Хомяков

234

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - русский религиозный философ, богослов, литературный критик, писатель и поэт. Наряду с И.В. Киреевским стоял у истоков славянофильства. Его ведущий идеолог. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Участник русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. В России был под запретом. Печатался за границей (Париж, Берлин. Лейпциг). Основные философские и богословские работы X. "О старом и новом" (1839 - этим годом датируется возникновение славянофильства), "Опыт катехизического изложения учения о Церкви" (1840-е), "Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях" (1853), "Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу одного послания Парижского архиепископа" (1855), "Еще несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры" (1858).

Центральное понятие в философском и богословском наследии X. - "соборность", выражающая принцип любого организма. Сознания, личности, Церкви, государства. Соборность есть свободное объединение на основе любви, имеющее своим следствием "органическое единство" как залог истины. Сердцевиной соборности является любовь. В учении о Церкви соборность трактовалась X. Как гарант обретения божественной истины и Благодати, как принцип организации и духовной жизни Церкви как единого и цельного "духовного организма". Церковь - не просто коллектив, "ассоциация", а объединение любящих людей. "Церковь не авторитет, а истина", т.к. Организована на единстве, свободе и любви к Богу. Только в Церкви личность обретает подлинную свободу как свободу от внешних сил и авторитетов, как единомыслие с Церковью, в Церкви личность становиться свободной, творческой и цельной.

"Живой и неразрушимый организм, разумная, взаимной любовью освященная свобода" - это, по X., признаки апостольской христианской Церкви. Католицизм и протестантизм, подвергшиеся эрозии рационализмом античного наследия, потеряли эти признаки. Рассудочность в католицизме отдала истину и единство во власть авторитета папы, а в протестантизме - в жертву "субъективной искренности". В православной Церкви эти признаки сохранены. Свобода, любовь, единство и истина как сущность жизни. С учением о Церкви X. Связывает свою гносеологию и антропологию. Бердяев заметил, что X. Утверждает "соборную, т.е. Церковную гносеологию", в которой развивает идею "цельного знания", "целостного разума", целостности духа. Гносеология X. Во многом была реакцией на панлогизм Гегеля, который "принял рассудок за цельность духа, за единственную основу всего мышления...".

Гегель, по X., - продукт протестантской культуры, которая отделила "рассудочно-логическое мышление от целостного разума" и впала в односторонность, которая никогда не приведет к истине. Концепцию "цельного знания" X. Можно свести к следующим тезисам. Полной истиной обладает только Церковь, в лоно которой ложь в принципе проникнуть не может. Мудрость человеку дана не лично, а как члену Церкви и не подавляет в нем полностью лжи и греха. Для избежания лжи надо свой разум или "самый способ мышления возвести до сочувственного согласия с верой" на путях соединения всех внутренних способностей человека в единство, проникнутое верой. Истина постигается целостным разумом, который в самом себе устроен в нравственном согласии с "цельной жизнью духа".

Целостный разум познает мир в несколько этапов. "живознание" (непосредственное, интуитивное единство с объектом) - рассудочно-логическое осмысление данных "живознания" (отрыв от объекта) - "всецелый разум" (соединение рассудка с "нравственными силами духа", "со всеми законами духовного мира"). Историософия X. Признает естественную закономерность исторического бытия в сочетании с Провидением (Промыслом), последнее не исключает свободы и ответственности человека. История, по X., духовный процесс, движителем которого является вера, религиозность народного духа. Соборность общественной жизни является мерилом ее истинности и соответствия христианским началам. Русская культура и общество всегда несли в себе признаки соборности.

Православие. Самодержавие (в его допетровских формах гармоничной жизни сословий). Общин-ность, основанную на хоровом начале и обеспечивающую сочетание свободы личности и общественных интересов. Соборность общества как "коллективной личности" зависит от того, под влиянием каких исторических начал общество находится - "кушитства" (магизм, подчиненность логической и вещной зависимости) или "иранства" (свобода творческого духа, обращенность к личности. Православие, по X., наиболее полное ее воплощение). Тема "Россия - Запад (Европа)" пронизана у X. Мессианскими мотивами, покоящимися на критике односторонности западноевропейской культуры, которая "развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е.

Христианства, односторонне понятого". X. Видит неполноценность западной культуры в ее опоре на религию несоборного типа. Россия должна стать впереди всемирного просвещения, - история дает ей право на это "за всесторонность и полноту ее начал". Идея мессианизма России у X. Лишена национализма и нетерпимости и никогда не мешала ему видеть в Европе "страну святых чудес", - культуру, у которой можно многому поучиться..

Значения в других словарях
Хомяков

Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист. Основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров» (См. Любомудры). Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем ..

Хомяков

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-60), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья "О старом и новом", 1839), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности" и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии "Ермак" (1832) и "Дм..

Хомяков

Хомяков, Н. А. - видный октябрист, смоленский дворянин-землевладелец. Был смоленским губернским предводителем дворянства, позднее - директором департамента министерства земледелия. Член второй и третьей Дум от Смоленска. В третьей Думе Хомяков был избран председателем. Система думских скандалов развернулась при нем особенно широко. В должности председателя Думы Хомяков пробыл до 4 марта 1910 г.. ..

Хомяков

ХОМЯК ХОМЯКОВХомяк - полевой зверек с долгим периодом спячки. Отсюда и второе значение. Соня, лежебока. Мирское имя Хомяк было известно еще в древности. В писцовых книгах 1500 года находим холопа Хомяка и помещика Хомяка Рындина. (Ф) В 'Ономастиконе' Веселовского. Хомяк, Хомяков. Кн. Иван Данилович Хомяк Пенков, Ярославский, боярин, 1524 г. Степан Хомяк Бундов, 1562 г. Борис Хомяков, первая половина XVI в. Ог него - Хомяковы, XVI в. И позже, Тула. Фамилии же без специальных суффиксов больше хара..

Хомяков

Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель, публицист, философ, обществ. Деятель. Один из идеологов славянофилов. Из старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в Моск. Ун-те на звание кандидата математич. Наук. В 1822-25, 1828-29 - на воен. Службе. Участник рус.-тур. Войны 1828-29. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в журналах - "Европеец", "Москвитянин", "Рус. Беседа",..

Хоманс

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (1910-1989) - американский социолог, професор Гарвардского университета. Основные работы. "Человеческая группа" (1950). "Социальное поведение. Его элементарные формы" (1961). "Природа социальной науки" (1967) и др. В первый период творчества находился под влиянием Парето и Парсонса. В 60-е разработал психологизированный вариант теории социального обмена. В отличие от Блау (второго классика этой теории), X. Полностью отказался от понятия социальных структур, не наряд..

Хомский

ХОМСКИЙ(ЧОМСКИЙ) (Chomsky) Ноам (р. 1928) - американский лингвист и философ языка, основоположник генеративного направления в лингвистике, автор концепции "порождающей грамматики". В существенно значимых аспектах обогатил гуманитарное знание 20 ст. Без теории ин-натизма X. Затруднительна реконструкция главных параметров философско-логических дискуссий о структуре и принципах функционирования разума. С 1955 преподавал в Массачусетском технологическом институте, профессор этого института. Основные..

Хоркхаймер

ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог. Директор Института социальных исследований (1931-1965). В 1934-1949 - в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы "Диалектика просвещения" (в соавторстве с Адор-но - 1948). Основные сочинения. "Штудии о семье и авторитете" (1936), "Традиционная и критическая теория" (1937), "Затмение разума. Критика индустриального разума" (1947), "Исследования предрассудка" (в 5 томах, 1949-1950), "Ностальгия п..

Хорни

ХОРНИ (Ноrnеу) Карен (1885-1952) - немецко-амери-канский психоаналитик и психолог. Реформатор психоанализа и фрейдизма, один из основателей и лидеров неофрейдизма. Родилась и получила образование в Германии. С 1913 начала медицинскую практику. Сотрудничала с ведущими немецкими психоаналитиками. Работала в Берлинском психоаналитическом институте. В 1932 эмигрировала в США. В основном работала в Нью-Йорке как практикующий психоаналитик, теоретик и деятель психоаналитического движения. X. Подвергла..

Хомяков

Алексей Степанович (1804-60), выдающийся рус. Правосл. Богослов, историк, публицист и поэт, представитель раннего славянофильства. Род. В Москве в старинной дворянской семье. Большое влияние на Х. Имела мать, воспитавшая его в правосл. Традиции, к-рой он остался верен до конца дней. В 1822 Х. Сдал экзамен в Московском ун-те на звание кандидата математич. Наук. Состоял на военной службе. Участвовал в рус.-турецкой войне. Выйдя в отставку, Х. Посвятил себя лит. Деятельности и сельскому хозяйству в..

Хомяков

Алексей Степанович (1804-1860)русский философ, богослов, поэт и драматург. Один из главных идеологов славянофильства.. ..

Дополнительный поиск Хомяков Хомяков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хомяков" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хомяков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа