Федоров
ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - русский мыслитель, представитель религиозно-философского направления космизма. Сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки. Как незаконнорожденный Ф. Получил отчество и фамилию по имени крестного отца. С 1854 по 1868 Ф. Служил учителем истории и географии. С 1868 Ф. Переходит на службу в Москву, где сначала становится помощником библиотекаря московской Чертковской библиотеки, а с 1874 переходит в Румянцевский музей. Занимая скромную должность дежурного по читальному залу, он постепенно заслуживает огромный авторитет у многочисленных посетителей этой библиотеки - виднейших ученых, писателей, философов. Ф. Высоко ценили многие его современники (Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев и др.).
Ф. Был известен своим аскетическим образом жизни, он считал грехом всякую собственность, а потом даже свое жалованье почти целиком раздавал нуждающимся. По этой же причине Ф. Ничего не опубликовал из своих сочинений. Работу по подготовке к изданию философского наследия Ф. Завершили его ученики и последователи, выпустившие два тома избранных отрывков и статей под названием "Философия общего дела" (1906, 1913). Свое учение, называемое "активным христианством", Ф. Понимал как раскрытие "Влагой Вести" в ее истинном практическом смысле, который выражается в призыве к активному преображению природного, смертного мира в иной, не-при-родный, бессмертный божественный тип бытия. Основу федоровского учения составляют идеи "регуляции природы" и "имманентного воскрешения".
Высшим идеалом преображения (обожения) мира у Ф. Является Царство Божье, достижение которого предполагает осуществление целого ряда задач. Переход от эксплуатации к регуляции природы, овладение управлением космическими процессами. Совершенствование организма человека. Создание общества по типу "психократии" на основе сыновьего, родственного сознания, идея патрофи-кации, т.е. Воскрешение всех прежде живших поколений. Реализация перечисленных задач мыслится Ф. Как "общее дело" всего человечества, осознавшего свою целостность, всеединство, ведущее к всеобщему братству и родству, преодолению "враждебного" состояния как в природе, так и в социуме. Ф. Был убежден, что божественная воля действует через единую соборную совокупность человечества.
В этом контексте одним из главных требований в учении Ф. Является принцип "совершеннолетия в вере", предусматривающий собственное участие человека в деле преображения природного порядка бытия (ср. С идеей "совершеннолетия мира" Д. Бонхеффера - см. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА), включая общее дело по реальному восстановлению и преображению прежде живших поколений, основанное на идее перверсии естественного хода биологических процессов. В этой связи философия Ф. Устанавливает своего рода культ предков (вплоть до проекта обучения и воспитания детей на кладбищах). Учитывая, что всем воскрешенным поколениям не уместиться на одной планете, Ф. В качестве неисчерпаемого резерва для заселения людей предлагает Космос. Для этого человечеству придется преодолеть земные силы притяжения, выйти в космос и расселиться в нем, что, безусловно, связано с необходимостью психофизиологического совершенствования человеческого организма, т.е.
Преображения человеком себя из "смертного, пожирающего и вытесняющего" существа в самосозидающее и бессмертное. Одним из условий подобных трансформация является, по мысли Ф., превращение питания в "сознательно-творческий процесс" создания своего тела из элементарных веществ и космической энергии. Философское наследие Ф. Оказало влияние не только на русскую философскую традицию (B.C. Соловьев называл Ф. "учителем и отцом духовным"), но и на аксиологические приоритеты русского искусства (Достоевский, Л.Н. Толстой, В. Брюсов, В. Хлебников, К. Клюев и др.). (см. Также. ВОСКРЕШЕНИЕ, КОСМИЗМ РУССКИЙ)..
Дополнительный поиск Федоров
На нашем сайте Вы найдете значение "Федоров" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федоров, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа