В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Абстракция

113

(от лат. abstractio — удаление, отвлечение), процесс познават. деятельности, состоящий в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлечении от других. А. наз. также и результат абстрагирования.
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, диаграммы, схемы, модели и т. п.). А. — момент целостного процесса познания, направленного в конечном итоге на достижение конкретного, т.е. всестороннего, полного знания. Термин «А.» употребляют также в значении поверхностного, умозрительного знания.
Первые А. складываются у ребёнка в связи с его практич. и игровыми действиями. Важным фактором, способствующим формированию А., является развитие речи.
В сов. пед. психологии разработана концепция учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) и на её основе — модель построения уч. предметов, к-рой соответствует представление об усвоении знаний как процессе движения от абстрактного к конкретному. В содержании обучения всё более возрастает уд. вес теоретич. знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и отношения, к-рые не выступают на поверхности, встаёт задача, особенно на нач. этапах обучения, — «овеществить», воплотить знания в форме чувственно-наглядных образов. Для этих целей могут быть использованы веществ, объекты (палочки, кубики, муляжи и т. п.), графич. изображения (схемы, таблицы, чертежи, карты, диаграммы и т. п.), знаковые средства (логич., матем. символы, формулы), моделирующие существенные особенности и отношения в матем., физ., лингвистич. и др. изучаемых объектах. Их использование необходимо для полноценной уч. деятельности, т. к. усвоение А. сразу в языковой форме представляет значит, трудности для учащихся и может привести к формальным знаниям. Как показали психол.-пед. исследования (Давыдов, Н. Г. Салмина, В. П. Сохина и др.), для адекватного овладения школьниками материалом того или иного уч. предмета недостаточно вооружить учащихся средствами мыслит. деятельности. Необходимо также организовать последоват. собств. действия учащихся с использованием веществ, объектов, затем графич. и знаковых средств. Напр., для усвоения такой А., как десятеричная система счисления в курсе нач. математики, целесообразно организовать действия учащихся с числами сразу в пределах миллиарда на модели этой А. — разрядной сетке. Постепенно, по мере усвоения понятия «система счисления», внеш. опоры снимаются и уч-ся действуют только с цифрами. При этом понятие усваивается без спец. заучивания. Овладение А. с использованием чувств, объектов обеспечивает неформальное усвоение А., меняет традиц. представления о возрастных возможностях абстрактного мышления.
Процесс формирования А. происходит в единстве с анализом, синтезом, обобщением, конкретизацией и др. мыслит, операциями.
Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Розов М. А., Науч. абстракция и ее виды, Новосиб., 1965; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, Ми972, гл. 8; Салмина Н. Г., С о х и и а В. П., Обучение математике в нач. школе. (На основе экспе-рим. программы), М., 1975; Салмина Н. Г., Виды и функции материализации в обучении, М., 1981; Формирование уч. деятельности школьников, под ред. В. В. Давыдова. И. Ломпшера, А. К. Марковой, М., 1982. А. Н. Ждан.







Значения в других словарях
Абстракция

(от латинского abstractio — отвлечение) 1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в «чистом виде». 2) Продукт познания (понятие, описание, закон, модель, идеальный объект и т. п.), рассмотренный в сопоставлении с ...

Абстракция

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) (абстрактное) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие - как результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного". Основные типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостно ...

Абстракция

АБСТРАКЦИЯ (от латинского abstractio - отвлечение) (абстрактное), форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие> - как результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного". Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); о ...

Абстракция

(от лат. abstrahere — отвлекать) — процесс мысленного отвлечения и результат этого процесса — отвлеченность (см. эти слова). ...

Абстракция

-и, ж. ...

Абстракция

(лат. abstractio, от лат. abs - от, и trahere - влечь). Отвлечение какого-нибудь признака от предмета, в связи с которым оно существует, и мышление об этом признаке, как о самостоятельном предмете, напр., болезнь, вялость.(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) отвлечение, обобщение, как процесс мысли; 2) нечто отвлеченное.(Источник: "Полный с ...

Абстракция

сущ., кол-во синонимов: (8) ...

Абстракция

ж.1) Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование.2) Теоретическое обобщение как результат абстрагирования.3) Что-л., утратившее определенность, конкретность, реальность.4) разг. Произведение абстрактного искусства. ...

Абстракция

Описание отсутствует ...

Абстракция

-и, ж. (книжн.). 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Научная а. ...

Абасзаде Абас-кули Агабала Оглы

[10(23).4.1906, Тебриз, Иран, — 18.2.1969, Баку], азерб. физик, методист, ч.-к. АПН СССР (1967; ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер физ.-мат. наук, проф. (1954). Окончил физ.-мат. ф-ты Азерб. высш. пед. ин-та (1926) и Азерб. ун-та (1930). С 1924 преподавал в уч. заведениях Баку, с 1934 зав. кафедрой общей и теоретич. физики Азерб. VIIИ им. В. И. Ленина. Редактировал журналы «Производств, обучение в школе ...

Абовян Хачатур

[окт. 1809, с. Канакер, ныне в черте Еревана, — 2(14) апр. 1848], арм. просветитель-демократ, основоположник новой арм. лит-ры и нового арм. лит. языка, педагог. Учился в Эчмиадзине (1819—22), в Нерсесянском уч-ще в Тбилиси (1822—26), где его наставником был А. Аламдарян. Будучи секретарём и переводчиком в резиденции католикоса в Эчмиадзине, А. изучал памятники древне-арм. культуры. В 1830—35 учил ...

Абульханова, Абульханова-славская Ксения Александровна

(р. 29.6.1932, Озеры Моск. обл.), психолог и философ; акад. РАО (1993), д-р филос. наук (1976), проф. (1992). Окончила отд. психологии МГУ (1956), ученица С. Л. Рубинштейна. С 1956 работала в Ин-те философии АН, с 1974 — в Ин-те психологии АН (зав. лабораторией с 1987). С 1982 преподавала в МГПИ, Социологич. колледже РАН, Рос. гуманитарном унте, Рос. Академии управления. Осн. труды по теории лично ...

Дополнительный поиск Абстракция

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абстракция" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абстракция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 20 символа