Футуризм

139

ФУТУРИЗМ (лат. Future - будущее) - идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик - Маринетти. Классические представители. У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. Опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" - человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения "чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев", о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о "великом смехе", который "омолодит лицо мира" (см. ПОДРОБНЕЕ. МАРИНЕТТИ).

В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пессимистическим восприятием нового века (см. Программный тезис кубизма. "закрыть глаза, чтобы не видеть дракона"), Ф. Ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу. "мы воспринимаем, как механизмы. Чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы" (Северини). Вместе с тем, Ф. Может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта "не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем" (Э.Л.

Кирхнер). В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной "войной против зрения" (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть). "уважайте объект" у Пикассо. И если для экспрессионизма характерен поиск "мифологических первоэлементов мироздания" (Э.Х. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма - не только "изучение структуры первичных объемов" (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности. "орфизм" Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т.е. Подлинное бытие - в противоположность видимой "искусственной декорации в декоративном искусстве"), эксперименты Р.

Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики ("идеи Платона - плоские") и т.п. Ф. Занимает в означенной традиции особое место, делая радикальный поворот от осмысления элементов формы к осмыслению элементов движения. По формулировке "Манифеста футуристической живописи" (1910), "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". В рамках характерного для Ф. Течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы ("у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны" - у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой "линии силы", демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга ("откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет" - у Боччони).

Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения ("движение и свет уничтожают материальность тел", согласно "Манифесту") получает в Ф. Ярко выраженную социальную аппликацию. Аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем - вне зависимости от своей направленности - обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра "Война - живопись", картины Боччони "Драка", Руссоло "Восстание", Карра "Похороны анархиста Галле" и др.) - при абстрагировании от человека в контексте его абсолютной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как "штифтике", обеспечивающем движение социальной мегамашины, - в противоположность концепции сильной личности.

Выражающие - соответственно - эти идеи картины Северини "Бронепоезд" и Боччони "Единственная форма"). На этой основе происходит историческое смыкание Ф. С фашизмом. С приходом к власти Муссолини Ф. Становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии ("без агрессии нет шедевра" - у Маринетти) и культивирования "брутальных портретов Дуче" в начальный период государственного развития фашизма - до концептуальных прокламаций социального оптимизма ("одна лишь радость динамична" - в псевдоромантическом манифесте Маринетти "Новая футуристическая живопись", 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления.

В области художественной техники Ф. Сыграл большую роль в становлении абстракционизма ("Выстрел из ружья" и "Динамические последовательности" Балла, "Сферическое распространение центробежного света" Северини, более поздние "Манифест абстрактной живописи" Прамполини и идея "всемирного Ф."), авангарда новой волны, прежде всего, искусства pop-art ("Памятник бутылке" Боччони, 1913 - как первый художественный прецедент "деланья вещей") и синтетического искусства (концерт "звуков большого города" на базе комплексного "шумопроизводителя" Руссоло) и - отчасти - сюрреализма ("Состояние души" Боччони. "Прощание", "Те, кто остается" и др.)..

Значения в других словарях
Футуризм

(от латинского futurum — будущее) авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. В Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов. Рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин «Ф.» вскоре стал также обозначением всего фронта «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще. В И..

Футуризм

ФУТУРИЗМ (от лат. Futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов", "Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живопи..

Футуризм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Футуризм

М.Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.. ..

Футуризм

ФУТУРИ́ЗМ -а. М. [от лат. Futurum - будущее] В европейском искусстве начала 20 в. Авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства. Западный ф. Кубизм и ф. В живописи.. ..

Футуризм

-а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства. II прил. Футуристический, -ая, -ое. Футуристические стихи.. ..

Футуризм

Футуризма, мн. Нет, м. (от латин. Futurus - будущий). Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства (возникло в начале 20 века в Италии как художественная идеология воинствующей империалистической буржуазии. В России получило развитие, главным образом, среди мелкобуржуазной, анархически настроенной интеллигенции как протест против существующего строя и общественных отношений).. ..

Футуризм

Заимств. Из итал. Яз., где futurismo — суф. Производное от лат. Futurum «будущее».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Футуризм

ФУТУРИЗМ. ..

Футуризм

- (от лат. Futurum - будущее) - авангардистское (см. Авангардизм) течение в искусстве и литературе ХХ в., зародившееся в Италии ("Манифест футуристов" 1909 г.) и получившее широкое распространение во многих европейских странах, в первую очередь в России.. ..

Футуризм

        (от лат. Futurum - будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х - начала 20-х гг. В некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания "искусства будущего", отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.        В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф. Т. Маринетти и другие поэты, художники У. Бо..

Футуризм

— будущее - авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). В живописи итальянские футуристы У. Воччони, Д. Северими использовали пересечения, сд..

Фуко

ФУКО (Foucault) Мишель (1926-1984) - французский философ-постструктуралист, ставивший целью описание механизмов порождения текстов, форм знания, самоидентификации. Исследуя в книге "Рождение клиники. Археология взгляда медика" (1963) образование медицинских и психиатрических понятий, в частности - нормальности и патологии (безумия), Ф. Говорит о социальных, экономических, политических, мировоззренческих условиях преобразований точки зрения медика, выступает против представления о внутренней логи..

Функция

ФУНКЦИЯ (лат. Functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, ' которой он принадлежит. 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. Первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия Ф. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о Ф. Какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явл..

Футурология

ФУТУРОЛОГИЯ - обобщенное название концепций о будущем человечества. В узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. Синонимична прогнозированию и прогностике). Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. Понималась "наука о будущем", "история будущ..

Хабермас

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929) - немецкий социальный философ и социолог. С 1961 по 1964 - преподаватель в Гейдельберге, с 1964 - профессор во Франкфурте-на-Майне, с 1970 - содиректор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира. Выступал последовательно представителем "второго" ("среднего") поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов "новых левых", представителем неомарксизма. Для зрелого периода творчества X. Характерна умеренная позиция..

Футуризм

(лат. Future - будущее) - идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик - Маринетти. Классические представители. У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. Опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" - человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программ..

Дополнительный поиск Футуризм Футуризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Футуризм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Футуризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа