Анатомо-физиологические Особенности Детей

298

Возрастные особенности строения, функций дет. Организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф. О. Д. Необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается первыми 18 годами жизни, в к-рых выделяют неск. Периодов.Характерные показатели возрастных изменений физич. Развития организма (рис. 1) — масса, длина и площадь поверхности тела (её увеличение свидетельствует о совершенствовании физич. Развития и указывает на степень морфо-функциональной зрелости организма). Наиб, интенсивное изменение всех параметров физич. Развития характерно для первого года жизни. Так, если при рождении ребенка его рост в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70—75 см.

Масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются. Масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2—3 кг. В период между 5—8, а также между 11—15 годами у детей проявляются т. Н. Ростовые скачки (рис. 2). Первый — меньший по интенсивности, т. Н. Полуростовой скачок, второй — т. Н. Большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7—8 и даже на 10 см. Примерно к 20—25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребёнка значительно изменяются пропорции тела (рис. 3). У новорождённого по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки. С возрастом в результате неравномерного роста отд.

Частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается приблизительно в 5 раз, длина рук — в 4, туловища — в 3 раза, а высота головы — в 2 раза) постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение окружности головы и физиономич. Высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, к-рые, однако, протекают неодновременно. В этой связи называют неск. Типов роста (рис. 4). Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают. Генитальный тип роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, к-рая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12—15 лет, а затем снова замедляется.

Соматич. Тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова.Наиб. Интенсивный рост этих тканей происходит в первые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с к-рьши связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребёнка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются. Поскольку формирование различных фи-зиол. Функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития разл. Органов и функций.Центр, нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внеш.

Средой. Этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идёт развитие сложной психич. И психомоторной деятельности.Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребёнка, не допускать физич. И умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребёнка — её пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к разл. Переменам. С этим свойством нервной системы связана её высокая чувствительность, восприимчивость ребёнка к направленным пед. Воздействиям. Отличит, особенность нервной системы ребёнка — её повышенная возбудимость, обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Чем моложе ребёнок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутр. Торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются вегетативная нервная и эндокринная системы.Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения. Хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18- 20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость (табл. 1). Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физич. Воспитанию. Ранние большие физич. Нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма.

Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребёнка в возрасте 7—9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.Возрастные анатомо-физиол. Изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовые сдвиги осн. Параметров дыхания и кровообращения (табл. 2, 3) свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся ре-гуляторной функции парасимпатич. Нервной системы.С возрастом изменяется потребность ребёнка в питательных веществах.

Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребёнка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребёнку ежедневно необходимо 2—4 г. Белка на 1 кг массы тела, а взрослому — 1,1—1,3 г). Меняется потребность в углеводах и жирах.Приблизительно к 11—12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т. Н. Пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т. Н. Эндокринный взрыв, вызванный значит, изменениями в деятельности гипоталамо-гипофи-зарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь разЛичны, что А.-ф.

О. Д. В большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом. Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией. Чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудание или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т. П.Показатели физич. И психофизиол. Развития детей взаимосвязаны. Отставание в физич. Развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиол. Незрелостью. Дети с низкими показателями физич. Развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, дет. Саду, при поступлении в школу. Они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. Показателей.Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физич.

Развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это явление получило назв. Акселерации. Однако многочисл. Исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, и в 18—20 лет организм, как правило, не достигает ещё полной зрелости и реагирует на воздействие разл. Факторов внеш. Среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, к-рые определяются индивидуальной изменчивостью.Возрастная норма развития — диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. О. Д., в границах к-рого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.Возрастная анатомо-физиол.

Норма отражает единство качеств, и количеств, преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определённых показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиол. Особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистич. Характеристики- нормативы физиол. Функций, но и на функциональную лабильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.Лит. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. Под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969. А и д p о и е с к у А., Анатомия ребенка, [пер. С рум.], Бухарест, 1970. Хрипкова А. Г., Возрастная физиология, М., 1978. Физиология развития ребенка, под ред.

В. И. Козлова, Д. А. Фарбер, М., 1983 (лит.).В. И. Козлов..

Значения в других словарях
Анания Ширакаци

[ок. 605, с. Анеанк (Ани?) в обл. Ширак, ныне на терр. Турции, — ок. 685], древнеарм. Учёный, философ и педагог. Учился в Дпреванкской школе, совершенствовался в матем. Знаниях в Трапезунде и др. Городах. Основал (30-е гг.) школу, где впервые в Армении разработал программу высшего естеств.-матем. Образования в традициях арм. Грекофиль-ской школы и ввёл соответствующую систему обучения. Кроме квадривиума предусмотрел курсы географии, теории календаря, космографии, философии. По плану А. Ш., после..

Ананьев Борис Герасимович

[1(14).8. 1907, Владикавказ, — 18.5.1972, Ленинград., психолог, д. Ч. АПН СССР (1968, д. Ч. АПН РСФСР с 1955), дер пед. Наук (1940), проф. (1940). Окончил Горский пед. Ин-т во Владикавказе (1928), в к-ром в 1925 начал педагогическую деятельность. С 1928 работал в Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (Ленинград), одновременно преподавал в АКБ (1934—38). С 1944 проф. ЛГУ (декан ф-та психологии с 1967), в 1946—51 заведовал также сектором психологии Ленингр. НИИ педагогики. Развиваемое А. Науч. Направлен..

Анвайлер (Аnweiler) Оскар

(р. 29.9.1925, Равич, Польша), нем. Историк и педагог. Окончил Гамбургский ун-т (1952), преподавал там же. Специализировался на истории России 20 в. В 1963 защитил докторскую дисс. По педагогике. В 1963—64 проф. Высшей пед. Школы в Люнебурге. В 1964—90 проф. Рурского ун-та (Бохум). С 1972 рук. Лаборатории сравнит, исследований в области образования. В 1975—91 вице-през. Герм, общества по изучению Вост. Европы. В 1973^— 1977 вице-през. Европ. Об-ва сравнит, педагогики. С 1965 один из издателей жу..

Ангола

(Angola), Народная Республика Ангола (НРА), гос-во на Ю.-З. Африки. Пл. 1246,7 тыс. Км2. Нас. 8,9 млн, чел. (1987, оценка). Офиц. Яз. — португальский. Столица — Луанда.С кон. 15 в. Началось проникновение португ. Колонизаторов, фактическое завоевание завершилось в нач. 20-х гг. 20 в. В период колониального господства коренное население (народы языковой семьи банту) было почти полностью неграмотным. Система образования для детей европейцев строилась по португальскому образцу. 4-летняя нач. Школа и..

Дополнительный поиск Анатомо-физиологические Особенности Детей Анатомо-физиологические Особенности Детей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анатомо-физиологические Особенности Детей" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анатомо-физиологические Особенности Детей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 41 символа