Чернышевский

236

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1829-1889) - русский философ, писатель, общественный деятель. В 1842-1846 учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-философский факультет Петербургского университета. До 1853 преподавал литературу в Саратовской гимназии. Вернулся в Петербург, где написал и защитил магистерскую диссертацию. Сотрудничал в журналах "Отечественные записки" и "Современник". Ближайшим его последователем и сотрудником являлся Н.А. Добролюбов. Сблизился с революционерами организации "Земля и воля". В 1862 следует арест, тюремное заключение, семь лет категории (1864-1871), затем ссылка в Вилюйск. В 1883 получил право жить в Астрахани. В 1889 (незадолго до смерти) возвращается в Саратов.

Испытал воздействие социалистических идей П.Ж. Прудона, Леру, Л. Блана, утилитаристской этики Бентама и Милля, идей русских западников (прежде всего Герцена и Белинского). Однако, центральной фигурой, повлиявшей на духовное развитие Ч., был Фейербах. Кроме философии, эстетики, этики и разработки идей утопического социализма Ч. Много сделал в области политической экономии, получив высокую оценку своих работ у Маркса. Условия изоляции, в которые он попал после ареста, приостановили духовное развитие Ч., пошедшего по пути упрощения ряда своих ранних идей. Ч. Считается одним из идеологов нигилизма (наиболее полно разработанного Писаревым), давшим ряд образцов "новых людей" в своем написанном в Петропавловской крепости романе "Что делать?" (1863).

Ч. Слывет последовательным материалистом, что не совсем верно по отношению к основному периоду его творчества, который точнее характеризовать как реализм и антропологизм. Основные философские произведения. "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855, магистерская диссертация). "Антропологический принцип в философии" (1860). "Письма без адреса" (1862). "Характер человеческого знания" (1885) и др. Антропологизм выступает у Ч. Концепцией, позволяющей рассматривать человека . Община выступает у Ч. Также как единый организм, обладающий духовным измерением. Индивид включен в социальной и индивидуальной жизни в цепь обусловленностей и причинных зависимостей, делающих невозможным феномен свободы воли, на существовании которого настаивает западноевропейский идеализм.

Человек суть единая сущность, соединяющая в себе материальную и духовную стороны жизни. Проявления человеческого организма - частные случаи всеобщих законов природы. Поведение задается и контролируется психическими механизмами, подкрепляемыми эгоистическими ориентациями человека на выгоду, совпадающую с удовольствием. Личностный природный эгоизм (как волевое начало) может быть поставлен под контроль разумом, нигилистически относящимся к несовершенству окружающей социальной жизни и исходящему из идей общей пользы, ради достижения которой допустимо революционное насилие над сопротивляющимися и противодействующими этой идее. Идеи разума естественнонаучно обосновываются, поэтому философия возможна только как научная философия, постигающая естественные законы природы и жизни и способная на их основе формулировать идеалы достойного бытия человека и нормировать природный эгоизм через введение категории "должного" как необходимости достижения идеала.

Нормирование через категорию должного порождает принципы так называемого разумного эгоизма. Следование последним накладывает очень сильные (в пределе - аскетические) ограничения на личность, требует подчинения им всей жизни (в том числе и частной), что доступно далеко не всем, а только "новым людям", посвящающим жизнь революционному переустройству мира. Соответственно, считает Ч., не может быть социально-нейтральной философской доктрины, - последняя всегда социально-политически обусловлена, выражает интересы конкретных социальных сил и есть средство в их борьбе за сохранение или преобразование существующего порядка. В последующем у Ч. Добавляются и экономические аргументы в пользу своей доктрины. Таким образом, он как бы заранее детерминирует этический импе-ративизм субъективной социологии условиями социального и экономического бытия (в частности, работа "Антропологический принцип в философии" была написана как ответ на раннюю работу Лаврова "Очерки вопросов практической философии").

Одной из сквозных тем Ч. Является тема русской общины, которую он, вслед за Герценом, рассматривает как проявление и выражение "подлинного", "естественного" бытия человека. Община выступает у Ч. Также как носитель социалистического начала (русский мужик как стихийный "революционер" и "социалист"). Отсюда и его общая с Герценом идея "избегания" Россией стадий капиталистического развития и прямого перехода (через крестьянскую революцию у Ч.) к социализму. (При этом признание позитивной необходимости трансформации русского общества на социалистических началах неизбежно приводили Ч. К определенной идеализации потенциальной роли сильной российской государственности в этом процессе). Данный круг идей лег в основу народничества как идейно-революционного движения и социально-философского течения в русской мысли.

Другая сквозная тема творчества Ч. - обоснование реализма как принципа "уважения к жизни" и в эстетической системе и художественном методе. Так, Ч. Обосновывает самодостаточность объективной действительности, продуцирующей "из себя" критерии своей оценки. Красота социально и исторически обусловлена. Искусство есть лишь "замена" действительности и не может быть "выше ее". Оно не может быть определено как "тяга к прекрасному", а должно пониматься как "воспроизведение природы и жизни". Эстетический человек - это прежде всего человек естественный, погруженный во всю полноту жизни. Художественное творчество выступает как способ познания действительности через соединение образа и мысли. Но оно же есть и способ "приговора" над действительностью, исходя из развивающихся сугубо человеческих задач.

У позднего Ч. Последовательная (до логического конца) проработка идей приводила зачастую к крайним формам материализма, атеизма и социологизма, редукционно упрощая и вульгаризируя ряд плодотворных содержательных разработок более раннего периода. Влияние Ч. В эстетике оказалось гораздо большим, чем его влияние собственно в философии. Велика его роль в идейных течениях второй половины 19 в. Он стал кумиром для нескольких поколений революционной молодежи. Свою идейную зависимость от Ч. Признавал Ленин. В советский период Ч. Рассматривался как центральная фигура в истории русской философии..

Значения в других словарях
Чернышевский

IЧерныше́вский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, там же], русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842—45), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). Мировоззрение Ч. В основном сложилось в студенческие годы под влиянием русской крепостнической действительности и событий революций 1848—49 в Европе. На формирование его взглядов оказали воздей..

Чернышевский

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), публицист, литературный критик, писатель. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник", в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым и составлении прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", заключён в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорён к 7 годам каторги (обвинение юрид..

Чернышевский

I(Николай Гаврилович) — знаменитый писатель. Род. 12 июля 1828 г. В Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович (1795-1861), был человек весьма замечательный. Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и новых языков, делали его исключительно личностью в провинциальной глуши. Но всего замечательнее были в нем поразительная доброта и благородство. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться суро..

Чернышевский

Хватать/ хватить Чернышевского. Жарг. Угол., арест. Шутл.-ирон. Плохо питаться, голодать. /em> Чернышевский — чёрный хлеб. Балдаев 2, 142. Мильяненков, 273. ББИ, 279.. ..

Чернышевский

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Чернышевский

Чернышевский, Н. Г. (1828 - 1889) - русский писатель, публицист и социалист. Родился в Саратове в семье священника. Окончив саратовскую семинарию, в 1846 г. Поступил на филологический факультет петербургского университета. В университете увлекался утопическим социализмом Фурье. После непродолжительной преподавательской деятельности сначала в Саратове, а затем в Петербурге, целиком отдался публицистической и критической работе в передовых журналах того времени. "Отечественных Записках" и "Совреме..

Чернышевский

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ЧЕРНЯТИНСКИЙРусский писатель и философ Н. Г. Чернышевский обязан своей фамилией тому, что его отец при поступлении в Тамбовское духовное училище был записан там Чернышевским, по названию родного села Чернышево, Пензенской губернии. (Ф) Другая 'черная' географическая фамилия Чернятинский - князья Чернятинские, отрасль рода тверских князей. Фамилия от села Чернятина в Твери. (В). ..

Чернышевский

Николай Гаврилович (12.VII.1828 -17(29).X.1889) - рус. Революц. Публицист, философ-материалист и социалист-утопист, лит. Критик и писатель, вождь революц.-демократич. Движения в России 60-70-х гг. 19 в. Род. В Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1846-50 - студент историко-филологического отделения Петерб. Ун-та. В 1851-53 Ч. Преподает рус. Словесность в саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и начинает сотрудничать в "Отечественных записках" и "Со..

Человек

ЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. Состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. Всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмыслен..

Челпанов

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) - русский философ, психолог, логик. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (у Грота). С 1890 работал на кафедре истории философии Московского университета. С 1892 - в Киевском университете, с 1897 - профессор и зав. Кафедрой философии. В 1907-1923 (до выхода на пенсию) заведовал кафедрой философии Московского университета. В 1910-1911 - в Германии и США. В 1912 создал Психологический институт при Московском универс..

Чижевский

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) - историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ (1918-1922). Вел преподавательскую работу в Московском археологическом институте, проводил исследования по выявлению влияния положительных и отрицательных ионов воздуха на живые организмы, применял искусственную аэроиониз..

Число Зверя

АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО или "число зверя" - в "Откровении Иоанна Богослова" мистическое число 666. По Иоанну, "число зверя - это число человеческое", ибо имя лжепророка, который действует во имя и славу зверя - имя человеческое. В древнееврейском языке (ибо Иоанн мыслил семитически) каждая буква имела цифровое значение. Сумма числовых значений букв в словах "кесарь" и "Нерон" и дало величину 666. У Иринея Лионского (конец 11 в.) - встречается число 616 (аналог величины выражения "кесарь Неро"). Т..

Чернышевский

Чеpный хлеб. ..

Дополнительный поиск Чернышевский Чернышевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чернышевский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чернышевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа