Хвостов

212

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы философии и психологии". Член Московского психологического общества. Покончил жизнь самоубийством. Основные работы. "Общественное мнение и политические партии" (1906), "Нравственная личность и общество.

Очерки по истории социологии" (1911), "Психология женщин" (1911), "Женщина и человеческое достоинство" (1914), "Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма" (1912), "Теория исторического процесса" (1910), "Социология. Введение. Ч. 1. Исторический очерк учений об обществе" (1917), "Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений" (1919) и др. Принадлежа к кругу русских неокантианцев, X. Пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов). Одну из своих основных задач X. Видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории.

С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. X. Выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе. Их анализ позволил X. Сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин. Задача теории познания, по X., - установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии.

Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология - описательность (состав и происхождение знания). В основе социального познания - выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. X., вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе. Чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логическому единству. В фокусе теоретического анализа - три отношения.

1) места и времени. 2) различия-сходства- тождества. 3) причины. 4) модальности. "Схватывание" объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание. Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов. Тело субъекта, по X., - посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности.

Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) "вещи в себе". Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта. Социальные законы - суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. В пределе они тождественны законам социальной психики. Поэтому социальная психология - часть'социологии. В социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (т.е. В культуре) как целостности общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номоте-тических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории.

Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей. Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самою по себе постулируется (допускается). X. - сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре). Примитивный, кастовый и правовой тип обществ рассматривается X. С точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм общения X. Исследованы традиции подражания и дух времени. В качестве основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения).

X. Резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели. Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы. 1) скрытого состояния новой идеи. 2) обретения идеей критической массы сторонников. 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление об-щественых изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей. Господству-щие тенденции и идеал и образуют "дух времени", который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое.

Кроме контрастных эпох X. Выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма..

Значения в других словарях
Хвостов

IХвосто́в Александр Алексеевич (1857 — г. Смерти не установлен), русский государственный деятель. Помещик Орловской губернии. Окончил Александровский лицей. С 1895 служил в министерстве внутренних дел, в 1900—05 директор хозяйственного департамента. С 1906 сенатор, с 1912 член Государственного совета, лидер правых. С июля 1915 министр юстиции, с 7 июля по 16 сентября 1916 министр внутренних дел. Сменен А. Д. Протопоповым.IIХвосто́в Алексей Николаевич (1872—1918), русский государственный деятель...

Хвостов

ХВОСТОВ Владимир Михайлович (1905-72), историк, академик АН СССР (1964). Труды по истории нового времени и международных отношений. Государственные премии СССР (1942, 1946).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Хвостов

Хвостов, А. Н. - министр внутренних дел царской России. Одно время был вологодским, а позднее нижегородским губернатором. Был избран в IV Государственную Думу, где возглавлял фракцию правых. В октябре 1915 г. Был назначен министром внутренних дел. Назначение Хвостова расценивалось общественным мнением как ответ царского правительства на выступления буржуазной оппозиции летом 1915 г. На посту министра внутренних дел А. Н. Хвостов пробыл до начала 1916 г.. ..

Хвостов

ХВОСТОВПервоначально отчество от нецерковного мужского имени Хвост, например, крестьянин Хвост записан в 1495 г. (Новгород. Писцовые книги), бояре Хвостовы - потомки боярина Андрея Хвоста (жил в середине XIV в.). (Н). ..

Хвостов

1.Владимир Михайлович (11(24).VI.1905 - 9.III.1972) - сов. Историк, специалист по истории нового времени и междунар. Отношений. Академик (1964). Чл. КПСС с 1943. Чл. Академии наук ГДР и Сербской АН. Научно-педагогич. Деятельность начал в 1925 в г. Казани. В 1934-41 - доцент, затем проф. МГУ. В 1941-44 служил в Советской Армии. В 1944-45, 1957-59 - сотрудник аппарата ЦК КПСС. В 1945 - директор Высшей дипломатической школы МИД СССР. В 1946-54 - руководитель кафедры международных отношений Академии..

Хайек

ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма. С 1918 учился в Венском университете, где изучал право, экономику, философию и психологию. Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923). В 1927-1931 директор Австрийского института по исследованию конъюнктуры. В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1..

Харизма

ХАРИЗМА (греч. Charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество X. Традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими сила..

Хейзинга

ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. По культуре европейского средневековая и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919. "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 ..

Хилиазм

ХИЛИАЗМ, МИЛЛЕНАРИЗМ (греч. Chilioi, лат. Mille - тысяча) - религиозно-утопическое учение о приходе Спасителя - Машиаха (в иудаизме) или о втором пришествии Христа (в христианстве) и его тысячелетнем царствии. Христианство, став официальной религией Римской империи (324), отказалось от изменения земных порядков, сделало упор на идею потустороннего воздаяния и осудило X. Как ложное учение. X. Неоднократно возрождался в эпоху средневековья в т.н. Крестьянско-плебейских ересях (см. МИСТИКА), а такж..

Дополнительный поиск Хвостов Хвостов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хвостов" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хвостов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа