Азербайджан
Азербайджанская Республика, гос-во в Закавказье. В составе А. — Нахичеванская Авт. Республика. С 1923 в состав А. Входила Нагорно-Карабахская авт. Обл. В нояб. 1991 ВС республики принял решение о ликвидации статуса ИКАО. Пл. 86,6 тыс. Кмг. Нас. 7038 тыс. Чел. (1989). Столица — Баку.В 1989 на 1000 чел. В возрасте от 15 лет и старше приходилось 878 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 770 чел.). В нар. Х-ве республики в 1989 занято 608 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 320 тыс. С высшим и св. 287 тыс. Со ср. Специальным образованием.Дошкольные учреждения. До 1920 было 5 частных дет. Садов (все в Баку). После установления сов. Власти дошк. Учреждения открывались в городах и сел. Местности. В 1920—21 было открыто 76 гос. Дошк. Учреждений. Развитие системы дошк.
Воспитания в 1940- 1980 представлено в табл.В 1989 работало 2088 постоянных дошк. Учреждений со 182,6 тыс. Детей (в т. Ч. 172 дет. Яслей-садов с 4,8 тыс. Воспитанников). В 1988 начали функционировать дет. Дошк. Учреждения на дому (св. 10 тыс. Воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. Учреждениями составила 20%. Св. 63% учреждений вели воспитат. Работу на азерб. И др. Языках народов Закавказья, св. 17% — на русском. Имеются дет. Сады с интернациональными по составу группами. В дошк. Учреждениях занято 14 тыс. Пед. Работников, в т. Ч. 22% с высшим образованием. Воспитателей дошкольных учреждений готовят. Ср. Квалификации — Бакинское дошк. Уч-ще, высш. Квалификации — Азерб. Пед. Ин-т (Баку).Общеобразовательная шко-л а. Сведения о первых школах относятся к 5 в.
В них обучались дети знати и духовенства. После араб, завоевания (7 в.) в целях распространения ислама при мечетях открывались мектебы. С 11 в. В мектебах было введено преподавание перс, языка. В 10—11 вв. При не-к-рых крупных мечетях (Тебриз, Нахичевань, Барда, Гянджа, Шемаха) возникли медресе. Эти уч. Заведения сыграли существенную роль в распространении грамотности. В них получили образование известные поэты и мыслители. Абу-ль-Ала Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Ха-гани Ширвани, Низами Гянджеви, На-сирэддин Туей, Насими, Физули, Вагиф и др. В 14 в. В Тебризе был открыт «Дом исцеления» — городок с уч. И леч. Учреждениями. Мектебы и медресе в дальнейшем открывались отдельно от мечетей. В 1647 в Тебризе было 47 медресе и 600 мектебов, в Шемахе — 7 медресе и 47 мектебов.В нач.
19 в. В Сев. Азербайджане, вошедшем в состав Рос. Империи, были открыты нач. Рус. Школы. Первое уездное уч-ще было организовано в Шуше в 1830, затем в Шеки (1831), Баку (1832), Гяндже (1833), Шемахе и Нахичевани (1837), Кубе и Ордубаде (1856), Закаталы (1862). До 1870-х гг. Число этих школ росло крайне медленно, численность азербайджанцев в них была незначительна. Под давлением мусульм. Духовенства многие отказывались обучать своих детей в рус. Школах, определяя их в мектебы, число к-рых в 80-е гг. 19 в. Доходило до 500 (ок. 7 тыс. Уч-ся). Уч. Заведения Азербайджана (кроме мусульманских) в 1848—60 и 1864—1917 подчинялись Кавк. Уч. Округу. В 1865 в Баку была открыта реальная прогимназия (с 1874 реальное уч-ще) и жен. Гимназия. В 1887 в Азербайджане появилось рус.-тат.
Нач. Уч-ще (азербайджанцев, как и др. Мусульман, часто называли татарами). В кон. 19-нач. 20 вв. В Азербайджане было открыто более 240 рус.-азерб. Школ. В отличие от обычных школ с обучением на рус. Яз., в эти уч-ща принимались только азербайджанцы и наряду с русским в значит. Объёме преподавался азерб. Язык. В кон. 19 в. Кроме казённых создавались частные и обществ, школы, среди них и т. Н. Ново-методные с преподаванием на родном языке. Движение за организацию ново-методных школ возглавили известные просветители Зардаби, Н. Везиров, М. Шахтахтлы, С. Мехмандаров, А. Ахвердиев и др.В нач. 20 в. В связи с экон. Развитием края и потребностью в образованных людях увеличилось число уч. Заведений. В 1908 в Баку была открыта нач. Александровская жен. Школа.
В основании жен. Школ видную роль сыграл меценат-благотворитель Г. 3. Тагиев. В 1914/15 уч. Г. В 976 школах всех типов (в т. Ч. 15 средних) обучалось 73,6 тыс. Детей (из них 23 тыс. Азербайджанцев). Большинство детей, особенно азербайджанцев, оставалось вне школы. В нач. Школах коренное население составляло лишь 36,1% уч-ся, в ср. Школах 11% (гл. Обр. Дети из состоятельных семей). Число учащихся-азербайджанок составляло менее 2 тыс.В нояб. 1917 в Баку была провозглашена сов. Власть. Уже в 1918 Бакинский Совнарком опубликовал декларацию о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. Были созданы Совет по нар. Образованию и комиссия по составлению программ и учебников. Вместе с тем Бакинский совет не мог решить мн.
Проблем нар. Образования. Азерб. Демокр. Республика (май 1918 — апрель 1920) провозгласила осуществление нац. Политики по нар. Просвещению в духе демокр. Принципов. Были открыты общеобразосат. Школы народном языке, в уч. Планы включены предметы по родной лит-ре, истории, географии. После перехода власти к Советам (1920) старая школа была заменена единой трудовой школой с обучением на родном языке.Комиссия «Союз работников просвещения и социалистической культуры» ввела в 1920/21 уч. Г. Новые программы по истории и др. Предметам для школ 1-й и 2-й ступени. В 20—30-х гг. Обществ, дисциплины преподавались по разным уч. Планам и программам. В эти годы жившие в А. Талыши, лезгины, удины, аварцы, курды и др. Имели школы с обучением на родном языке или изучали предмет — «Родной язык», в 30-х гг.
Обучение переведено на азерб. Яз. Сохранились школы с обучением на груз, и арм. Языках, к-рые функционировали в районах, где жили в основном представители этих народов,В 1928 началось введение обязат. Всеобщего нач. Обучения. В 1928/29 уч. Г. Письменность переведена с арабской на лат. Графич. Основу. С нач. 1930-х гг. В крупных городах, а с 1935 повсеместно стало осуществляться всеобщее 7-летнее обучение. Значительно расширилась сеть ср. Уч. Заведений. Возникли школы и курсы взрослых (1927). В 1928/29 уч. Г. В 1-й и 2-й группах нач. Школ применялась новая программа, составленная Нарком-просом республики с учётом программ ГУСа РСФСР. Начиная с 1931 значительно усилилось использование уч. Планов и программ Наркомпроса РСФСР. С 1936, за исключением азерб.
Яз. И лит-ры, преподавание осн. Предметов проводилось по программам РСФСР. Национально-региональные особенности не получали должного отражения в шк. Планах и программах. Долгое время история Азербайджана не включалась в уч. Планы как отд. Предмет.Массовая неграмотность бьиа ликвидирована во 2-й пол. 30-х гг. В 1939 грамотность населения достигла 82,8%. Развитию общего образования помешали ошибки, допущенные во время культа личности, в т. Ч. В соблюдении равноправия в шк. Обучении представителей разных национальностей. Не был оправдан поспешный перевод азерб. Письменности на рус. Графику, что осложнило уч. Процесс. Народ был искусственно оторван от возможности изучения нац. Культурно-ист, наследия. Большой урон был нанесён нар. Образованию в результате необоснованных репрессий.Во время Вел.
Отеч. Войны сеть школ несколько сократилась, но в послевоен. Годы была полностью восстановлена. В 1951 в Азербайджане завершился переход ко всеобщему 7-летнему обучению, к нач. 1960-х гг. — к 8-летнему. В сер. 1970-х гг. Было введено всеобщее ср. Образование. Динамику развития шк. Сети в 1940—80 см. В табл.В 1988/89 уч. Г. В Азербайджане работало 4,4 тыс. Дневных общеобразоват. Школ (1,3 млн. Уч-ся). Св. 79% школьников обучается на азерб. Языке. Св. 18% — на русском. Св. 34% выпускников ср. Школ продолжают образование на дневных от делениях разл. Уч. Заведений. В 84 вечерних и заочных школах училось 25,9 тыс. Чел. Имеются 17 школ для детей с недостатками умственного и физич. Развития (4,5 тыс. Уч-ся), 5 дет. Домов (450 чел.), специальные школа и ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (ок.
90 чел.).В школах Азербайджана в 1989 бьио занято 129,6 тыс. Учителей, в т. Ч. 80% с высш. Образованием.В 1989 в республике работало 2613 внешк. Учреждений, в т. Ч. Св. 90 Дворцов и Домов школьников (73,5 тыс. Школьников), 64 станции юных техников (39,7 тыс.), 62 станции юных натуралистов (36,2 тыс.), 6 станций юных туристов (4,7 тыс.), 8 детских парков (2,1 тыс.), 264 ДЮСШ (более 185 тыс.), 169 детских муз., худож., хореографических школ и др.С 1988/89 уч. Г. История Азербайджана включена в уч. План школ. Ведётся разработка нового учебника по истории родного края. Школы с обучением на рус. Языке действуют во всех районах республики. С 1989 принято неск. Гос. Актов, укрепивших суверенитет Азербайджана в сфере культуры (в т. Ч. В функционировании азерб.
Яз. Как гос. Языка республики), к-рые открыли широкие возможности для перемен в системе образования. Однако перестройка в области шк. Образования идёт с большими трудностями, не хватает шк. Зданий, слаба их материально-техн. Обеспеченность.Профессионально — техническое образование. Первые ремесл. Уч-ща возникли в 19 в. Вгг. Ше-ки (1843), Закаталы (1882), Гянджа (1884), Баку (1887) и др. К 1914 в 10 ремесл. Уч-щах обучалось 2,4 тыс. Чел.После установления сов. Власти в связи с развитием пром-сти возросла потребность в квалифициров. Рабочих. По инициативе Н. Нариманова началось создание целостной системы проф.-тех. Образования. В 20—30-х гг. Функционировали школы ФЗУ, с кон. 30-х гг. Уч-ща и школы ФЗО. К 1940 их было 32 (5 тыс. Уч-ся). В 1940 была создана система гос.
Трудовых резервов. В годы Вел. Отеч. Войны её уч-ща подготовили более 43 тыс. Квалифициров. Рабочих. В 1959 Трудовые резервы преобразованы в Гос. Систему проф.-тех. Образования. В 1966 были учреждены ТУ для подготовки квалифициров. Рабочих из числа выпускников ср. Школ. В 1969 стали открываться средние ПТУ. Динамику развития системы проф.-тех. Образования в 1940—80 см. В табл.В 1988/89 уч. Г. В 180 проф.-тех. Заведениях обучалось 88,2 тыс. Уч-ся, работало 4,4 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 4085 с высш. Образованием (93,9%), 5,4 тыс. Мастеров производств, обучения. Обучение велось более чем по 270 массовым рабочим профессиям. Передовой опыт организации уч.-воспитат. Процесса в ПТУ пропагандирует ежемес. Бюллетень «Молодой рабочий» (изд. В 1959).Среднее специальное образование.
До 1917 в Азербайджане было 2 ср. Спец. Уч. Заведения с 0,5 тыс. Уч-ся. Ср. Техн. Уч-ще (осн. В 1905) и ср. Мореходное уч-ще (нач. 20 в.), оба в Баку. После установления сов. Власти ср. Спец. Образование стало развиваться с учётом потребностей нар. Х-ва. В 1920/21 уч. Г. Было открыто 8 ср. Спец. Уч. Заведений (5 тыс. Уч-ся). До нач. 30-х гг. Они были подчинены Наркомпросу, а затем переданы соответствующим наркоматам. Динамику развития сети ср. Спец. Уч. Заведений в 1940—80 см. В табл.В 1988/89 уч. Г. В 78 ср. Спец. Уч. Заведениях обучалась 61 тыс. Уч-ся. Св. 85% из них — азербайджанцы. Велась подготовка по 196 специальностям. В ср. Спец. Уч. Заведениях занято св. 5 тыс. Преподавателей, в т. Ч. Ок. 90% -с высш. Образованием.Высшее образование. Начало высш. Образованию было положено основанием (1919) Бакинского ун-та в Азерб.
Демокр. Республике (с 1922 Азерб. Гос. Ун-т, с 1990 вновь Бакинский гос. Ун-т). В 1920 создан политехн. Ин-т (с 1930 ин-т нефти и химии). Ряд вузов, в т. Ч. Пед. И мед. Ин-ты, возникли в 30-х гг. На базе реорганизованных ф-тов Азерб. Ун-та. В 1934 возобновил работу ун-т. Динамику развития сети вузов в 1940—80 см. В табл.В 1988/89 уч. Г. В 18 вузах Азербайджана, охватывающих до 140 факультетов с более чем 530 кафедрами, обучалось 105,7 тыс. Студентов. Из них ок. 85% — азербайджанцы. Подготовка ведётся по 167 специальностям. В вузах занято 8,2 тыс. Преподавателей, из них св. 6% доктора и св. 50% -кандидаты наук. 12 вузов работало в Баку. Ун-т, политехн. Ин-т (осн. В 1950), ин-т нефти и химии, мед. (1930), пед. (1921), пед. Ин-т рус. Языка и лит-ры (1952), пед. Ин-т иностр.
Языков (1973), ин-т нар. Х-ва (1984), инж.-строит. Ин-т (1975), физкультурный ин-т (1930), ин-т иск— в (1945), консерватория (1921), 3 ин-та в Кировабаде (ныне Гянджа). Пед. (1938), с.-х. (1929), технологический (1981). Педагогический в Нахичевани (1972) и филиал ин-та нефти и химии в Сумгаите.Педагогическое образование. В 1914 в Гяндже была открыта учительская семинария (не успела осуществить выпуск). Учителей для Азербайджана готовила преим. Закавк. Учительская семинария (Гори).В 1921 для подготовки нац. Пед. Кадров в Баку был образован Азерб. Пед. Ин-т. В 1928 в А. Учителей готовили 14 пед. Техникумов (2,4 тыс. Уч-ся, в т. Ч. 0,7 тыс. Женщин) и пед. Ф-т Азерб. Ун-та (0,8 тыс. Студентов). В 1938/39 уч. Г. Открыты учительские ин-ты в Гяндже, Шуше, Нахичевани, Степанакерте, Шеки, Кубе, Казахе (в 1950-х гг.
Закрыты). В 1939/40 уч. Г. Имелось 6 пед. Вузов и 26 пед. Средних спец. Уч. Заведений. В 1945/46 уч. Г. Учителей готовили 2 пед. Ин-та (Баку, Гянджа) и 7 учительских ин-тов.В 1989/90 уч. Г. В 5 пед. Ин-тах (Азерб. Пед. Ин-т, Азерб. Пед. Ин-т рус. Языка и лит-ры, Азерб. Пед. Ин-т иностр. Языков, Гянджинский, Нахичеванский пед. Ин-ты) обучалось 26,1 тыс. Студентов. Педагогов с высш. Образованием готовят также Бакинский гос. Ун-т и Ин-т физич. Культу-§ы им. С. М. Кирова. Ежегодно более тыс. Молодых специалистов (5479 чел. В 1989) направляются в школы. Бакинское педучилище, Бакинский индустр. Пед. Техникум и Бакинский техникум физич. Культуры готовят учителей ср. Квалификации. Методич. Работу с учителями ведут Азерб. Головной (осн. В 1937 в Баку), Бакинский (1964), Гянджинский (1974), Ленкоранский (1986) и др.
Ин-ты повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров. В них ежегодно проходят переподготовку 20 тыс. Работников нар. Образования.Педагогическая наука. Нар. Система воспитания детей отразилась в азерб. Фольклоре (эпос «Китаби Деде Коркуд», нар. Сказки, пословицы и поговорки). Пед. Идеи содержались гл. Обр. В произведениях религ. Нравоучит. Лит-ры. В Азербайджане была известна «Авеста», где воспеты гуманистич. Идеалы, любовь к добру, склонность к труду и науке. Низами Гянджеви в «Сокровищнице тайн» (12 в.) в форме притч проповедовал уважение к личности человека, высоко ценил, наряду с умственными и моральными качествами физич. Труд и физич. Развитие. Просветительские идеи отразились в сочинениях Аухади Марагаи (14 в.), Исмаила Хатаи (16 в.).
М. Фи-зули (16 в.) в своих произведениях «Лейли и Меджнун», «Диван», «Сохбат уль-асрар» («Спор плодов») затронул осн. Проблемы воспитания, считал необходимым сделать просвещение достоянием народа.В 1-й пол. 19 в. Значит, роль в развитии нар. Образования сыграли азерб. Просветители А.-К. Бакиханов, Вазех и М. Ахундов. Пед. Идеи Ахундова получили дальнейшее развитие у С. Ширвани, Зардаби, М. Талыбова и др. Ширвани составил учебник для школ нового типа, в своих произведениях освещал проблемы реорганизации нар. Школы, призывал азерб. Молодёжь учиться в рус. Школах, к-рые открывали путь к получению проф. Образования в высш. Уч. Заведениях в России. Талыбов написал трёхтомное уч. Пособие по естеств. И обществ, наукам. Он считал, что для распространения просвещения необходимо провести реформу в самой системе нач.
Образования. Зардаби на страницах первой газеты на азерб. Яз. «Экинчи» («Пахарь») выступал за открытие (помимо мектебов) светских школ с обучением на родном языке. К кон. 19 в. Появилась новая плеяда азерб. Педагогов. Р. Эфендиев, Н. Нариманов, Дж. Мамедкулизаде, С. Ахундов, М. Сид-ги, Ф. Кочарли, Ф. Агазаде и др., к-рые вместе с передовыми рус. Педагогами в Закавказье (А. О. Черняевским, Д. Д. Семёновым и др.) боролись за развитие нач. Азерб. Школы. По инициативе учителей-азербайджанцев С. Ганизаде и Г. Махмудбекова стали открываться рус.-азерб. Уч-ща. Азерб. Педагоги. У. Гаджибе-ков, М. Сабир, А. Сиххат и др. Добивались расширения сети рус.-тат. Школ. В 1905 учителями-азербайджанцами была составлена петиция царскому пр-ву, в к-рой они требовали ввести обязат. Всеобщее бесплатное обучение на родном языке для детей обоего пола.
На съездах учителей-азербайджанцев (1906—07) обсуждались вопросы издания учебников, дет. И пед. Лит-ры на родном языке. В Баку и Гяндже возникли просветительские об-ва чНашри-Маариф» («Распространение просвещения», 1907), «Ниджат» («Спасение», 1906), «Саадат» («Счастье», 1906) и др., к-рые открывали школы и культ.-просвет, учреждения.На становление пед. Науки в А. Большое воздействие оказало издание на азерб. Яз. Произведений выдающихся педагогов. При участии рус. Учёных А. О. Маковельского, Б. Б. Комаровского и др. Формировались пед. Кадры. В 30-х гг. Начинали науч. Деятельность методист-физик А.-К. Абасзаде, педагоги, историки педагогики А. Сеидов, М. Мехти-заде, А. Мураджанов, к-рые создали целую школу по изучению пед. Наследия азерб. Народа.
В 1931 в Баку был открыт НИИ педагогич. Наук. Специалисты ин-та участвовали в создании методич. Лит-ры для учителей азерб. Школ, в разработке (в сотрудничестве с коллегами из академич. НИИ и вузов) ориг. Учебников по истории и географии А. (кон. 50-х — нач. 60-х гг.). Значит, работы были проведены по преподаванию русского яз. Учащимся-азербайджанцам и азерб. Яз. — русским. Ведутся истори-ко-пед. Исследования. С кон. 80-х гг. Развёрнута подготовка ряда шк. Учебников по общеобразоват. Курсам, затрагивающим материал нац. И мировой культуры. Педагогич. Исследованиями занимаются кафедры педагогики и психологии ун-та и пед. Ин-тов. На 1 янв. 1989 в Азербайджане насчитывалось 18 докторов пед. Наук и 334 канд. Пед. И психол. Наук. В 1972 осн. Респ. Пед. Об-во, объеди няющее 56 тыс.
Учителей и учёных (1989).Педагогическая и детская периодика. На страницах первых азерб. Пед. Журн. «Рахбар» («Наставник», 1906—07), «Дабистан» (1906—08) и «Мектеб» («Школа», 1911 — 1920) велась борьба за открытие новых школ, введение всеобщего и бесплатного обучения, за светский характер образования. В 1928—30 Наркомпрос республики издавал первый в Азербайджане сов. Пед. Журн. «Халк маарифи» («Народное просвещение»). В 20-х гг. Выходили пед. Журналы «Маариф ве меденийят» («Просвещение и культура», 1923—27), «Ени мектеб» («Новая школа», 1924—30), «Маариф ишчиси» («Работник просвещения», 1925—29). С 1924 в республике выходит науч.-пед. Журн. «Азербайджан мектеби» («Школа Азербайджана») с приложениями в виде метод, сборников по осн.
Уч. Дисциплинам. С 1947 издаётся метод, журн. «Рус. Язык и лит-ра в азерб. Школе». Помощь учителю оказывает газ. «Азербайджан муэллими» («Учитель Азербайджана», с 1934). До нач. 90-х гг. Выходили дет. Газ. «Азербайджан пионери» («Пионер Азербайджана», с 1927. На рус. Яз. -с 1988), журналы «Пионер» (на азерб. Яз., с 1927), «Геярчин» («Голубь», с 1958), а также разл. Молодёжные периодич. Издания. В 1988 начал выходить журнал «Гяндж-лик» («Молодость»).В Баку в 60-х гг. Организованы спец. Изд-во дет. И юношеской лит-ры «Гяндж-лик» («Молодость»), уч.-пед. Изд-во «Маариф» («Просвещение»).Лит. История Азербайджана, т. 2, Баку, 1960. Мехти-заде М., Очерки истории сов. Школы в Азербайджане, М., 1962. Мусаева Т. А., Революция и нар, образование в Азербайджане, Баку, 1979.
К у р-банов А, М., Садыхов Ш. А., С а-лахов M. H., Первый пед. Ин-т Азербайджана, Баку, 1981. Развитие высш. Школы в Сов. Азербайджане, Баку, 1984. С а л а-хов M. H., Высш. Образование в Азербайджане. История, проблемы, перспективы, Баку, 1990. Антология пед. Мысли Азерб. ССР, [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов], М., 1989. Мехти-заде М., Аллах-вердиев Т., Алиев К., Расцвет нар. Образования в Азербайджане, Баку, 1980..
Дополнительный поиск Азербайджан
На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 11 символа