Ценность

291

ЦЕННОСТЬ - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. Задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие. Связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее). Семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью.

Задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок. Строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. Обосновывать смыслы. (Франкл трактовал сами Ц. Как смыслы и через них (или "напрямую") стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. Позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие Ц. Играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности).

В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностнообоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. Вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. Усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений.

В силу того, что Ц. Непосредственно "не даны" и "не пред-ставимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы. В литературе существуют как традиция противо-поставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. И норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом. В этом случае их чаще называют нор-мами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламен-тациям, иначе - "жестким" т.е. Приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого, в социологическом функционализме. Фактически с собственно понятием Ц. В социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило, не работают.

С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. В теории социологии (опять же традиционно понимаемой) - абсорбировать неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) содержания, обнаруживаемые как иманентные в социальных системах, или служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. В классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц.

На уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. Определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. Способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д. Типологически Ц. Разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц.Ц. Могут быть. Признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться.

Непризнанными, но действительными. Потенциальными. По объекту направленности различают Ц. Направленные. На себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц. - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представлен-ности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов..

Значения в других словарях
Ценность

термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. Е. Оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретн..

Ценность

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Положительные и отрицательны..

Ценность

Представление человека о хозяйственном значении предметов внешнего мира. Оно необходимо связывается с самым понятием хозяйственного блага. Человек становится в особое отношение к предметам, находящимся в ограниченном количестве сравнительно с потребностью в них или являющимся продуктами его труда (см. Хозяйственное благо). Он заботится о пополнении их запаса, распределяет их потребление, бережет их, дорожит ими, ценит их. Хозяйственная деятельность немыслима по отношению к вещам, не представляющ..

Ценность

Непреходящая ценность. Книжн. То, что долгое время не теряет своей значимости. /em> Калька с греческого. БМС 1998, 612.. ..

Ценность

• абсолютная ценность. ..

Ценность

См. Важность, достоинство, значение, цена. ..

Ценность

Ж.1) а) Стоимость чего-л., выраженная в деньгах. Цена.б) Высокая стоимость чего-л.в) разг. Соотношение по курсу. Достоинство (о деньгах, ценных бумагах).2) То, что имеет высокую стоимость. Ценный предмет.3) перен. Важность, значение.. ..

Ценность

ЦЕ́ННОСТЬ -и. Ж.. ..

Ценность

-и, ж. 1. См. Ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость. Картина большой ценности. 3. Чего. Важность, значение. В чем ц. Этого предложения. Большая ц. Работы. 4. Обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности (всё то, что имеет денежную цену). 11 прил. Ценностный, -ая” -ое (ко 2 знач. Спец.).. ..

Ценность

Ценности, ж. 1. Только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего-н., цена. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью. 2. Перен., только ед. Важность, значение. Его мысль имеет большую ценность. Признать большую ценность его работы для науки. 3. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Хранение ценностей. Перевозка золота и других ценностей. || перен. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-н. Отношении. Духовные це..

Ценность

1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении. Ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью. 2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти ..

Христос

см. ИИСУС ХРИСТОС.. ..

Ценностные Ориентации

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозицио..

Церковь

ЦЕРКОВЬ (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции. Наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом. Обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения. Здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Хр..

Цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. Civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее. 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени. 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями кул..

Ценность

Отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным. Объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным. Объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным.Ц. Как отношение соответствия объекта представлению о нем является прот..

Дополнительный поиск Ценность Ценность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ценность" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ценность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа