В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Абай Кунанбаев

125

[29.7(10.8).1845, Чингизские Горы, ныне с. Караул Абайского р-на Семипалатинской обл., — 23.6 (6.7). 1904, там же], казах, поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казах, лит-ры. Учился в медресе в Семипалатинске, самостоятельно изучил перс, язык. На формирование его мировоззрения оказали влияние гуманистич. идеи Низами, Навои и др., взгляды рус. демократов. А. К. получил известность среди казахов как знаток нар. жизни, обычаев, судейских решений по тяжбам и др., как автор мн. сатирич. стихов, к-рые заучивались казах, молодёжью. В стихах и прозаич. «Словах назидания» высказал просветительские идеи.
Причину большинства пороков казах, общества А. К. видел в невежестве, к-рое распространяется из-за отсутствия правильно организованного обучения детей. Существовавшие в Семипалатинской области неск. правительств, школ-пансионатов для казахов не обеспечивали образование детей кочевников. Надежды на просвещение народа А. К. связывал с обучением юношей и девушек в рус. школах. В обучение рекомендовал включать общие элементарные знания, сведения о культуре Востока и Запада, казах, и рус. народов. Он предлагал обучать детей и молодёжь как родному, так и русскому языкам, видя в этом ключ к осмыслению мира и нац. культур и путь к равноправному положению казахов среди др. народов. По убеждению А. К., широкое общее образование развивает ум, волю, мировоззрение человека, способствует его устремлённости к истине и справедливости. А. К. поощрял серьёзное отношение молодёжи к учению, самостоят, овладение навыками, полезными в повседневной жизни.
В произв. А. К. большое внимание уделено нравств. и трудовому воспитанию молодёжи, решающую роль в к-ром он отводил семье, гл. обр. положит, примеру родителей и старших родственников. В нравств. совершенствовании человека А. К. особое значение придавал поэзии и музыке. По А. К., благородство человека зависит от развитости чувства прекрасного. А. К. перевёл на казах, яз. стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, басни И. А. Крылова. Идеи рус.-казах, культурного сотрудничества, высказанные А. К., оказали значит, влияние на обществ, мысль в Казахстане. Произв. А. К. впервые изданы на казах, яз. в Петербурге в 1909.
Соч.: на казах, яз. — Поли, собр. соч., т. 1 — 2, А.-А., 1977; в рус. пер. — Избр., М., 1981; Слова назидания. А.-А., 1982.
Лит.: Тажибаев Т. Т., Филос., пси-хол. и пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1957; А у эз о в М. О., Абай Кунанбаев. Ст. и иссл., [А.-А., 1967]; Сомбае/в А. И., Просветитель-демократ Абай Кунанбаев, СП, 1970, №8; Шаймерденова К.. Пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1990.
Г. М. Храпченков.







Значения в других словарях
Абай Кунанбаев

[29.7(10.8).1845, Чингизские горы, ныне село Караул Абайского района Семипалатинской области, — 23.6(6.7).1904, там же], казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и учёных Востока (Фи ...

Абай Кунанбаев

(1845—1904), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменности казахской литературы, композитор. В лирических и сатирических стихах выступал против социального зла и невежества. Поэмы «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме», «Искандер». В прозаических «Назиданиях» изложил этические, философские и религиозные взгляды. Пропагандист русской литературы, переводил произведения И.А. Крылова, М. ...

Абай Кунанбаев

(29.VII(10.VIII). 1845 - 23.VI(6.VII). 1904) - казах. поэт-просветитель, обществ. деятель, основоположник казах. лит-ры. Род. в Чингизских горах (ныне с. Караул Семипалатинской обл.) в семье старшины рода Тобыкты. Учился в Семипалатинске в медресе и приходском училище (1858-59). В Семипалатинске сблизился с рус. политич. ссыльными - учеником Чернышевского Е. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и др. ...

Эскимосская петля

Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли «эскимосский узел для тетивы лука». Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан. При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной. Рис. 70. Эскимосская петля ...

Эшафотный узел

Название узла говорит о его назначении. Это один из старинных узлов, выработанных многовековой практикой смертной казни через повешение. Однако, несмотря на мрачное предназначение, его с успехом можно применять для многих других целей, например, для временного крепления троса за разные предметы. Рис. 87 Эшафотный ...

Абакумов Сергей Иванович

[23.5 (4.6).1890, Чебоксары, — 7.5.1949, Москва], языковед, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1947). Окончил ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1912). Вёл преподавательскую и науч. работу в вузах и н.-и, учреждениях Москвы, в т. ч. в МГПИ им. В. И. Ленина (1933—41), НИИ методов обучения АПН (1944—49). Рассматривая лингвистику и методику преподавания в тесной связи, А. исходил из необходимости дать ученика ...

Дополнительный поиск Абай Кунанбаев

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абай Кунанбаев" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абай Кунанбаев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 27 символа