Циолковский

248

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) - ученый-самоучка из русской провинции, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В 1879 сдал экзамен на звание народного учителя. До 1920 преподавал математику в школах Боровска и Калуги, занимался научно-исследовательской деятельностью. В конце 20-х становится бесспорным лидером новых направлений в науке - астронавтики и ракетной динамики. Основные сочинения. "Грезы о Земле и небе" (1895), "Нирвана" (1914), "Горе и гений" (1916), "Монизм Вселенной" (1925), "Причина Космоса" (1925), "Будущее Земли и человечество" (1928), "Общественная организация человечества" (1928), "Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы" (1928), "Ум и страсти" (1928), "Растение будущего.

Животное космоса. Самозарождение" (1929), "Научная этика" (1930) и др. Труды Ц. Посвящены проблемам взаимоотношений человека и космоса как элементов единой системы, смысла и сроков существования космоса и человека, путей обретения человеком счастья на Земле и в космосе, оснований человеческой нравственности. Будучи изолированным от системы коммуникаций науки того времени, Ц. Был вынужден самостоятельно добиваться экспериментального подтверждения своих идей, как и обосновывать их в контексте собственных оригинальных философских концепций. Историко-философская база творчества Ц. - популярные парафразы учений мудрецов античности и буддизма. Никакие авторитеты, кроме "авторитета точной науки", по Ц., не могут способствовать пониманию его идей.

Они - логический результат всей современной ему системы естественнонаучных знаний ("математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений"). По мнению Ц., ни материализм, ни религиозный дуализм не в состоянии разрешить проблему смысла Вселенной. Провозглашая космический пантеизм, понимая атомы как неуничтожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности, Ц. Утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутами материального мира. Чувствительность атомов, по Ц., "у высших животных велика и носит условное название жизни или бытия, у низших - слабее (почти не существует), так же как и у растений. В неорганической природе это ощущение так мало, так незаметно, что носит название небытия, смерти, покоя.

Но. Абсолютно нулевого ощущения ни при каких условиях быть не может". Космос состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняется единым физическим закономерностям и химически однороден. "В математическом же смысле, - утверждал Ц., - вся Вселенная жива". Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства - неизбежный продукт процессов развития космоса. Разумная жизнь на Земле - частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Критерием же высшей степени развития цивилизации, по Ц., является способность трансформировать структуру Вселенной вкупе с сопряженными эволюционными процессами.

Не имея конца в реальном времени, будучи единой саморегулирующейся системой, Вселенная Ц. Вырастает из стоящей выше Космоса нематериальной Первопричины. "...Вселенная в общем не содержит горести или безумия. Ее радость и совершенство производятся ею самою. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума. Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого...". Гениальным озарением явилось предощущение Ц. Трагической судьбы человека и человечества на Земле. С точки зрения Ц., познающие воля и разум человека способны сделать людей счастливыми. Препятствием выступают страсти - источник всех человеческих страданий. Именно страсти - от блаженства до агонии - лишают людей разумного умиротворенного существования.

Принципиальное решение этой проблемы в планетарном масштабе Ц. Видел в создании посредством направленного биологического подбора "существа без страстей, но с великим разумом". Промежуточным этапом этого процесса Ц. Полагал выявление особо одаренных индивидов и создание для них действительно комфортных условий. В перспективе, по Ц., самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд, а наиболее ценным продуктом - научное знание. Продумывая вплоть до мельчайших деталей гармоничный образ существования будущего общества Ц. Тем не менее предполагал неизбежность обострения в дальнейшем в его границах "борьбы убеждений". Истина, с точки зрения Ц., способна указать на наилучшее общественное устройство. В идеальном обществе все члены в своей деятельности следуют одному, единой воле, единой идее.

Такое общество - как бы одно существо. Конечный же результат эволюции людей Ц. Видел в преодолении ими собственной физической природы, трансформацию в "небывалое разумное животное", лучистое существо, способное "обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия". Только в таком облике человек, по Ц., будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной, равноправного участия в едином космическом содружестве. Мистическая утопия Ц. - тема, развитию которой он посвятил всю жизнь. Именно эта задача оказалась ведущим стимулом для разработки Ц. Теоретических оснований ракетно-космической техники. В этом контексте приобрели особое звучание идеи Ц. Об универсальной космической этике, о своеобычной "круговой поруке" всех моральных существ, о концентрации преобразующих трудовых усилий всех носителей разума.

Люди у Ц. - часть космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Ц., они должны быть счастливы..

Значения в других словарях
Циолковский

Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, — 19.9.1935, Калуга], русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля. Основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по ци..

Циолковский

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935), учёный и изобретатель в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники. Основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд ..

Циолковский

В 1836 г. Ген.-майор, команд. Башкирским и мещерским войском в Оренбурге.{Половцов}. ..

Циолковский

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935), русский ученый, подготовивший теоретическую базу для космических путешествий. В 1898 г. Он первым в мире заявил о необходимости жидкого топлива для РАКЕТ. Предложил идею многоступенчатых ракет для преодоления сил ГРАВИТАЦИИ и описал принципы работы КОСМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ.. ..

Циолковский

Константин Эдуардович (1857–1935), учёный и изобретатель, один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух, математику и физику изучал самостоятельно. С 1879 г. – учитель математики и физики в Калуге. В 1883 г. Циолковский закончил своеобразный научный труд в виде дневника «Свободное пространство». В нём он делает вывод, что «единственным возможным способом передвижения в космическом пр..

Циолковский

ЦЕМНОЛОНСКИЙ ЦЕМНОЛУСКИЙ ЦЕМНОЛУЦКИЙ ЦИОЛКОВСКИЙ ЦИОНГЛИНСКИЙФамилия польского происхождения. От слова cioiek, по-польски телёнок, бычок.(Ф). Фамилия возникла в польском языке, означала прибывшего из населенного пункта Циолково. (Н). Дургие польские фамилии Ционглинский (Ciaglinski, основанное на старом причастии глагола ciagnac 'тянуть'). Цемноломский (Ciemnolaski Ciemny 'темный'+laka 'луг' - темный луг). Белорусский эквивалент последней фамилии будет выглядеть как Цемнолуцкий, Цемнолуский. (У,..

Цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. Civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее. 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени. 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями кул..

Цивилизация Риска

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА - возникшая в 80-е 20 в. И широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф. Исходной теоретической посы..

Цицерон

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения. "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54-51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др. Ц. Познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определе..

Цяпинский

ЦЯПИНСКИЙ(Амельянович) Василий Николаевич (ок. 1540-1603?) - белорусский гуманист, писатель и книгоиздатель. Имел родовое поместье Цяпина (около Лепеля). Участвовал в Ливонской войне 1558-1563. Продолжатель гуманистических традиций Скорины, был идейно близок к С. Будному, разделял его религиозно-философские и социально-политические воззрения. От кальвинизма перешел к анти-тринитаризму. В 1570-е годы на свои средства открыл типографию. Около 1570 издал "Евангелие" на церковнославянском и белорусс..

Дополнительный поиск Циолковский Циолковский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Циолковский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Циолковский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 11 символа