Яковенко

211

ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист. Учился во Франции - в Сорбонне и Свободном русском университете, затем в Московском университете (1903-1905), а в 1906-1908- в Гейдельберге у Виндельбанда и в Фрейбурге у Риккерта. По возращению в Россию занимался журналистикой. Член редколлегии журнала "Логос" (с 1911). В 1912 арестован за связь с эсеровской организацией (первый раз арестовывался в 1905-1906), в 1913 уезжает за границу и по 1924 живет в Италии, затем (по приглашению Т.Г. Масарика) переезжает в Чехословакию. В 1929-1934 издавал на немецком языке журнал по проблемам русской философии, литературоведения и культуры "Der russische Gedanke" ("Русская мысль"). С 1935 по 1944 издавал "Международную библиотеку по философии".

Основные работы - программные статьи в "Логосе". "О логосе" (1911). "Что такое философия. Ведение в трансцендентализм" (1911-1912). "Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще. Второе, более специальное введение в трансцендентализм" (1912-1913). "Путь философского познания" (1914). Ряд статей опубликован в журналах "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма", "Вопросы философии и психологии" ("К критике теории познания Г. Риккерта", 1908. "Философия Вильгельма Шуппе", 1913. "Вильгельм Вин-дельбанд", 1916 и др.) и др. Изданиях. За границей издал. "Философию большевизма" (1921). "Очерки русской философии" (1922). Работы о русской философии на итальянском и чешском языках.

Я. Последовательно оппонировал религиозной линии в русской философии, защищая философию от воздействия на нее каких-либо внефилософских мотивов. В этом же русле строится критика Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. За "национализацию" философии. Много сделал Я. Для теоретического осмысления и методологического анализа истории русской философии (особенно в пражский период). Однако известен он прежде всего своей философией трансцендентального плюрализма, или критико-трансценден-тального интуитивизма, основные положения которой были сформулированы во время его сотрудничества с журналом "Логос". Философия, по Я., должна исходить из проблем жизни, обнаруживать ее смыслы, постигать сущее во всех его проявлениях.

Она обнаруживает себя в качестве тран-цендентальной сущности жизни и культуры и осознает себя в своей истории как фиксирование моментов Абсолютного Сущего. Фиксируя различие между собственным бытием вещи и ее данностью в восприятии, философия вводит проблему трансцендентного, фиксируемую как отношение чувственного и сверхчувственного, явления и сущности, единого и многого и проявляемую в противопоставлении субъекта и объекта. Однако сущее можно истолковать не трансцендент-но, не за пределами познания, а имманентно (внутри процессов познания). Философия должна очистить себя от "догматических наличностей" сознания. Это, по Я., можно сделать через ограничение философии, т.е. Ее отделение от иных форм проявления сознания (наука, искусство, право, нравственность, религия, политика), по психологическим, гносеологическим и методологическим основаниям (отсюда оппонирование трансцендентализму русского космизма), и через ее освобождение, т.е.

"критическое отчисление" субъекта из содержания познания. Последнее позволит преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализ-ма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания. Это требует преодоления сенсуализма, интеллектуализма и теологизма на основе интуитивизма. Сущность же, усматриваемая чистой мыслью, может быть определена, по Я., как совокупность ценностей и смыслов, которые сознание и душа несут в себе как данное, но принципиально отличное от них и самостоятельное в своем значении. Отсюда философия должна быть противопоставлена всем формам релятивизма и агностицизма.

Философское познание имеет две стороны. Научно-критическую, обращенную к субъекту, и мистическую, обращенную к самому сущему, обнаруживаемому как система ценностей. Критическо-гносеологический подход к сущему выявляет его как само абсолютное познание. "Подлинное философское постижение есть самоупразднение философской мысли в Сущем и прямое наличенствование Сущего". Иррациональность жизни снимается культурой, которая находит свое завершение в философии. Философия же есть самопознание Сущего, исторические этапы постижения которого фиксируются в единстве категорий философии. Отсюда философский плюрализм Я., который проецируется в социум как система демократии. В целом, философия Я. Выступает как оригинальный синтез идей Канта, Гегеля, Когена, Риккерта, Гуссерля..

Значения в других словарях
Яковенко

Василий Григорьевич (3.3.1889 — 29.7.1937), один из организаторов партизанского движения в Сибири в период Гражданской войны 1918—20, советский государственный деятель. Член Коммунистической партии с июля 1917. Родился в селе Тасеево Канского уезда Енисейской губернии в крестьянской семье. Участник 1-й мировой войны 1914—18. С конца 1917 председатель Тасеевского волостного совета. В 1919—22 председатель Совета Северо-Канского партизанского фронта, затем Канского уездного ревкома и исполкома, за..

Яковенко

ЯКОВЕНКО Владимир Иванович (1857-1923), врач, один из основоположников социальной психиатрии и организации психиатрической помощи в России. Инициатор первой переписи психически больных на территории Московской (1893) и др. Губерний, что явилось основой для статистики психических заболеваний. Умер от сыпного тифа при ликвидации эпидемии на Полтав-щине.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Яковенко

(Валентин Иванович) — литератор и земский статистик. Род. В 1859 г. В Полтавской губ. Статистикой начал заниматься в 1880 г. В московском земстве под руководством проф. Ф. Ф. Эрисмана, при исследовании фабрик и заводов. Затем работал в Твери, где составил IV т. "Сборник матер. Для истории твер. Земства" (Тверь, 1884). Сотрудничал в "Рус. Ведом." и "Отечеств. Записках", а по прекращении последних — в "Северн. Вестнике". Поселившись в Петербурге в 1888 г., Я. Принимал более близкое участие в журн...

Яковенко

ЯКОВИН ЯКОВЛЕВ ЯКУНИН ЯКУНКИН ЯКУННИКОВ ЯКУНЦОВ ЯКУНЧИКОВ ЯКУНЬКИН ЯХНИН ЯХНО ЯХНОВ ЯШАЕВ ЯШАНОВ ЯШЕНЬКИН ЯШЕЧКИН ЯШИН ЯШКЕВИЧ ЯШКИН ЯШУКОВ ЯШУНИН ЯШУРИН ЯШУТИН ЯЩЕНКО ЯЩУК ЯЩУКОВ ЯКОВЕЛЬ ЯКОВЕНКО ЯХНОВСКИЙ ЯЩИШИН ЯКОВЧЕНКО ЯКОВУНИК ЯКОВКИН ЯКОБЕЦ ЯКОБСОН ЯШКОВ ЯКОБЕЦ ЯКОБСОН ЯШКОВОтчество от имени в повседневной русской форме Яков (из церковного Иаков). Притяжательное прилагательное яковлев ('сын Якова') образовано суффиксом -ев. Принадлежность выражали два суффикса. J и -ов(-ев), при этом согл..

Яковенко

1.Василий Григорьевич (3.III.1889-29.VII.1937) - один из организаторов партиз. Движения в Сибири в период Гражд. Войны 1918-20, советский гос. Деятель. Чл. Коммунистич. Партии с июля 1917. Род. В с. Тасеево Канского у. Енисейской губ. В крест. Семье. Участник 1-й мировой войны 1914-18. С кон. 1917 - пред. Тасеевского вол. Совета. В 1919-22 - пред. Совета Сев.-Канского партиз. Фронта, затем Канского уездного ревкома и исполкома, зам. Пред. Красноярского губисполкома. В 1922-23 - нарком земледелия..

Языковые Игры

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ - понятие современной неклассической философии языка, фиксирующее речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, нарушение которых означает разрушение Я.И. Или выход за их пределы. Понятие Я.И. Введено Витгенштейном, являясь одной из важнейших категориальных структур в его поздних произведениях. Я.И. Являются наиболее существенной формой презентации языка как в процессе овладения им (обучения языку, осуществляемое посредством включения субъекта в определенны..

Язычество

ЯЗЫЧЕСТВО - теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции "теизм (в конкретно-историческом приложении - христианство) - нетеизм (соответственно - Я.)", и обозначающий систему нетеистских верований различных народов ("Я."- от "язык" в значении "народ"). Оппозиция "теизм - Я." является асимметричной как во временном, так и в аксиологическом отношении. Теизм противоположен Я. Как дотеистским (и в частности - дохристианским) верованиям, что задает отрицательную аксиологию после..

Ян И Инь

ЯН И ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И. О..

Дополнительный поиск Яковенко Яковенко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яковенко" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яковенко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 8 символа