Абстракция
(от лат. Abstractio — удаление, отвлечение), процесс познават. Деятельности, состоящий в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлечении от других. А. Наз. Также и результат абстрагирования.А. Лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, диаграммы, схемы, модели и т. П.). А. — момент целостного процесса познания, направленного в конечном итоге на достижение конкретного, т.е. Всестороннего, полного знания. Термин «А.» употребляют также в значении поверхностного, умозрительного знания.Первые А. Складываются у ребёнка в связи с его практич. И игровыми действиями. Важным фактором, способствующим формированию А., является развитие речи.В сов. Пед.
Психологии разработана концепция учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) и на её основе — модель построения уч. Предметов, к-рой соответствует представление об усвоении знаний как процессе движения от абстрактного к конкретному. В содержании обучения всё более возрастает уд. Вес теоретич. Знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и отношения, к-рые не выступают на поверхности, встаёт задача, особенно на нач. Этапах обучения, — «овеществить», воплотить знания в форме чувственно-наглядных образов. Для этих целей могут быть использованы веществ, объекты (палочки, кубики, муляжи и т. П.), графич. Изображения (схемы, таблицы, чертежи, карты, диаграммы и т. П.), знаковые средства (логич., матем.
Символы, формулы), моделирующие существенные особенности и отношения в матем., физ., лингвистич. И др. Изучаемых объектах. Их использование необходимо для полноценной уч. Деятельности, т. К. Усвоение А. Сразу в языковой форме представляет значит, трудности для учащихся и может привести к формальным знаниям. Как показали психол.-пед. Исследования (Давыдов, Н. Г. Салмина, В. П. Сохина и др.), для адекватного овладения школьниками материалом того или иного уч. Предмета недостаточно вооружить учащихся средствами мыслит. Деятельности. Необходимо также организовать последоват. Собств. Действия учащихся с использованием веществ, объектов, затем графич. И знаковых средств. Напр., для усвоения такой А., как десятеричная система счисления в курсе нач.
Математики, целесообразно организовать действия учащихся с числами сразу в пределах миллиарда на модели этой А. — разрядной сетке. Постепенно, по мере усвоения понятия «система счисления», внеш. Опоры снимаются и уч-ся действуют только с цифрами. При этом понятие усваивается без спец. Заучивания. Овладение А. С использованием чувств, объектов обеспечивает неформальное усвоение А., меняет традиц. Представления о возрастных возможностях абстрактного мышления.Процесс формирования А. Происходит в единстве с анализом, синтезом, обобщением, конкретизацией и др. Мыслит, операциями.Лит. Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961. Розов М. А., Науч. Абстракция и ее виды, Новосиб., 1965. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, Ми972, гл.
8. Салмина Н. Г., С о х и и а В. П., Обучение математике в нач. Школе. (На основе экспе-рим. Программы), М., 1975. Салмина Н. Г., Виды и функции материализации в обучении, М., 1981. Формирование уч. Деятельности школьников, под ред. В. В. Давыдова. И. Ломпшера, А. К. Марковой, М., 1982. А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Абстракция
На нашем сайте Вы найдете значение "Абстракция" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абстракция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 10 символа