Башкирия

103

Республика Башкортостан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 143,6 тыс. Км2. Нас. 3943 тыс. Чел. (1989). Столица — Уфа.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 605 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 559). В отраслях экономики было занято 456,8 тыс. Специалистов, в т. Ч. 168,5 тыс. С высшим и 288,3 тыс. Со средним специальным образованием.С 10 в., когда башкиры приняли ислам, появились мектебы. До нач. 20 в. Они вместе с медресе (к-рые открывались после учреждения в Уфе Духовного управления мусульман, 1788) оставались преобладающими типами уч. Заведений. В 1-й пол. 18 в. На терр. Расселения башкир создавались рус. Цифирные (в т. Ч. В Уфе, 1737) и др. Светские нач. Школы, а также новокрещенские школы для мордвы, удмуртов, мари.

В 1752 осн. Горнозаводская школа при Верхоторском заводе. По уставу 1786 создавались малые и главные нар. Уч-ща, по уставу 1804 — городские и уездные. С 1828 в Уфе действовала муж. Гимназия. В связи с переводом башкир в военно-казачье сословие и установлением кантон-ной системы управления в 1-й пол. 19 в. Открыты гарнизонные школы и воен. Уч-ща в Верхнеуральске, Орске, Кизиле, Троицке и др. В 1849 при гарнизонных школах создан башк. Корпус, гл. Задачей к-рого стала подготовка кантональных чиновников. Число башк. Учащихся в местных светских уч. Заведениях было невелико. Для башкир выделялись места в казанских гимназиях и ун-те, Петерб. Горном уч-ще, моек. Уч. Заведениях. Значит, роль в распространении просвещения сыграли уч. Заведения Оренбурга.

Кадетский корпус (1824—1917. Его азиатское отделение комплектовалось гл. Обр. Башкирами), воен.-фельдшерская школа, женский ин-т (с 1855).После отмены крепостного права (1861) и кантонной системы управления (1865) сеть рус. Уч. Заведений значительно выросла. Во 2-й пол. 19 в. В Уфимской и Оренбургской губерниях открыто св. 1670 нач. Школ, в т. Ч. Ок. 1300 русских, св. 100 русско-башкирских, а также рус.-татарские и др. Школы. Появились нач. Рус. Школы для башк. Девочек (с 1869), жен. Гимназии и прогимназии. Во 2-й пол. 19 в. Основаны пед. Уч. Заведения. Татаро-башк. Учительская школа в Уфе (1872), инородческая учительская школа в Бирске (1882. Для марийских, морд., чуваш, сёл), учительская семинария в Благовещенске (1876. Ежегодно выделялось 3 места для башкир).

Учителей для работы с башк. Учащимися готовил учительский ин-т в Оренбурге (1878—94). Открылись землемерное уч-ще в Уфе (1876), а также рус.-башк. С.-х. Школа в Красноуфимске (1887). В кон. 19 в. Появились новометодные мусульм. Уч. Заведения, в т. Ч. Медресе. «Расулия» (1884) в Троицке, «Госмания» (1887) в Уфе, «Хусания» (1890) в Оренбурге. Большинство выпускников медресе «Галия» (1906, Уфа) посвятили себя пед., лит. И худож. Деятельности.По данным шк. Переписи 1911, в Уфимской и Оренбургской губерниях (т.е. На осн. Терр. Расселения башкир) насчитывалось св. 2,8 тыс. Рус. Нач. Школ разных типов (177 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Св. 250 рус.-башк. Школ (в 1915 ок. 5 тыс. Уч-ся). Охват нач. Обучением детей шк. Возраста в 1915 не превышал 35% (среди башкир ок. 30%). Работали 16 общеобразоват.

Ср. Уч. Заведений (башкир среди учащихся не более 3%. В женских — менее 2%), св. 40 ремесл. И других нач. Проф. Уч. Заведений. Действовало ок. 1,9 тыс. Мектебов и медресе (110 тыс. Уч-ся). Грамотность башк. Населения на родном языке составляла ок. 18% (среди женщин — 15%), на рус. Яз. —@,9% (1897, перепись).После Окт. Революции началась перестройка нар. Образования. Развернулась работа по ликвидации неграмотности, к-рую в 1921—30 возглавляла респ. Чрезвычайная комиссия (Грамчека. Первый пред. Ш. Худайбердин). Наряду с постоянными ликпунктами были сформированы «школы-передвижки». В 1924 учреждено отделение об-ва «Долой неграмотность. К В 1922—28 обучено грамоте 173 тыс. Чел. По переписи 1926, грамотность населения составила 45,4% (среди башкир 34,8%).

Острой проблемой оставалась неграмотность среди женщин (в 1928 — 76%). В ряде районов неграмотность ликвидирована в кон. 30-х гг., полностью — в 50-е гг.В 1921 насчитывалось св. 1800 школ 1-й ступени и 28 школ 2-й ступени (всего ок. 125 тыс. Уч-ся). После 1923 при значит, помощи Наркомпроса РСФСР начался рост шк. Сети. В 1927/28 уч. Г. В республике было св. 2,6 тыс. Нач., 70 неполных ср. И 25 ср. Школ (всего ок. 181 тыс. Уч-ся). К сер. 20-х гг. Обучение башк. Школьников переведено на родной язык. Использовался алфавит на основе араб, графики (в 1929—30 переведён на лат. Основу. С кон. 30-х гг. — на рус. Графике). Преподавание в школах велось также на рус., тат. И др. Языках. Большое значение придавалось подготовке кадров работников просвещения. С 20-х гг.

Учительские курсы работали в Уфе, Белебее, Бирске, Стерлитамаке, Месягутове, Темясове и др. В 1920 в Уфе открылся Практич. Ин-т нар. Образования (ПИНО). Стала развиваться сеть дошк. Учреждений (первый дет. Сад открыт в Уфе в 1919).В 1930/31 уч. Г. Началось введение всеобщего нач. Обучения. В 1931/32 уч. Г. Им было охвачено 379 тыс. Чел. (97% детей соотв. Возраста). С 1937/38 уч. Г. В городах вводилось обязат. 7-летнее обучение. В 1939 работало св. 5,2 тыс. Школ (562 тыс. Уч-ся), 49 ср. Спец. Уч. Заведений (14,2 тыс. Уч-ся). В 1929 на базе ПИНО создан Башк. Пед. Ин-т им. К. А. Тимирязева, были открыты с.-х. (1930) и мед. (1932) ин-ты.В 1942 организован Уфимский авиац. Ин-т, в 1944 — нефтяной ин-т. В 1945/46 уч. Г. Имелось св. 5,4 тыс. Школ (520 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 882 с обучением на башк.

Языке. В 60-х гг. Реализован 8-летний всеобуч. В 1957 на базе пед. Ин-та основан Башк. Гос. Ун-т. В 70-х — 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.В 1992 число дошк. Учреждений составило более 2,5 тыс. (св. 246 тыс. Детей, в т. Ч. В яслях св. 5,8 тыс.). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. Учреждениями-св. 61%. Дет. Сады ведут воспитательную работу на рус. (св. 990), башк. (св. 390), тат. (св. 450), чуваш, (св. 40), марийском (св. 40), удм. (13) языках. Имеются смешанные дет. Сады. В дошк. Учреждениях занято св. 24,9 тыс. Пгд. Работников, в т. Ч. 14% с высшим и св. 61% со ср. Общим и спец. Образованием. В 1992/93 уч. Г. В 3209 дневных общеобразоват. Школах обучалось св. 588 тыс. Уч-ся, в т. Ч. В 1335 средних школах-св. 524 тыс. Уч-ся. Обучение в школах ведётся на 8 языках, в т.

Ч. В 1692 — на русском, в 890 — на башк., в 646 — на тат., в 125 — на марийском, в 35 — на чуваш., в 36 — на удм., в 4 — на немгцком. Действуют также смешанные школы с многонац. Составом уч-ся и параллельными языковыми классами и группами. Имеется 17 дет. Домов (св. 1,2 тыс. Воспитанников), св. 30 интернатных учреждений для детей с недостатками умственного и физич. Развития (св. 10 тыс. Уч-ся), спец. Школа и спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (всего ок. 400 уч-ся). В 25 вечерних школах училось св. 8 тыс. Чел. В школах занято св. 45,5 тыс. Пед. Работников, из них 50,5% с высш. Образованием. Среди педагогов св. 2 тыс. Засл. Учителей школы РСФСР и Башк. АССР. Пед. Кадры готовят ун-т (9 ф-тов. 8 тыс. Студентов), пед. Ин-ты в Уфе (осн.

В 1967), Бирске (1952), Стерлитамаке (1954), в к-рых св. 12 тыс. Студентов. Ин-т иск— в в Уфе (1968), 12 пед. Уч-щ, в т. Ч. Благовещенское (ведёт историю с 1873), Белебеевское (осн. В 1922). В пед. Уч-щах св. 7,4 тыс. Уч-ся. Работают также инженерно-пед. И библиотечный техникумы, а также уч-ща. Культурно-просветительное, иск-в, музыкальное. Среди внешк. Учреждений св. 70 Дворцов и Домов дет. Творчества, св. 50 станций юных техников и натуралистов, 15 турбаз, 62 ДЮСШ, св. 130 муз. И худож. Школ. Издаётся дет. Журн. «Пионер» (на башк. Яз., с 1930).Св. 76% выпускников дневных средних школ продолжают образование в разл. Уч. Заведениях. В 1990/91 уч. Г. Действовали 157 профтехучилищ (в т. Ч. 125 средних), в них было ок. 69 тыс. Уч-ся, в т. Ч. В средних -св. 13,7 тыс. В 72 ср. Спец.

Уч. Заведениях обучалось ок. 64 тыс. Чел. (24,8% — башкиры). Занято св. 4,7 тыс. Преподавателей, в т. Ч. Св. 91% с высшим образованием. В 9 вузах училось св. 53 тыс. Студентов (св. 27,5% — башкиры), занято св. 4 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. Св. 200 докт. И св. 2,5 тыс. Канд. Наук.Педагогическая наука. Воспитат. Идеал башк. Народа запечатлен в памятниках фольклора, ряд к-рых впервые был записан в 1Эв. M. Бикчуриным. Одним из гл. Препятствий для распространения просвещения было отсутствие обучения на родном яз. Идеями создания нац. Школы вдохновлялись башк. Просветители. Поэт М. Акмулла, Бикчу-риа и др. В своих учебниках тат. Грамматики М. Иванов, М. Умитбаев указали и на особенности башк. Языка. Умитбаев перевёл нек-рые пед. Произведения К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

С 70-х гг. 19 в. Башкир обучали (на тат. Яз.) в рус.-инородческих уч-щах по системе Н. И. Илеминского. Его последователь В. В. Катаринский составил первые словари (изд. В Оренбурге). Рус.-башкирский (1893) и башк.-русский (1897), к-рые служили уч. Пособиями для башкир. А. Г. Бессонов издал букварь (1907, Казань) и книги для чтения в рус.-башк. Школе. На рубеже 19—20 вв. С распространением идей джадидизма и созданием новометодных мектебов и медресе стали популярны оригин. Учебники (на тат. Яз.) по химии и физике Шонаси (Г. С. Ибрагимова), а также многие просветительные книги Р. Фахретдипова. В 1905—07 сформировалось демократич. Направление в башк. Просветит, движении, ведущим представителем к-рого стал М. Гафури.В первые годы сов. Власти Академцентр Наркомпроса республики развернул подготовку уч.

Программ, в т. Ч. Впервые — по башк. Яз. И л. Т-ре, истории и др. На родном языке (2-я пол. 20-х гг.) были выпущены учебники Шонаси по естествознанию, А. Р. Фахретдинова по истории башкио, метод, разработки по краеведению Ш. Сенчулея и др., а также первое пособие по психологии и педологии, тер-минологич. Словарь по педагогике. Печатным органом педагогов стал журн. «Бэлем. («Знание», 1924—36). В 1932 создан Н.-и, ин-т педагогики, к-рый в сотрудничестве с Ин-том нац. Культуры (1932) продолжал исследования по проблемам школы. Значит, вклад в шк. Преподавание родного языка внесли филологи Н. К. Дмитриев, 3. Ш. Ша-киров, Д. Г. Киекбаев, К. 3. Ахмеров и др. В 1934 издан первый учебник по башк. Лит-ре Г. Амантая. Во 2-й пол. 30-х гг. Подготовлено св. 50 стабильных учебников для школ Б.

В кон. 40-х гг. Сложились условия для перевода полного курса средней школы на родной язык.В 60-х гг. Пересмотрены программы по истории Башкирии (ранее этот курс не был постоянным в школах), издан новый учебник (Б. X. Ютдашбаев и Др.). Обновлены курсы региональной географии (А. А. Цветаев, М. Ф. Хисматов и др.). Значит, внимание уделялось проблемам двуязычия.В кон. 80-х гг. Подготовлены программы воспитания в дошк. Учреждениях, рассчитанные в т. Ч. На развитие активного двуязычия. В школах с 1989/90 уч. Г. Введён комплексный курс «История, литература и культура Башкортостана» для 1—11-х кл. И изданы соотв. Учебники для 1—6-х кл. (пособия для др. Классов разрабатываются). Обновлён курс географии Башкирии. Подготовлены уч.-метод, комплексы для изучения башк., рус.

И др. Языков. Исследоват. Работу в интересах нар. Образования ведут ин-ты башк. Науч. Учреждений РАН, Башк. Филиал НИИ нац. Проблем образования (с 1991), Башк. ИУУ (1931), кафедры ун-та и пед. Ин-тов. Шк. Учебники (св. 50 назв. Ежегодно) и метод, лит-ру выпускает Башк. Книжное изд-во. Выходят пед. Журналы. «Башкортостан укытыусыхы» («Учитель Башкирии», ведёт историю с 1924), «Рус. Яз, в башк. Школе» (с 1982). Лит. А л и б а с о в С. Р., Школы Башк. АССР. (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития), Уфа, 1966. М у с т а фи-н а Ф. X., Развитие всеобщего ср. Образования в Башк. АССР (1917 — 1978), Уфа, 1979. Вильданов А. X., Кунафин Г. С., Башк. Просветители-демократы XIX в., М., 1981. Культурное строительство в Башк. АССР. Док-ты и мат-лы. 1917 — 1941, Уфа, 1986..

Значения в других словарях
Башкирия

БАШКИРИЯ (Башкортостан) - Республика Башкортостан, в Российской Федерации. 143,6 тыс. Км². Население 4008 тыс. Человек (1992), городское 65%. Башкиры (864 тыс. Человек. 1989, перепись), русские, татары и др. 54 района, 17 городов, 45 поселков городского типа (1991). Столица - Уфа. Западная часть Башкирии равнинная, восточная - гористая (Урал). Климат континентальный. Средние температуры января от -14 до -17 .C, июля - 16-20 .C. Осадков 300-600 мм в год. Главные реки - Белая, Уфа. Лесом покры..

Башкирия

БАШКИРИЯ, национальный парк в Башкирии. Основан в 1986. Пл. 83,2 тыс. Га. Охватывает низко-горья и платообразные возвышенности Южного Урала. Развит карст. Широколиственные леса (дуб, липа, клён, ильм, вяз). Обычны бурый медведь, волк, лось.2.. ..

Башкирия

Башкорстан, башкортостан. ..

Башкирия

Нац. Парк в Республике Башкортостан. Организован в 1986 г. Для охраны уникальных ландшафтов на юго-зап. Склонах Юж. Урала на площади 92 тыс. Га. Таёжные и широколиственные леса (ок. 90 % пл.) и фрагменты степей. Более 750 видов сосудистых растений, среди которых ряд видов из Красной книги России – орхидные, ковыли. Особо охраняются в пойме р. Белая липовые, дубовые, кленовые леса. Более 50 видов млекопитающих (бурый медведь, косуля, барсук, хомяк и др.). Из птиц встречаются такие редкие виды, ка..

Башкирия

Республика Башкортостан в составе Российской Федерации. Русское название республики образовано от русского названия башк. Народа - башкиры. В основу офиц. Нац. Названия республики положено самоназвание башкир - башкорт. Элемент стан - тюрк, 'страна, земля'.. ..

Бахтин Николай Николаевич

[5(17). 5.1866, Чири-Юрт, ныне в Чеченской Республике, — 2.4.1940, Ленинград], педагог, театр, деятель. Учился в Орловской воен. Гимназии и во 2-м Константиновском воен. Уч-ще. С 1891 служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку (1910), жил в Петербурге. Занимался дереводч. И библиографич. Деятельностью, с 1886 публиковал в пе-риодич. Печати («Рус. Филол. Вестник», «Пед. Сборник», «Рус. Школа», «ЖМНП» и др.) статьи и рецензии на пед. Темы. Наиб, значительны работы Б. О вос..

Бачинский Алексей Иосифович

[21.3 (2.4).1877, г. Холм, ныне г. Хелм (Польша), — 31.7.1944, Москва], физик, методист, дер физ.-мат. Наук (1934), проф. (1918). Окончил Моск. Ун-т (1899), преподавал там же. Одновременно читал лекции в разл. Вузах, до 1917 преподавал в ср. Уч. Заведениях. Осн. Труды по физике касаются молекулярной физики и термодинамики. Открыл закон вязкости жидкостей, носящий его имя (1912—13). Участвовал в организации первого сов. Науч.-метод, центра — Центр, физ.-пед. Ин-та (1919), в разработке шк. Програм..

Бебель (Вebel) Август

(22.2.1840, Кёльн-Дойц, — 13.8.1913, Пассугг, Швейцария. Похоронен в Цюрихе), деятель герм, и междунар. Рабочего движения, один из основателей герм, социал-демократии. До 1881 токарь. С 1865 пред, лейпцигского рабочего просветительского об-ва. Соавтор рев. Программы герм, с.-д. Рабочей партии (Эйзенах, 1869), в к-рой наряду с политич. И социально-экономическими были отражены требования по нар. Образованию. Устранению сословных, конфессиональных и др. Привилегий, отделение школы от церкви, беспла..

Безнадзорность Детская

Отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитат. Влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Крайнее проявление Б. — беспризорность. Б. Выражается в отчуждении самих детей от семьи, дет. Коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.Причины Б. Утрата детьми одного или обоих родителей, условия труда и быта взрослых членов семьи (длит, командировки или состояние их здоровья), не позволяющие в должной мере заним..

Дополнительный поиск Башкирия Башкирия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Башкирия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Башкирия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа