Язычество

260

ЯЗЫЧЕСТВО - теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции "теизм (в конкретно-историческом приложении - христианство) - нетеизм (соответственно - Я.)", и обозначающий систему нетеистских верований различных народов ("Я."- от "язык" в значении "народ"). Оппозиция "теизм - Я." является асимметричной как во временном, так и в аксиологическом отношении. Теизм противоположен Я. Как дотеистским (и в частности - дохристианским) верованиям, что задает отрицательную аксиологию последних, тем более острую, чем более ранний период доминирования христианства над Я. Будет рассмотрен. Русск. "язык" в данном отношении эквивалентно греч. Barbaros (варвар) и евр. Gwim (иноземец), что в данном случае осмысливается как иноверец, нехристианин, придавая термину негативное звучание.

Укр. Эквивалент русск. "Я." - "паганство" (ср., a pro ро, англ. Pagan - язычник). Я. Является необходимой стадией становления теизма, эволюция которого предполагает в качестве нулевого цикла трансформацию ранних форм религиозных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм) в политеизм - с последующим развитием его в направлении монотеизма (что Фромм трактует в качестве органичного вектора эволюции религиозной веры). Типологические характеристики Я. Могут быть представлены следующим образом. 1). Прежде всего, если теизм предполагает трактовку Бога как трансцендентного начала и - соответственно - установку на усмотрение и постижение трансцендентального смысла в мире как "книге творения", то Я., фундированное мифологическим мировоззрением, ориентировано на вчувствование в имманентную мерность бытия (ср.

С анаксимандровским истолкованием апейронизации как космической кары за нарушение стихиями меры, гераклитов-ское "солнце не преступит меры, иначе Эринии, слуги Дике, его настигнут"). 2). Воплощенная в языческих богах мерность космического равновесия делает их выражением гармонии и порядка, однако практически лишает индивидуальной свободы. Они оказываются подчинены каждый своей функции в обеспечении космического миропорядка, исполняя свою судьбу так же, как и люди ("такую уж видно мощную выпряла долю Судьба, как его я рождала" - Афродита о сыне в Гомеровских гимнах), - в отличие от теизма, отчетливо артикулирующего трансцендентный статус Бога по отношению к миру, дающий ему абсолютную возможность попирать законы природы (феномен чуда, теургия) и ничем не ограниченную свободу воли (Иоанн Дунс Скот отвергает, например, идею творения мира "по разуму Божьему", ибо неоходимость следования рациональной логике ограничивала бы атрибутивность и безграничную свободу воли Божьей).

Как замечает раннехристианский критик Я. Лактанций Фирмиан, "то, на что ссылаются стоики в обоснование божественности небесных тел, доказывает как раз обратное. - именно потому, что светила не могут сойти с предустановленных орбит, обнаруживается, что они не боги. Будь они богами, можно было бы наблюдать, как они движутся то туда, то сюда.., ибо их волевые акты свободны". 3). В соответствии со сказанным, основным морально-этическим требованием Я. Является соблюдение меры. От бытовой умеренности (есть за обедом более 14 блюд в античной Греции считалось неприличным) до достойного несения своего жребия, не приступая его имманентной меры. Если этика христианства - это этика свободного выбора, то этика Я. - чистой воды исполнительский ригоризм.

Героем (греч. Erovn этимологически восходит к значению "умерший". В архаической греческой культуре это слово писалось на могильных плитах) считается исполнивший свою судьбу. 4). Боги Я. Представляют собой не столько персоны, сколько персонификации, где личностная компонента образа отходит на второй план по сравнению с компонентой воплощения той или иной стихии (Тетис - моря, Гея - земли, Аполлон - солнца и т.п.) или- позднее- соотвентствующей хозяйственной функции (Асклепий - врачевания, Артемис - охоты, Гефест - кузнечного дела и т.п.) - в отличие от остро артикулированного в теизме личностного статуса Бога. 5). Языческие боги, не обретая трансцендентного характера, конституируются как антропоморфные (ср. Теистский запрет на изображение лика Божьего, в частности - запрет в раннем христианстве на иконографию Троицы).

Антропоморфизм языческого пантеона задает богам не только осязаемую телесность (красота Афродиты, хромота Гефеста, девственность Афины, эротический потенциал Зевса), но и индивидуализированные характеры, предполагающие, однако, в качестве интегрально общей характеристики так называемую "зависть богов", являющую собой не что иное, как механизм поддержания космической меры как закономерности. Преступление человеком меры мужества, разума или счастья рассматривается богами именно как преступление против высшей ценности - мерности Космоса - и незамедлительно пресекается, зачастую нещадно караясь (Посейдон против Одиссея). 6). В отличие от теизма, фундированного идеей трансцендентного Бога, Я. Характеризуется феноменом теофании, т.е.

Возможности непосредственной явленности богов и их вмешательства в события земной жизни. Вовлеченность Олимпа в Троянскую войну у Гомера, мифологические герои как рожденные от бога и смертной и т.п. (ср. С характерной для классического теизма презумпцией принципиальной непостижимости Бога, проявляющего себя в мире теургическим образом - см. ТЕУРГИЯ). 7). В отличие от теизма, проблематика веры как интимно сокровенного состояния души не является для Я. Центральной и - более того - принципиально значимой. Семантическим центром Я. Выступает отправление культа, также, в свою очередь, сфокусированного не на творимой душой молитве, но на непосредственных культовых ритуалах (жертвоприношения богам, участие в мистериях и т.п.).

8). Я. Предполагает развитую магическую практику (греч. Mageia - волшебство, чародейство), основанную на приведение в действие не известных человеку, но имманентных Космосу тайных сил, воздействия на пронизывающие мир сакральные материи (в отличие от ожидания сверхъестественного чуда в теизме). Соответственно дар предвидения (в отличие от мессианства христианских пророков) осмыслен как умение услышать голоса стихий. Предсказания Пифии, например, связываются с испарениями из расщелины пещеры (ср. С искусом молчания в пифагореизме, призванного дать возможность услышать сквозь суетный шум звучание "гармонии сфер"), а пророческий дар богов мог служить и инструментом наказания (фигура Кассандры). 9). Эмоциональная тональность Я., по преимуществу, мажорна.

В отличие от христианства как религии плача, гомерический хохот языческих богов вошел в число общекультурных идиом. По словам Прокла, "мифы говорят, что плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой есть, а порой нет их, смех же их знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту вселенского действования. Смех мы отнесем к роду богов, а слезы - к состоянию людей и животных". В контексте своей исторической эволюции все теистские религии несут в себе следы восходящего к тотемизму языческого зооморфизма (Дух Святой в облике голубя, агнец как символ Христа в христианстве), характерного для Я. Фетишизма (кааба в исламе или христианский крест, восходящий в своем генезисе к символике архаических солярных культов).

В соотношении Я. И теизма отчетливо проявляет себя закономерность, зафиксированная в свое время еще Тертуллиа-ном. Сменяя Я., христианство включает прежних богов в свой пантеон, низводя их до статуса нечистой силы ("мы поклоняемся единому Богу.., относительно других существ, которых вы именуете богами, мы знаем, что они не что иное, как демоны"). Языческие персонажи природных стихий на уровне массового христианского сознания фиксируются в образах "низшей" мифологии (например, бесы). В Люцифере как "светоносном" могут быть усмотрены черты языческого солнечного бога, связанного с ночным и зимним "умиранием", задавшим соотнесение с загробным царством, а в негативной семантике - с адом, (ср. Ярилу в белорусской мифологии как персонификацию весны в виде девушки с колосьями в одной руке и человеческой головой - в другой).

Многие элементы Я. В снятом виде входят в содержание христианской обрядности. Пасха как Святое Воскресенье Христово переосмысливается в соответствии с архаической семантикой аграрных культур как весеннее пробуждение (воскресение) природы, в структуру обрядности вводится ритуальное поедание окрашенного яйца (красный цвет - цвет крови - использовался в Я. Как знак жизни для окрашивания лба раненых, рожениц и новорожденных с целью обратить их к жизни. Яйцо выступает в европейском Я. Традиционным (см. ОРФИЗМ) символом космогенеза. Христианский праздник Троицы в православии включает в себя архаические элементы языческого анимизма (культ березы, трав и злаков). Преображение Господне стало отмечаться как типичный для Я.

Аграрный праздник сбора плодов (Яблочный Спас) и т.п. Персонификации Я. Фундируют собою символическую систему европейской культуры, во многом детерминируя метафорику художественной традиции..

Значения в других словарях
Язычество

(от церк.-слав. Языцы — народы, иноземцы) обозначение нехристианских, в широком смысле—политеистических религий (см. Политеизм, Теизм) в литературе христианских народов. Боги Я. Олицетворяли стихии природы. Древнегреческий Зевс, индийский Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун — громовержцы, боги неба. Древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Дажбог — боги солнца. Древнегреческий Нептун, индийский Варуна — боги вод и т. П. Наряду с ними почита..

Язычество

ЯЗЫЧЕСТВО - традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие").. ..

Язычество

ЯЗЫЧЕСТВО (от церковно-славян-ского "языцы" - народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле - политеистических. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие"). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы. Перун - громовержец, Дажбог - бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны -лешие, домовые. После принятия в 10 в. Христианства (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Пер..

Язычество

ЯЗЫЧЕСТВО, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности теизму. В современной науке чаще употребляют термин> "политеизм" ("многобожие").. ..

Язычество

См. Вера.... ..

Язычество

Ср.Религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства). Идолопоклонство.. ..

Язычество

ЯЗЫ́ЧЕСТВО -а. Ср. Общее название первобытных нетеистических религий, характерной особенностью которых, в отличие от христианства, буддизма, ислама, является многобожие. Идолопоклонство.. ..

Язычество

-а, ср. Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Эпоха язычества. Культы язычества. II прил. Языческий, -ая, -ое. Языческие обычаи.. ..

Язычество

Язычества, мн. Нет, ср. Идолопоклонство, вообще - религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства.. ..

Язычество

- религиозные верования, для которых характерно многобожие (политеизм) и обожествление предметов и животных (фетишизм и тотемизм). За природой, космосом признается судьбоносная, творческая сила.. ..

Язычество

Принятый в христианском богословии и частично в историч. Литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле, Я. - политеистические религии (см. Политеизм, а также Анимизм, Фетишизм, Шаманство и др.). Термин "Я." происходит из Нового завета - второй, христианской, части Библии, в к-рой под Я. Подразумевались народы или "языки" (отсюда Я.), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин "Я." сохраняет и в др. Произведениях раннехристианско..

Язык Искусства

ЯЗЫК ИСКУССТВА - одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения (см. НАРРАТИВ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА). Данная парадигмальная трансформация берет свое начало от предложенной М. Дессуаром (1867-1947) "всеобщей науки об искусстве", ори..

Языковые Игры

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ - понятие современной неклассической философии языка, фиксирующее речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, нарушение которых означает разрушение Я.И. Или выход за их пределы. Понятие Я.И. Введено Витгенштейном, являясь одной из важнейших категориальных структур в его поздних произведениях. Я.И. Являются наиболее существенной формой презентации языка как в процессе овладения им (обучения языку, осуществляемое посредством включения субъекта в определенны..

Яковенко

ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист. Учился во Франции - в Сорбонне и Свободном русском университете, затем в Московском университете (1903-1905), а в 1906-1908- в Гейдельберге у Виндельбанда и в Фрейбурге у Риккерта. По возращению в Россию занимался журналистикой. Член редколлегии журнала "Логос" (с 1911). В 1912 арестован за связь с эсеровской организацией (первый раз арестовывался в 1905-1906), в 1913 уезжает за границу и по 1924 живет в Италии, затем (по пригла..

Дополнительный поиск Язычество Язычество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Язычество" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Язычество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 9 символа