Ален (Аlain)

367

[псевд. Наст, имя Эмиль Опост Шартье (Chartier)] (3.3.1868, Мор-тань-о-Перш, деп. Орн, — 2.6.1951, Ве-зине), франц. Философ, лит. Критик, педагог. Окончил Высш. Нормальную школу. С 1901 преподавал философию в па-риж. Лицеях. Наиболее значит, произведение А. — «Propos» («Суждения»), выходившее выпусками в 1906—14, содержит высказывания на разл. Темы, включая темы воспитания. Один из лидеров «педагогического традиционализма». По его мнению, «педагогика — это всегда и философия». Уделял внимание антропологическому обоснованию педагогики. Предлагал изучать и учитывать при воспитании процесс взросления личности. Воспитание понимал как переход от детского состояния к положению хозяина собственной судьбы («самоосвобождение»). Почти все проступки ребёнка связывал с его стремлением «вырваться из детства».

Подчёркивал воспитывающие функции школы, настаивал на изучении процесса формирования ребёнка, чтобы руководить его развитием. Ведущими факторами воспитания определял окружающий индивида мир и деятельность самой личности. Советовал изучать ребёнка, не прибегая к специальным методикам («краешком глаза»). Обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности повышенную интенсивность эмоциональной жизни, что следовало учитывать при воспитании чувств, формировании воли и характера. Выдвигал идею двойственной функции воспитания. Как подготовки к жизни и как участие в самой жизни. Путь к реализации этих функций видел в понимании ребёнка и точном соотнесении его наличных сил с трудностями предъявляемых к нему требований.

Верил в позитивные, созидательные возможности воспитания («ребенка можно и нужно изменять и воспитывать», воспитание «вселяет надежду»). Автор концепции «строгого воспитания». Согласно этой концепции, воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности. Исключал бездумное подчинение воспитанника педагогу. Осуждал жёсткие наказания. Наказывая ребёнка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как «посол взрослых» с их нравственными и образовательными нормами. Наставник должен обладать юмором и тактом, избегать при воспитании легкодоступных поощрений.Лучшей пед. Средой А. Считал школьный класс — «детский народ». Учение называл «трудом», т.

К. Полагал, что следует учить на сложном, но доступном ученику уровне. При обучении рекомендовал гармонизировать элементы игры и обязательности, в результате чего учение может стать для ребёнка «высоким наслаждением». В развитии способностей придавал большое значение гуманитарным предметам, защищал классич. Ср. Школу с её «гимнастикой ума». Стоял за «нейтралитет школы», требуя оградить её от «тирании власти». А. Оказал влияние на совр. Пед. Мысль Франции, где его сочинения входят в программу пед. Образования.Соч. Propos sur l'education, Р., 19482. Лит. Сэв Л., Совр. Франц. Философия, пер. С франц., М., 1968, с. 266—70. Джуринский А. Н., Пед. Традиционализм во Франции (концепция Алена), СП, 1977, №8. Mau г. О is A., Alain, Р., 1963-Pascal G., Alain educateur, Р., 19692.Д.

Н. Джуринский..

Значения в других словарях
Алгоритмизация

Учебного процесса, разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). Алгоритм — одно из важнейших понятий информатики (см. Основы информатики и вычислительной техники). Алгоритм — точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к нек-рому классу (или типу). Предписываемые операции (действия) должны быть доступны адресату. Они могут быть..

Алексий II

Патриарх Московский и Всея Руси с 1990. В миру P и д и г е p Алексей Михайлович (р. 23.2.1929, Таллин). Акад. РАО (1993), д-р богословия (1984). Окончил Ленингр. Духовную академию (1953). С 1964 архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами Моск. Патриархата. Член Священного синода Рус. Православной церкви. С 1968 митрополит Ленинградский и Новгородский.Как пред. (1965—86) Учебного комитета Рус. Православной церкви способствовал сохранению и развитию образоват. Традиций отеч. Православн..

Алжир

Алжирская Народная Демократическая Республика, (АНДР), гос-во в Сев. Африке. Пл. 2381,7 тыс. Км2. Нас. Св. 23,7 млн. Чел. (кон. 1988, оценка). Офиц. Яз. — арабский. Столица — Алжир.В 9—10 вв. Появились мусульм. Уч. Заведения — мектебы, сел. Школы «за-вийя» (в них преподавали члены религ. Братства марабутов), гор. Медресе. Имелись ср.-век. Мусульм. Ун-ты. К моменту захвата Францией (1830) на терр. А. Существовали крупные араб, культурные центры. Алжир, Константина, Тлемсен. По мнению нек-рых фра..

Алкоголизм

Систематич. Употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Хронич. А. — заболевание, характеризующееся постоянной потребностью в опьянении спиртными напитками, расстройствами нервной системы и внутр. Органов, личностной и социальной деградацией.Потребность в алкоголе не входит в число естеств. Жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не..

Дополнительный поиск Ален (Аlain) Ален (Аlain)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ален (Аlain)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ален (Аlain), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа