Анализ
(от греч. Analysis — разложение, расчленение), изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отд. Сторон. А. Существует в двух формах. Практич. Действия и мыслительной операции. Термин «А.»часто служит синонимом исследования вообще.В индивидуальном развитии человека А. Первоначально совершается в конкретных практич. Действиях. Напр., форма предмета вычленяется ребёнком как отд. Свойство сначала только через манипулирование предметами и лишь затем — с помощью зрения. А. Проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и впоследствии — к словесно-логическому. Аналитич. Мышление развивается от первоначального, элементарного А.
Предметов и явлений к их всё более широкому и глубокому изучению. При этом качества его как мыслительной операции зависят от характера умственной деятельности, от того, осуществляется ли она на эмпирич. Или теоретич. Уровне.А. Неразрывно связан с синтезом. Так, для понимания задачи недостаточно выделить только вопрос или только условие. А. Искомого не может быть отделён от А. Конкретных данных, их необходимо соотнести друг с другом, выделить связи внутри данных, а также между данными и искомым, т.е. Вслед за А. Произвести синтез. В рассказе о любом событии мысленно вычленяются отд. Эпизоды и вместе с тем отмечается их связь друг с другом, зависимость одного от другого. Неразрывная связь А. С синтезом получила отражение в формуле «анализ через синтез» (С.
Л. Рубинштейн), к-рая означает, что в процессе А. Новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. Практически А. Всегда выступает в связи не только с синтезом, но и с абстракцией, обобщением и др. Мыслительными операциями. Напр., в геометрии для доказательства теорем, при решении задач нужно абстрагироваться от частного пространств, положения фигуры на чертеже, чтобы выделить существенные признаки геометрич. Понятий.Практически нет такой уч. Задачи, к-рая не требовала бы А. Согласно пси-хол.-пед. Исследованиям, задача на А. Включает ряд действий (операций). Напр., в грамматике для выполнения одного из заданий на А. Морфологич. Структуры слова — выделение окончания — учащиеся должны уметь выполнить след, действия.
Изменить слово по падежам, числам, лицам. Сравнить полученное слово с исходной его формой, обозначить формальную разницу. Решение матем. Задачи включает ряд действий по А. Её условий, умение фиксировать результаты А. В краткой записи или графически. А. Худож. Произведения может быть «по-образным», композиционным, по проблемам (поставленным автором), лексико-стилистическим и предполагает умение восходить от отд. Сцен, эпизодов, компонентов к постижению идейно-худож. Значения произведения. Активизация анали-тич. Деятельности учащихся предполагает целенаправл. Обучение приёмам А. Задача учителя состоит в том, чтобы не ограничиваться требованием произвести А. Того или иного уч. Материала, но и выделить соответствующие приёмы А. И организовать их усвоение.
Разработка и активное формирование конкретных приёмов А. В процессе учения способствуют их превращению в общий приём мыслительной деятельности.Лит. Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958. Проблемы мышления в совр. Науке, М., 1964. Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986, гл. III—VI. С а л-мина Н. Г., С о хин а В. П., Обучение математике в начальной школе (на основе эксперим. Программы), М., 1975.А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Анализ
На нашем сайте Вы найдете значение "Анализ" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анализ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа