Шестов

159

ШЕСТОВ Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) - российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 - в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения. "Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)" (1900), "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматическо-го мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Potestas clavum" ("Власть ключей") (1923), "Навлах Иова (Странствование по душам" (1929). После его смерти изданы работы. "Афины и Иерусалим" (1938), "Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)" (1939), "Умозрение и откровение.

(Религиозная философия Владимира Соловьева и др. Статьи)" (1964), "Sola fide - Только верою. (Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)" (1966) и др. Творческая деятельность Ш. Началась с ряда литературно-философских работ. Исключительную роль в становлении философии Ш. Сыграли - наряду с произведениями Шекспира, которого Ш. Называл своим первым учителем философии - русская литература (прежде всего, в лице Достоевского и Толстого) и философия Ницше. Исходя из глубинного переживания трагичности человеческого существования, Ш. Выступал непримиримым критиком рационализма, в силу своих основных предпосылок узаконивающего, по мнению Ш., человеческие страдания. Источник, порождающий ужасы жизни, Ш. Усматривал в "страшной власти" необходимости над человеческой жизнью.

Наука, будучи воплощением разума, в своем стремлении упорядочить мир предстает у Ш. Как поклонение необходимости и, соответственно, продуцирует принудительное знание, рационализированные истины которого служат орудием управления и господства. Ш. Признавал за научными, т.е. Логически доказуемыми истинами только ограниченное значение, в противном случае они сами (как орудия необходимости) ограничивают человека как свободное и творящее существо, в чем собственно и заключается, по Ш., призвание человека. Ш. Призывал к освобождению от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, общеобязательного, или, говоря иначе, - к "беспочвенности", - единственному, что дарует человеку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш.

Противопоставил опыт адогматического мышления, усматривающего истину "в единичном, неповторяющемся, непонятном, всегда враждующем с объяснением - "случайном" , куда не распространяется власть разума. Особую метафизическую значимость в философии Ш. Обретают мгновения, связанные с "порывистостью и свободной внезапностьго творческого роста и делания , когда разум отказывает в своих услугах". Именно в эти редкие мгновения, писал Ш., "только наедине с собой, под покровом тайны индивидуального бытия. Вспыхивают последние истины". Глубоко переживая иррациональное в бытии человека, Ш. Подчеркивал невозможность ясного и отчетливого представления о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия "быть понятыми".

Философия для Ш. - не "строгая наука" (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но "борьба за невозможное", риск и дерзновение, стремление к неведомому. Дело философов - "не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно более таинственной и проблематической". Единственную возможность реализации свободы и творческой мощи человеческой личности Д. Находил в религиозном опыте. Вера для Ш. - это одновременно и "второе измерение мышления", преодолевающее истины разума, освобождающее от власти необходимости, и путь к тому, для кого все возможно, и упование на Бога живого, что, сметая всякую уверенность и прочность, сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом. Выступая против рационализации веры и полагая ее как сферу абсурда и парадокса, Ш.

Сам включается в русло иу-дейско-христианской философии, которую он, назвав философией откровения, противопоставил философии умозрительной, рациональной. Как философ Ш. Был достаточно независим от окружающих течений времени. Наиболее близким себе мыслителем считал Кьеркегора. Определенная близость философии Ш. И экзистенциализма (как течения) не дает оснований к их соединению - в силу обособленности, ярко выраженного своеобразия этого мыслителя..

Значения в других словарях
Шестов

Лев (псевд. Наст. Имя и фам. — Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2).1866, Киев, — 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895—1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ― в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. Предвосхитил основные идеи позднейшего Экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых ка..

Шестов

ШЕСТОВ Лев (настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938), философ и писатель. Род. В России, с 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и. Афоризмами, Шестов выступил против диктата разума (общезначимых истин) и гнёта общеобязательных нравственных норм над уверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил "философию трагедии" (в центре которой -абсурдность человеческого существования), а философскому умозр..

Шестов

ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия> Лев Исаакович Шварцман) (1866 - 1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозре..

Шестов

(Николай Александрович, 1831—1876) — врач. По окончании курса в спб. Медико-хирургической академии в 1854 г. Состоял врачом 5-ой артиллерийской бригады, уяздовского, Александровского в Варшаве, ловицкого, шебжешинского и др. Госпиталей. В 1855 г. Доктор медицины за диссертацию "De gangraena nosocomiali" и в следующем году назначен сверхштатным ординатором 2-го спб. Сухопутного госпиталя. 1857—1859 гг. Был в заграничной командировке с научной целью. По возвращении был назначен штатным врачом насл..

Шестов

Шестов, Лев - литературный критик и публицист, начал свою литературную деятельность в 1895 г. Газетными статьями по вопросам истории литературы. В 1898 г. Вышла его первая книга "Шекспир и его критик Брандес", затем последовательно "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше", "Достоевский и Ницше" и др.. ..

Шестов

ШЕСТОВПроисхождение фамилии может иметь несколько объяснений. 1. От числительного шесть, 'шестой ребенок в семье'. См. Шестаков (У) 2. От прозвища Шест, возможно, данное худому и высокому человеку. В Ономастиконе Веселовского. Шест Михаил Иванович Филимонов- Морозов, первая половина XV в. От него — Шестовы. Иван Васильевич Шестов, 1557 г. В книге Унбегауна приводится интересный пример происхождения имени Шест. 'Так,например, в XVI в. Некий Иван Шуст имел двух сыновей, которых звали Иван Шаст и М..

Шеллинг

ШЕЛЛИНa (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой классической философии. В 1790 в 15-летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гельдерлином). В 1798, в 23 года - профессор в Йене. Здесь Ш. Сближается с кружком романтиков (братья А. И Ф. Шлегели, Новалис, Шлейермахер и др.) В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств. 1820-1826 - проф..

Шерток

ШЕРТОК (Chertok) Леон (1910-1991) - французский психиатр, психоаналитик, историк психиатрии и психоанализа. Доктор медицины, профессор Сорбонны. Ученик Лакана. После получения медицинского образования работал психиатром. Изучал гипноз и активно использовал его в терапевтических целях (в т.ч. В качестве анестезирующего средства). Прошел курс дидактического психоанализа у Лакана и работал практикующим психоаналитиком. Во время Второй мировой войны был активным участником французского движения Сопр..

Шизоанализ

ШИЗОАНАЛИЗ (греч. Schizein - расколоть) - одно из направлений современного постструктурализма. Программым сочинением Ш. Выступил коллективный труд Делеза и Гват-тари "Капитализм и шизофрения" (1972-1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х - начала 1970-х. В рамках парадигмы III. Затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и пр. Спектр философских аспектов Ш. Содержит критику тео..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предра..

Дополнительный поиск Шестов Шестов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа