Асафьев Борис Владимирович
(псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. Арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1908) и Петерб. Консерваторию по классу композиции А. Лядова (1910). Автор опер, балетов и др. Муз. Произведений (Гос. Пр. СССР, 1943, 1948). В 1918—21 работал в Муз. Отделе Наркомпроса. Один из организаторов общедоступных концертов, для к-рых писал листовки-пояснения к исполнявшимся произведениям. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, муз.-просветительских книг, в т. Ч. Первого сов. Муз. Словаря «Путеводитель по концертам» (в. 1, 1919), а также популярных очерков о композиторах. В 1919—30 вёл преподавательскую и н.-и, работу в Ин-те истории иск— в (Ленинград).
С 1925 проф. Ленингр. Консерватории. С 1943 в Москве, руководил н.-и, кабинетом при Моск. Консерватории и сектором музыки Ин-та истории иск— в АН СССР. С 1948 пред. Союза композиторов СССР. А. Много сил отдал пропаганде музыки, борьбе против догматич. Методов в муз. Педагогике. Понимал музыку как иск-во «интонируемого смысла». Это позволило ему научно обосновать тесные связи муз. Сочинения с обществ. Жизнью и «интонац. Словарём эпохи». На основе интонац. Теории разработал свою методику преподавания сольфеджио, к-рую изложил в кн. «Речевая интонация» (1925, опубл. 1965, содержит 330 примеров из рус. И укр. Муз. Фольклора). А. Предостерегал от использования в системе массового муз. Воспитания методов проф. Муз. Образования, утверждая, что у школьников нужно развивать способности к восприятию музыки как явления жизни, но не как учебной дисциплины.
Гл. Средством приобщения школьников к музыке считал не «обучение», а «наблюдение» (в процессе слушания и самостоят, музицирования). Участие в разл. Формах исполнительства (особенно хоровое пение), по мысли А., развивает слуховую культуру человека, его восприимчивость к музыке. Свои взгляды по вопросам организации муз.-просветительской работы, организации и методики муз. Воспитания школьников, муз.-проф. Обучения изложил в статьях, опубликованных в сб. «Музыка в школе» (1925), «Вопросы музыки в школе» (1926). Мн. Идеи А. Легли в основу совр. Системы муз.-эстетич. Воспитания.Соч. Иабр. Труды, т. 1—5, М., 1952—57 (в т. 5 библ. И нотография). Избр. Статьи о муз. Просвещении и образовании, Л., 19732.Лит. Орлова Е., Крюков А., Академик Б. В. Асафьев, Л., 1984.
Крюков А., Б. В. Асафьев, Л., 1984. Б. В. Асафьев и сов. Муз. Культура. Мат-лы Всес. Науч.-теоретич. Конференции, М., 1986..Д. О. Чехович..
Дополнительный поиск Асафьев Борис Владимирович
На нашем сайте Вы найдете значение "Асафьев Борис Владимирович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асафьев Борис Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 26 символа