Апперцепция

155

(от лат. Ad — к и perceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. Определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гер-бартом понимание А. Явилось теоретич. Основой его пед. Учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. П.). Учение Гербарта об А. Применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П.

Ф. Каптеревым. Понятие А. Получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. Сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.Совр. Психология сохраняет название А. Для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. Процессе. Один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. Принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. Процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности.

В пед. Практике законы А. Требуют. Постановки познават. Задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового. Собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового. Проведения предварит, наблюдений, само-сгоят. И практич. Работ. Факты А. Должны учитываться при реализации дидактич. Принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.Лит. Каптерев П. Ф., Пед. Психология, СПБ, 19143. Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. С англ., П., 1919'. Теп лов Б. М., Психология, М., 19548. Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M., 19863. Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 — 2, М., 19893. А. Н. Ждан..

Значения в других словарях
Апперцепция

(от лат. Ad — к и perceptio — восприятие) одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «А.» ввёл Г. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления. Это определило первый аспек..

Апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. Ad - к и perceptio - восприятие) - понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. П. Введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой "эмпирической апперцепцией вводит понятие "трансцендентальной" апперцепции - изначального неизменного "единства сознания" как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психо..

Апперцепция

-и, ж. Психол.. ..

Апперцепция

Попов М., 1907). ..

Апперцепция

Восприятие. ..

Апперцепция

Ж.Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).. ..

Апперцепция

-и, ас. (книжн.). Восприятие, узнавание на основе прежних представлений. II прил. Апперцепционный, -ая, -ое и апперцептивный, -ая, -ое.. ..

Апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (латинск. Apperceptio - восприятие) - термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошел несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц (1646-1716), противопоставивший «апперцепцию..

Апперцепция

- зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.. ..

Апперцепция

(an- +лат. Perceptio восприятие) свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.. ..

Апперцепция

(Ап- + лат. Perceptio восприятие)свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.. ..

Апперцепция

(an- +лат. Perceptio восприятие) - свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.. ..

Апперцепция

(Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.. ..

Апперцепция

(Apperception. Apperzeption) — термин, принадлежащий в равной степени общей психологии. Обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различ. ..

Апперцепция

(лат. Ad – к, до, при, perceptio – восприятие) Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным – способность к А. Позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. Широко применяется в медицинск..

Апперцепция

(лат. Ad – к, до, при, perceptio – восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным – способность к А. Позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. Широко применяется в медицинс..

Апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. Ad - к и percepcio - восприятие) - термин, введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. Является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида А. Эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном предста..

Апперцепция

(от лат. Ad - при, perceptio - восприятие) - осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний. А. Противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. Означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.В психологии под А. Понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знани..

Античность

Педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. Мысль и система воспитат. Институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. До н. Э. После длит, эволюции полиса (города-государства), в Риме — к кон. 1 в. До н. Э., когда рабовладельч. Республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. Культуры, именно в античности сложились пед. Идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у..

Апацаи-чере, Апацаи-чери(аpaczai Сsere, Аpaczai Сseri), Янош

[10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, — 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. Педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. Учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 16..

Апраксина Ольга Александровна

[4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), — 11.11.1990, Москва], педагог, дер пед. Наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. Ф-та Моск. Консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936—40) и Москвы (1940—43). С 1944 в АПН РСФСР — НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. Воспитания. В 1968—76 зав. Кафедрой муз.-пед. Ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. — один из первых в СССР исследователей истории рус. Муз. Педагогики. В кн. «Муз. Воспитание в рус. ..

Априлов Васил Евстатиев

(21.7.1789, Габрово, — 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. Нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. Уч-ще в Москве, нем. Гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807—09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. Уч-ща. В нач. 30-х гг. Сблизился с болг. Патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. Светская школа, ставшая центром..

Дополнительный поиск Апперцепция Апперцепция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апперцепция" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апперцепция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа