Феминизм

152

ФЕМИНИЗМ (лат. Femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации - сексизме (англ. Sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу - и эйджизмом (англ. Age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация. Исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация женщин.

Формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. А Милль в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Первым программным манифестом Ф. Традиционно считают "Декларацию прав женщины и гражданки" (О. Де Чуж, 1972). Системное изложение идеи Ф. Получают в работе Т.

Фон Гип-пеля "Об улучшении гражданских прав женщин" (1792). М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности. В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. До 60-х 20 в. - женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 20-м 20 ст. Такие права были предоставлены женщинам во многих странах. В Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др.

Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women's liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики. Либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. Ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами.

Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества анд-рогинного типа (т.е. Такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. Борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о Ф. В этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста.

Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин. Любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п. Социалистический Ф. Рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма" и при этом ссылаются на деятельность таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др.

Однако сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем. О природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women's studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин". Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом.

Так, американская феминистская мысль тяготеет к Миллю, Дьюи, М. Веберу, Куну, Маркузе и Троцкому. А французская - к С. Де Бовуар, Лакану, Дерриде. Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества - патриархатная по своей природе, маскулини-стски (лат. Masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны.

Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами. Свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п.

Фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств. Иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п.

- прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертулли-ан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа. Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность".

"Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки. Историко-философский дискурс в Ф. Опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива" традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре.

В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы".

В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности. Духовное - телесное, рациональное - эмоциональное, объективное - субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес. Духовное, рациональное, объективное. Новый образ эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая.

В целом феминистская философия имеет ярко выраженный со-циоцентристский характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы..

Значения в других словарях
Феминизм

(франц. Feminisme, от лат. Femina – женщина) женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках буржуазного строя. Возникло в 18 в., первоначально в Северной Америке – в период Войны за независимость 1775–1783 и во Франции – во время Великой французской революции. Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Появились феминистские организации в ряде стран. В 1888 был создан Международный совет женщин, в 1904 – Международный альянс за избирательные права женщин (современное название – Между..

Феминизм

ФЕМИНИЗМ - ..1) в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в2)] Параллельные явления в современном изо-искусстве и искусствознании. Периодом расцвета женского творчества в России явились 1910-20-е г г., когда выдвинулась блестящая плеяда художниц-авангардисток (Л. ..

Феминизм

ФЕМИНИЗМ (новолатинское feminismus, от латинского femina - женщина), в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение> их прав с мужчинами (возникло в 18 в.).. ..

Феминизм

См. Эманципация (эмансипация) женщин.. ..

Феминизм

Попов М., 1907). ..

Феминизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Феминизм

..1) в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в...2) Параллельные явления в современном изо-искусстве и искусствознании. Периодом расцвета женского творчества в России явились 1910-20-е г г., когда выдвинулась блестящая плеяда художниц-авангардисток (Л. С. Попова..

Феминизм

М.Женское движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами.. ..

Феминизм

ФЕМИНИ́ЗМ -а. М. [франц. Féminisme] Женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Поддерживать ф. Бороться с феминизмом. Сторонник, последователь феминизма.. ..

Феминизм

-а, м. Общественное движение за равноправие женщин с мужчинами.. ..

Феминизм

Феминизма, мн. Нет, м. (от латин. Femina - женщина) (полит.). Буржуазное политическое движение в капиталистических странах, имеющее целью добиться формального равноправия женщин.. ..

Феминизм

(feminism). ..

Феминизм

(feminismus. Лат. Femina женщина) в психиатрии наличие у мужчины вторичных половых признаков и (или) характерологических и поведенческих особенностей, свойственных женщине.. ..

Феминизм

(feminismus. Лат. Femina женщина)в психиатрии — наличие у мужчины вторичных половых признаков и (или) характерологических и поведенческих особенностей, свойственных женщине.. ..

Феминизм

(feminismus. Лат. Femina женщина) в психиатрии - наличие у мужчины вторичных половых признаков и (или) характерологических и поведенческих особенностей, свойственных женщине.. ..

Феминизм

Наличие у мужчины присущих женщинам личностных свойств и поведенческих реакций, включая мимику и пантомимику. Сочетается с феминизацией.. ..

Феминизм

(лат. Femina - женщина), женское движение за уравнение в правах с мужчинами. Возникло в 18 в., активизировалось в конце 60-х годов 20 в. Под названием неофеминизма для выражения протеста против социального угнетения женщины, её дискриминации в экономической и политической жизни, в семье, против унижения женского достоинства. В современном феминистском движении наиболее распространённым является радикальное направление. Оно акцентирует внимание на искоренении дискриминации в межличностных, главны..

Феминизм

Наличие у мужчины присущих женщинам личностных свойств и поведенческих реакций, включая мимику и пантомимику. Сочетается с феминизацией.. ..

Феминизм

Наличие у мужчины присущих женщинам личностных свойств и поведенческих реакций, включая мимику и пантомимику. Сочетается с феминизацией.. ..

Феминизм

— движение женщин за уравнение в правах с мужчинами. Возникло в XVIII в., особенно активизировалось с конца 60-х гг. XX в.. ..

Феминизм

(франц. Féminisme, от лат. Femina - женщина) - женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках бурж. Строя. Возникло в 18 в. Впервые требование женского равноправия было выдвинуто в период Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 (активное участие в борьбе за удовлетворение этого требования принимали жена президента США Дж. Адамса Абигайль Смит Адамс и жена видного амер. Политич. Деятеля Дж. Уоррена Мерси Отис Уоррен). Во время Вел. Франц. Революции во многих городах Фран..

Фейерабенд

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (Пауль) Карл (1924-1994) - американский философ и методолог науки. Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958- в ряде северо-американских университетов и в университетских центрах Западной Европы. Основные сочинения. "Против метода. Очерк анархистской теории знания" (1975), "Наука в свободном обществе" (1978), "Проблемы эмпиризма. Философские заметки" (1981) и др. В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма (Поппер), исторической школы ..

Фейербах

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты - приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. "Мысли о смерти и бессмертии", в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф..

Феноменологическая Социология

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ- в узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций со-циологизированной версии феноменологии позднего Гуссерля. В широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций п..

Феноменологический Психоанализ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ - совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонентов психоанализа и переосмысление его на основе феноменологической концепции сознания. Во второй половине 20 в. Наибольшую известность в ряду попыток перестройки психоанализа на базе феноменологического учения Гуссерля - приобрели идеи финского исследователя Л. Раухала ("Интенциональность и проблема бессознательного", 1963)..

Феминизм

Женское движение за уравнение женщин в политических правах с мужчинами.. ..

Феминизм

Термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, филос. Течениям зап. Мысли, занимающимся женской проблематикой. Идеи Ф., возникнув в Европе в эпоху Просвещения, во втор. Пол. 20 в. Получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллестоункрафт "Защита прав женщины" (1792), вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль и др. Предтечей сов..

Дополнительный поиск Феминизм Феминизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феминизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феминизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа