Асафьев Борис Владимирович

127

(псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. Арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1908) и Петерб. Консерваторию по классу композиции А. Лядова (1910). Автор опер, балетов и др. Муз. Произведений (Гос. Пр. СССР, 1943, 1948). В 1918—21 работал в Муз. Отделе Наркомпроса. Один из организаторов общедоступных концертов, для к-рых писал листовки-пояснения к исполнявшимся произведениям. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, муз.-просветительских книг, в т. Ч. Первого сов. Муз. Словаря «Путеводитель по концертам» (в. 1, 1919), а также популярных очерков о композиторах. В 1919—30 вёл преподавательскую и н.-и, работу в Ин-те истории иск— в (Ленинград).

С 1925 проф. Ленингр. Консерватории. С 1943 в Москве, руководил н.-и, кабинетом при Моск. Консерватории и сектором музыки Ин-та истории иск— в АН СССР. С 1948 пред. Союза композиторов СССР. А. Много сил отдал пропаганде музыки, борьбе против догматич. Методов в муз. Педагогике. Понимал музыку как иск-во «интонируемого смысла». Это позволило ему научно обосновать тесные связи муз. Сочинения с обществ. Жизнью и «интонац. Словарём эпохи». На основе интонац. Теории разработал свою методику преподавания сольфеджио, к-рую изложил в кн. «Речевая интонация» (1925, опубл. 1965, содержит 330 примеров из рус. И укр. Муз. Фольклора). А. Предостерегал от использования в системе массового муз. Воспитания методов проф. Муз. Образования, утверждая, что у школьников нужно развивать способности к восприятию музыки как явления жизни, но не как учебной дисциплины.

Гл. Средством приобщения школьников к музыке считал не «обучение», а «наблюдение» (в процессе слушания и самостоят, музицирования). Участие в разл. Формах исполнительства (особенно хоровое пение), по мысли А., развивает слуховую культуру человека, его восприимчивость к музыке. Свои взгляды по вопросам организации муз.-просветительской работы, организации и методики муз. Воспитания школьников, муз.-проф. Обучения изложил в статьях, опубликованных в сб. «Музыка в школе» (1925), «Вопросы музыки в школе» (1926). Мн. Идеи А. Легли в основу совр. Системы муз.-эстетич. Воспитания.Соч. Иабр. Труды, т. 1—5, М., 1952—57 (в т. 5 библ. И нотография). Избр. Статьи о муз. Просвещении и образовании, Л., 19732.Лит. Орлова Е., Крюков А., Академик Б. В. Асафьев, Л., 1984.

Крюков А., Б. В. Асафьев, Л., 1984. Б. В. Асафьев и сов. Муз. Культура. Мат-лы Всес. Науч.-теоретич. Конференции, М., 1986..Д. О. Чехович..

Значения в других словарях
Асафьев Борис Владимирович

Асафьев Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, ‒ 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним ‒ Игорь Глебов). Научно-публиц..

Асафьев Борис Владимирович

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (литературный псевд. Игорь Глебов) (1884-1949) - российский музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников отечественной музыкальной науки ("Музыкальная форма как процесс", кн. 1-2, 2 издана 1971, и др.). Балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др. Профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Государственная премия СССР (1943, 1948).. ..

Асафьев Борис Владимирович

(литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884—1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946). Родился в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет университета (1908) и консерваторию (1910). С 1910 пианист-концертмейстер балета Мариинского театра. С 1914 начал музыкально-критическую и исследовательскую деятельность. Печатался в журнале «Музыка», был сотрудником журнала «Музыкальном современник», «Мелос», а после Октябрьской революции — газеты «Жизнь искусс..

Асафьев Борис Владимирович

(псевд. Игорь Глебов) (1884-1949), русский музыковед, композитор, педагог. В его научном наследии центральной и имеющей принципиально новое значение стала т.н. Теория интонации. Рассматривая музыку как одну из важнейших составляющих духовной жизни, Асафьев связывал ее с общекультурными и социальными явлениями. Он обосновал понятие симфонизма как метода, внес значительный вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о музыкальной форме. Перу Асафьева принадлежат фундаментальные работы о творч..

Архитектура

Учебно-воспитательных учреждений, здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств, среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. Функциональные и техн. Начала в А. Должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и учащихся, пед. И гигиенич. Задачам. Это обусловливает худож. Своеобразие А., подходы к использованию формообразующих конструкций, их масштаба и цвета, а также утилитарные требования к строит, объе..

Асаки (Аsachi) Георге

[1(12).3.1788, Герца, ныне в Черновицкой обл. Украины, — 12(24). И.1869, Яссы], молд. И рум. Писатель, просветитель, учёный, педагог. Учился (1803—12) в ун-тах Львова, Вены, Рима. Состоял на гос. Службе у молд. Господарей. В 1827—49 и 1856-Б. В. Асафьев.1857 руководил просвещением в Молд. Княжестве. Сторонник гос. Шк. Системы. Один из организаторов (1814) первого в крае проф. Уч. Заведения — курсов инженеров-землеустроителей (в Господар-ской академии в Яссах), где науч. Дисциплины впервые начали..

Аскетизм

(греч. Askete's — упражняющийся, подвижник), практич. Метод достижения нравств. Самосовершенства посредством регуляции человеком своих телесных потребностей. Возник в глубокой древности как религиозное учение, согласно к-рому истинное служение богу возможно при условии отказа от мирских благ и полного умерщвления плоти. В античной Греции А. Означал систему закаливания и физич. Упражнений. Но уже в учении стоиков А. Стал приобретать этич. Смысл и рассматривался как упражнение в добродетели. Духов..

Аспирантура

(от лат. Aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма планомерной подготовки науч.-пед. И науч. Кадров. Имеется в Рос. Федерации и др. Гос-вах СНГ, в ряде заруб, стран (напр., аспирантские школы при нек-рых ун-тах США). В СССР впервые образована при Президиуме ГУС в 1925. В 30-х гг. Введена в вузах и АН СССР, апосле 1945-при н.-и, учреждениях.Традиционно различают А. С отрывом от произ-ва (очная), в к-рую принимаются лица не старше 35 лет (3 года обучения), и без отрыва от произ-ва (заочная..

Дополнительный поиск Асафьев Борис Владимирович Асафьев Борис Владимирович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Асафьев Борис Владимирович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асафьев Борис Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 26 символа