Астрономия

116

(от греч. Astron — звезда и nomos — закон), уч. Предмет в школе, содержание к-рого составляют знания о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел и их систем.Объясняя астрономич. Явления законами природы, курс А., завершающий физ.-мат. Образование учащихся ср. Школы, содействует формированию мировоззрения учащихся, синтезирует в единую науч. Картину мира знания, полученные школьниками при изучении др. Уч. Предметов естественнонауч. Цикла.В школах Др. Греции преподавание А. Преследовало как общеобразовательные, так и практич. Цели. В ср. Века А. Входила в состав квадривиума. В эпоху Возрождения интерес к изучению А. Возрос в связи с развитием мореплавания, а также благодаря открытию Н. Коперником истинного положения Земли во Вселенной.Наряду с разделами А., имеющими прикладное значение, в школах европ.

Стран 16—17 вв. Изучались сведения о Земле и её положении во Вселенной, составляющие часть космографии. Я. А. Комен-ский и Ж. Ж. Руссо включали А. В число общеобразоват. Предметов.В России в 17 в. Астрономич. Знания, получаемые учащимися, были весьма ограниченны (фазы Луны для вычисления пасхалий, счёт времени, календарь). В учреждённой в 1701 Школе матем. И навигацких наук (Москва) началось систематич. Преподавание А. Как самостоят, уч. Предмета. Основы практич. А. (примеры решения задач) содержались в «Арифметике» Л. Магницкого (1703).Во 2-й пол. 18 в. В академич. Гимназии А. Под назв. «матем. География» входила в курс географии (наряду с физической и натуральной). Использовался учебник Г. В. Крафта (1739), первая глава к-рого содержала изложение систем мира Птолемея, Т.

Браге и Коперника с соотствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, вращения и обращения Земли, а также основ сферич. А. Подобное содержание матем. География (А.) сохраняла в значит, мере неизменным ок. 100 лет.По уставу нар. Уч-щ 1786 астрономич. Знания вошли в уч. Лит-ру для нар. Школы. Частично сведения по А. Включались также в курс физики. Первые учебники по матем. Географии и физике M. E. Головина изданы в 1787. В учебнике физики космографич. Глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и истинного движения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к матем. Географии...» (автор Головин) — первый задачник по А., содержавший ок. 50 задач, в основном практич. Характера, решавшихся при помощи земного и небесного глобусов.

Мн. Задачи используются при изучении нач. Курса А. И в совр. Ср. И высш. Школе.В кон. 18 в. А. В виде метод, бесед вошла в уч. Планы учительской семинарии, открытой в 1783 при Гл. Нар. Уч-ще (Петербург). К нач. 19 в. Матем. География входила также в уч. Планы духовных уч-щ, под таким же названием элементы сферич. И практич. А. Включались в нач. Курс географии в объёме, необходимом для понимания смены времён года, различия тепловых поясов и т. Д. Ввиду сложности значит, части астрономич. Понятий для учащихся мл. Классов к сер. 19 в. В шк. Преподавании А. Отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе нач. Обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника совр. Курса природоведения.Со 2-й пол. 19 в.

В курсы матем. Географии и физики ср. Школы включались элементы небесной механики (законы Кеплера и всемирного тяготения), а позднее и астрофиз. Сведения о природе небесных тел (в описат. Плане). В кон. 19- нач. 20 вв. А. Под названием «Космография» вошла в уч. План гимназий (1 ч в нед), реальных и коммерч. Уч-щ (2 ч), кадетских корпусов. Преподавание велось по учебникам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д. Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Уч. Астрономич. Атласы 19 в. Содержали схему Солнечной системы с указанием расстояний до планет, рисунки, поясняющие сравнит, размеры небесных тел, смену фаз Луны, обстоятельства солнечных и лунных затмений. Широкое распространение получили настенные таблицы по матем. Географии Я. Ковальского и Н.

Животов-ского (1880). В перечни наглядных пособий кроме глобусов входили теллурии, приборы для демонстрации видимого движения Солнца на разл. Широтах, взаимного расположения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.В нач. 20 в. В совершенствовании содержания астрономич. Образования и создании новых программ по А. Приняли участие Рус. Астрономическое об-во (1890—1932), Рос. Об-во любителей ми-роведения (1908—32), учёные-астрономы С. Н. Блажко, А. А. Иванов, П. К. Штернберг и др. Были изданы учебники для разл. Типов ср. Уч. Заведений, сборник задач и упражненийH. П. Каменыцикова, пособие по организации практич. Работ и наблюдений Н. В. Платонова. Учебники К. Д. Покровского отличались чёткой метод, системой изложения традиц.

Разделов курса, включали задачи и упражнения, книги Каменьщикова содержали сведения по истории развития А., пособия С. П. Гла-зенапа удачно сочетали науч. Строгость и доступность изложения при описании природы небесных тел, инструментов и методов астрономич. Исследований. Эти книги, а также учебники С. В. Щербакова, И. В. Полака и др. Позже использовались и в сов. Школе. Вопросы совершенствования преподавания А., подготовки и переподготовки учителей были поставлены на Всерос. Совещании преподавателей физики, химии и космографии (Москва, 1917).В период становления сов. Школы А. Как самостоят, уч. Предмет не преподавалась. Соответствующий мат-л включался в курсы географии, физики и математики. На нач. Ступени элементы А. Входили в курс родиноведения.

Значит, астрономич. Материал содержали комплексные программы ГУС (с 1923—25), в к-рых отмечалось, что «все астрономич. Темы проходятся методом наблюдения невооружённым глазом самими учащимися». Важную роль в становлении курса и развитии методов обучения А., в частности школьных астрономич. Наблюдений, сыграли «Рабочие книги по астрономии» M. E. Набокова.В 30-х гг. А. Как самостоят, уч. Предмет вошла в уч. Планы ст. Классов ср. Школы (1 ч в нед). Нек-рые первонач. Астрономич. Сведения уч-ся получали в курсе физ. Географии (2—4-й кл.), впоследствии в курсе природоведения. В 1935 был издан первый сов. Стабильный учебник по астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова и Набокова в двух частях. Общей и астрофизической. В учебнике 1947 (автор Воронцов-Вельяминов) была сделана попытка перенести вопросы сферич.

А. В заключит, часть курса и начать его изложение с астрофизики. В последующих изданиях учебника была восстановлена традиц. Последовательность изложения.Наиб, существенные изменения были внесены в программу курса А. В 1970 в связи с переходом школ на новое содержание образования. Однако значение мн. Фундам. Открытий в науке (пульсары, квазары, реликтовое излучение и др.), заставивших по-новому взглянуть на строение и эволюцию Вселенной, было осознано уже после перехода школ на новые программы, что явилось предпосылкой дальнейшего их совершенствования. Особенно изменилась структура заключит, части курса. Объединение вопросов космогонии и космологии в единую тему «Строение и эволюция Вселенной» позволило ликвидировать дублирование мат-ла, отказаться от малозначит.

Деталей и на более совр. Уровне подойти к изложению осн. Идеи курса — развитие Вселенной.В 1980 создана базисная программа по А., в к-рой специально отобранный мат-л сгруппирован вокруг осн. Идей совр. А. На её основе составляются функциональные программы для ср. Школ, ср. Проф.-тех. Училищ и ср. Спец. Уч. Заведений с учётом их специфики. В 1981 в программу для ср. Школы включены новые разделы — «Межпредметные связи» и «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». В 1985 усовершенствована базисная программа и разработана программа по А. Для ср. Школы (1 ч в нед в выпускном кл.), включающая «Введение» и 6 тем. «Практич. Основы А» (объясняет астрономич. Явления, наблюдаемые невооружённым глазом), «Движение небесных тел», «Методы астрофиз.

Исследований», «Природа тел Солнечной системы», «Звёзды и Солнце», «Строение и эволюцич Вселенной». Заключит, лекция посвящена совр. Достижениям и роли А.В соответствии с этой программой был переработан стабильный учебник Б, А. Воронцова-Вельяминова (1987), а также изданы пробные учебники Е. П. Левитана (1985), А. В. Засова и Э. В. Кононовича (1986) и В. В. Пор-фирьева (1987).В целях удовлетворения интереса учащихся ср. Шк. Возраста элементы А. Включены в эксперим. Интегральные курсы «Естествознание» (5—7-й кл.), «Физика и астрономия» (7—11-й кл.). В курсе естествознания даются первонач. Представления о виде звёздного неба, о связи сезонных явлений с годичным движением Земли, природе нашей планеты, строении и составе Солнечной системы.

В курсе «Физика и А.» с опорой на уже освоенные знания по физике последовательно рассматривается адаптированный для соотв. Возраста материал след, тем. «Практич. Основы А.» (8-й кл.), «Движение небесных тел» (9-й кл.), «Природа тел Солнечной системы» (10-й кл.). Две заключит, темы курса изучаются в 11-м кл.Для углублённого изучения А. Разработаны программы факультативных курсов. «Мироведение» (8-й кл.). «Основы космонавтики» (9-й кл.) и «Физика космоса» (10-й кл.). Изданы пособия «Небесные светила — надёжные ориентиры» Е, А. Саркисян (1981), «Основы космонавтики» А. Д. Марленского (1975, 2 изд., 1985).Методика преподавания астрономии. Первонач. Метод, рекомендации по преподаванию А. В школе содержались в учебниках. В 1947 была издана «Методика преподавания астрономии в ср.

Школе» Набокова (2 изд., 1955), в 1960 вышла книга для учителей В. А. Шиша-кова.Существенную помощь школе оказывают журн. «Физика в школе» (осн. В 1937), публикующий статьи, освещающие метод, проблемы преподавания А. В ср. Школе, отделения Всес. Астрономо-геодезич. Об-ва при АН СССР (ВАГО, осн. В 1932). Издаваемый ВАГО журн. «Земля и Вселенная» (с 1965) публикует статьи, содержащие сведения, необходимые для самообразования учителя А. Изд-во «Просвещение» в б-ке «Мир знаний» издаёт науч.-популярную лит-ру по А.Разработка методики преподавания А. В ср. Школе оказала влияние на совершенствование астрономич. Подготовки учителей. Были изданы учебники по А. Для пед. Ин-тов и ун-тов И. Ф. Полака (1930), П. И. Попова, К. Л. Баева, Р. В. Куницкого, Воронцова-Вельяминова (1940), «Сб.

Задач и упражнений по А.» Воронцова-Вельяминова (1939). В 1954 в программы пед. Ин-тов введён курс «А. С методикой преподавания её в ср. Школе». В 1964 в ряде ин-тов для повышения науч. Уровня подготовки учителей А. Была введена новая специальность «Физика и А.», уч. План к-рой включает расширенные курсы общей физики, А. И методчки её преподавания. В 1973 издана «Методика преподавания А. В ср. Школе» (авторский коллектив под руководством Воронцова-Вельяминова, 2 изд., 1985).При обучении А. Важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономич. Наблюдения, к-рые являются основой для определения геогр. Координат, обеспечивают связь курса А. С курсом физ. Географии. На уроках А. Уч-ся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами.

Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практич. Применение «земнсе» физики в космич. Масштабах. Успехи в изучении хим. Состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космич. Технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и А.В обучении А. Используются непо-средств. Наблюдения учащихся, проводимые как под руководством учителя, так и самостоятельно, карты звёздного неба и Луны, «Атласы звёздного неба», модели небесной сферы, планетной системы, земные и лунные глобусы, таблицы, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты и кинофильмы. Важную роль в обеспечении наглядности обучения приобретают планетарии, в к-рых читается курс лекций по А. Для учащихся ср. Уч. Заведений, сопровождаемый демонстрацией астрономич.

Явлений.Уроки А. Проводятся, как правило, в кабинетах физики. В ряде школ учителями совм. С учащимися созданы спец. Кабинеты А., а также астрономич. Площадки и обсерватории, к-рые используются как база для кружковой работы. Центрами внеклассной и внешк. Работы по А. Во мн. Городах являются кружки при планетариях и др. Внешк. Учреждениях.В большинстве заруб, стран А. В виде самостоят, уч. Предмета, как правило, не преподаётся, её элементы включаются в курсы природоведения, географии, физики или математики. Число уч. Часов, отводимых на изучение А., колеблется от 20 до 90. Наиб, перспективным считается включение астрономич. Разделов в курс физики, поскольку это позволяет более основательно и глубоко изложить совр. Вопросы астрофизики и космологии (природа и эволюция звёзд, развитие Вселенной).Литиабоков M.

E., Очерк истории преподавания астрономии в ср. Школе в России и в СССР, в сб. Ист.-астрономич. Исследования, в. 1, М., 1955. Таблицы по астрономии, под ред. П. И. Попова, М., 19552. Левитан Е. П., Методика преподавания ^астрономии в ср. Школе, М., 1965. Михайлов А. А., Звездный атлас, содержащий звезды до 8,25 величины, [Л., 19693]. Его же, Атлас звездного неба, Л1980 *. Марленский А. Д., Уч. Звездный атлас, M., 19703. Куликовский П. Г., Справочник любителя астрономии, М., 1971 *. Андрианов Н. К., Марленский А. Д., Шк. Астрономич. Обсерватория, М., 1977. И х ж е, Астрономич. Наблюдения в школе, М., 1987. 3 и — гель Ф. Ю., Лунные горизонты, М., 1976. Его же, Звездная азбука, М., 1981. Я х-н о Г. С., Наблюдения и практич. Работы по астрономии в ср. Школе, M., 19782.

К л и — мишин И. А., Астрономия наших дней M., 19802. Шкловский И. С., Вселенная, жизнь, разум, М., 1987°. К о и о и о-вич Э. В., Солнце — дневная звезда, М., 1982. Да га ев M. M., Наблюдения звездного неба, М., 1983". Комаров В. Н., Новая занимат. Астрономия, M., 19832. Шк. Астрономич. Календарь, в. 1М., 1951 Энциклопедия, словарь юного астронома, М., 1980. Е. К. Страут.

Значения в других словарях
Астрономия

IАстроно́мия (греч. Astronomía, от Астро. И nómos — закон) наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом. Задачи и разделы астрономии. А. Исследует тела Солнечной системы, звёзды, галактические туманности, межзвёздное вещество, нашу Галактику (систему Млечного Пути), другие галактики, их распределение в пространстве, движение, физическую природу, взаимодействие, происхождение и развитие. А. Изучает и разрабатывает способы использования наблюдений небесных тел для пра..

Астрономия

АСТРОНОМИЯ (от астро. И греч. Nomos - закон) - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов. Астрономия - древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхнос..

Астрономия

АСТРОНОМИЯ, наука> о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Основные разделы астрономии. Астрофизика (исследует физические явления, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве, а также химические процессы в них). Звездная астрономия (рассматривает системы звезд, образующих нашу и другие галактики>). Небесная механика> (изучает движения небесных тел, в том числе искусственных, под влиянием всемирного тяготения, а также фигуры ра..

Астрономия

(от греческих слов άστρον, светило, и νόμος, закон) — наука о небесных светилах. В обширном значении этого слова А. Включает в себе исследование всего того, что можно знать о небесных светилах. Солнце, луне, планетах, кометах, падающих звездах, неподвижных звездах, туманностях неба. Но в настоящее время обыкновенно в А. В собственном смысле включают только изучение законов движения небесных тел, между тем как вопросы, касающиеся строения или состава их, выделяются в особую область астрофизики (с..

Астрономия

См. Путь. ..

Астрономия

-и, ж.. ..

Астрономия

(от греч. Astron - светило, и nomos - закон). Наука о небесных телах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от astron, звезда, и nomos, закон. Наука о небесных светилах.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)наука о небесных телах.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)наука о небес..

Астрономия

Урания. Астрология, астроанатомия, астрофизиология. ..

Астрономия

Ж.1) Комплексная научная дисциплина, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и Вселенной в целом.2) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.3) разг. Учебник, излагающий содержание данного предмета.. ..

Астрономия

-и, ж. Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. II прил. Астрономический, -ая, -ое. Астрономическая единица (расстояние от Земли до Солнца). Астрономическое число (перен. Чрезвычайно большое).. ..

Астрономия

Астрономии, мн. Нет, ж. (от греч. Astron - звезда и nomos - закон). Наука о небесных телах.. ..

Астрономия

Название науки о звездах пришло к нам из греческого языка. Смысл первой части этого слова мы узнали, познакомившись со словом , a nomos по-гречески – "закон". Таким образом, астрономией теперь называют науку, занимающуюся изучением Вселенной вообще и звезд в частности.. ..

Астрономия

Астроно́мия из лат. Astronomia, греч. Ἀστρονομία.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Астрономия

(от астро. И греч. Nomos — закон), наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов. Астрономия — древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и д..

Астрономия

(от астро. И греч. Nomos - закон), наука о строении и развитии космич. Тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Включает сферич. А., практич. А., астрофизику, небесную механику, звёздную А., внегалак-тич. А., космогонию, космологию и ряд др. Разделов. А.- древнейшая наука, возникшая из практич. Потребностей общества (предсказание сезонных явлений, счёт времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение совр. А. Было связано с отказом от геоцентрич. Системы мира (Пто..

Астрономия

(от лат. Astron. ..

Астрономия

(греч. Astronomia, от astron - звезда и nomos - закон) наука о строении и развитии космич. Тел, их систем и Вселенной в целом. А. Включает разделы. Астрометрию, астрофизику, радиоастрономию, звёздную астрономию, небесную механику, космологию и др. А. Также изучает и разрабатывает способы использования наблюдений небесных тел для практич. Нужд (служба времени, определение геогр. Координат и азимутов на земной поверхности, ориентация ИСЗ и межпланетных станций по звёздам и т. П.). ..

Астрономия

АСТРОНОМИЯ, отрасль науки, существующая с древнейших времен, предметом которой является Вселенная и ее составляющие элементы, в том числе движение небесных тел относительно друг друга, их положение на небесной сфере, физическое и химическое строение, происхождение и протекающие на них процессы. К ней относятся небесная механика, АСТРОФИЗИКА, космология и астрометрия. В настоящее время волны всех частей ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО СПЕКТРА можно исследовать либо при помощи наземных приборов, либо (там, где ..

Ассоциация

(от ср.-век. Лат. Asso-ciatio — соединение) в психологии, связь психич. Процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т. П.), при к-рой протекание одного из них вызывает появление другого. Термин введён Дж. Локком (1698), хотя само явление связи психич. Процессов было отмечено ещё Платоном и Аристотелем. Последний различал 3 вида А. По смежности, сходству и контрасту. А. По смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений (напр., в..

Астения

(от греч. Astheneia — бессилие), болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длит, умственному и физич. Напряжению. Может быть обусловлена перенесёнными заболеваниями (напр., острые инфекции, ревматизм), физич. И психич. Перегрузками, а также функциональными или органич. Нарушениями головного мозга (чаще вследствие перенесённого заболевания, черепно-мозговой травмы и др.). В двух последних случаях принято говорить о церебрастении (наиб, част..

Аттестация

(от лат. Attestatio — свидетельство) педагогов, комплексная оценка уровня квалификации, пед. Профессионализма и продуктивности деятельности работников гос., муниципальных образоват. Учреждений.В Рос. Федерации до нач. 90-х гг. Действовали положения об обязательной периодической А. Нек-рых категорий пед. Работников, принятые в СССР гл. Обр. С 1974 и пересмотренные в 1984—87.В 1992 федеральным Мин-вом образования после длительного эксперимента и предварит, обсуждений предложена система А. Пед. Раб..

Аттестация Учреждений Общего Образования

Осн форма гос -обществ контроля за образоват деятельностью Введена в Рос Федерации по Закону об образовании (1992) Проводится на единой нормативной и организац -метод основе независимо от ведомств принадлежности и организац -правовых форм образоват учреждений А устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям гос образоват стандартов Условие А учреждения, выдающего документы об образовании, — положит результаты итоговой аттестации не менее чем половины ..

Дополнительный поиск Астрономия Астрономия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Астрономия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Астрономия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа