н. Э., делятся на ранние и поздние. Основное назначение — обоснование брахманизма и ряда идеи, легших в основу буддизма (учение об ахимсе, т. Е. Непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. Выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша — освобождение от цеп..

Упанишады

(санскр. Упанишад, букв. - сидение около (наставника), в дальнейшем - сокровенное знание, тайное учение) - др.-инд. Трактаты преим. Этико-филос. Характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. До н. Э. Вплоть до 14-15 вв. Н. Э. Как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. Для них характерно монистич. Осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала - Брахмана, и высшего индивидуального начала - Атмана). Воздействие У. Прослеживается в рел..

Универсалии

УНИВЕРСАЛИИ (лат. Universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. В историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как. Проблема соотношения единичного и общего. Проблема соотношения абстрактного и конкретного. Проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом. Проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная). Проблема онтологического статуса идеального конструкта. Проблема соотношения бытия и мышления - являясь фа..

Уорд

УОРД (Ward) Лестер (1841-1913) - американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздейств..

Установка Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.. ..

Утопия

УТОПИЯ (греч. Оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. ..

Упанишады

(от санскр. Upa - рядом и sad - сидеть с учителем) - серия др.-инд. Трактатов религиозно-философского характера, примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла. Корпус У. Составляют более 100 текстов, древнейшие из которых созданы, по-видимому, около 6-3 вв. До н.э. У. Появлялись и позже, вплоть до 14-15 вв. В У. Рассматриваются онтологические, метафизические и этические проблемы, исследуется природа человеческой души, Бога, смерти, бессмертия, а также дается символическая инте..

Упанишады

Произведения, составляющие завершающий цикл канонич. Свода Вед, сложившийся в осн. В VII-VI вв. До н. Э. Объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У. "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще п..

Дополнительный поиск Упанишады Упанишады

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Упанишады" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Упанишады, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 9 символа