Ален (Аlain)
[псевд. Наст, имя Эмиль Опост Шартье (Chartier)] (3.3.1868, Мор-тань-о-Перш, деп. Орн, — 2.6.1951, Ве-зине), франц. Философ, лит. Критик, педагог. Окончил Высш. Нормальную школу. С 1901 преподавал философию в па-риж. Лицеях. Наиболее значит, произведение А. — «Propos» («Суждения»), выходившее выпусками в 1906—14, содержит высказывания на разл. Темы, включая темы воспитания. Один из лидеров «педагогического традиционализма». По его мнению, «педагогика — это всегда и философия». Уделял внимание антропологическому обоснованию педагогики. Предлагал изучать и учитывать при воспитании процесс взросления личности. Воспитание понимал как переход от детского состояния к положению хозяина собственной судьбы («самоосвобождение»). Почти все проступки ребёнка связывал с его стремлением «вырваться из детства».
Подчёркивал воспитывающие функции школы, настаивал на изучении процесса формирования ребёнка, чтобы руководить его развитием. Ведущими факторами воспитания определял окружающий индивида мир и деятельность самой личности. Советовал изучать ребёнка, не прибегая к специальным методикам («краешком глаза»). Обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности повышенную интенсивность эмоциональной жизни, что следовало учитывать при воспитании чувств, формировании воли и характера. Выдвигал идею двойственной функции воспитания. Как подготовки к жизни и как участие в самой жизни. Путь к реализации этих функций видел в понимании ребёнка и точном соотнесении его наличных сил с трудностями предъявляемых к нему требований.
Верил в позитивные, созидательные возможности воспитания («ребенка можно и нужно изменять и воспитывать», воспитание «вселяет надежду»). Автор концепции «строгого воспитания». Согласно этой концепции, воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности. Исключал бездумное подчинение воспитанника педагогу. Осуждал жёсткие наказания. Наказывая ребёнка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как «посол взрослых» с их нравственными и образовательными нормами. Наставник должен обладать юмором и тактом, избегать при воспитании легкодоступных поощрений.Лучшей пед. Средой А. Считал школьный класс — «детский народ». Учение называл «трудом», т.
К. Полагал, что следует учить на сложном, но доступном ученику уровне. При обучении рекомендовал гармонизировать элементы игры и обязательности, в результате чего учение может стать для ребёнка «высоким наслаждением». В развитии способностей придавал большое значение гуманитарным предметам, защищал классич. Ср. Школу с её «гимнастикой ума». Стоял за «нейтралитет школы», требуя оградить её от «тирании власти». А. Оказал влияние на совр. Пед. Мысль Франции, где его сочинения входят в программу пед. Образования.Соч. Propos sur l'education, Р., 19482. Лит. Сэв Л., Совр. Франц. Философия, пер. С франц., М., 1968, с. 266—70. Джуринский А. Н., Пед. Традиционализм во Франции (концепция Алена), СП, 1977, №8. Mau г. О is A., Alain, Р., 1963-Pascal G., Alain educateur, Р., 19692.Д.
Н. Джуринский..
Дополнительный поиск Ален (Аlain)
На нашем сайте Вы найдете значение "Ален (Аlain)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ален (Аlain), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 12 символа