Белоруссия

111

Республика Беларусь, гос-во в Вост. Европе. Пл. 207,6 тыс. Км2. Нас. 10 259 тыс. Чел. (1989). Столица — Минск.В 1989 на 1000 чел. В возрасте 15 лет и старше приходилось 770 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 652 чел.) — В отраслях экономики было занято 1436,6 тыс. Специалистов, в т. Ч. 639,1 тыс. С высшим и 797 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Дошкольные учреждения. До 1919 в Б. Имелись сиротские дома, приюты, ясли-приюты (всего 26 дошк. Учреждений), к-рые возникли преим. Во время Революции 1905—07 в Минске, Витебске, Могилёве, Гродно, Бобруйске. После установления сов. Власти (1919) обществ, дошк. Воспитание стало частью системы нар. Образования. В 1920 при Наркомпросе БССР был организован дошк. Отдел, в ведении к-рого было 25 дет.

Садов и 10 дошк. Дет. Домов. В 1922 имелось 88 дошк. Учреждений (ок. 4 тыс. Детей). В 1932 — 543 дет. Сада (св. 26 тыс. Детей). На Всебелорус, съездах и конференциях дошк. Работников (1921, 1925, 1931, Минск) обсуждались формы и методы воспитат. Работы, обобщался опыт работы лучших дошк. Учреждений. В 30-х гг. Разработано «Руководство для воспитателя дет. Сада» (введено в 1938). Развитие системы дошк. Воспитания в Б. Было прервано войной. Все дошк. Учреждения были уничтожены фаш. Оккупантами. После освобождения Б. Уже в июле 1944 стали организовываться дет. Сады санаторного типа. В 1946 восстановлено 375 дошк. Учреждений (18 тыс. Мест). С 1959 в республике действуют объединённые дошк. Учреждения — детские ясли-сады.Со 2-й пол. 80-х гг. В небольших населённых пунктах открылись школы — детские сады, дошкольные микрорайонные центры, прогулочные, вечерние и др.

Детские сады с гибким режимом работы, с профилированной направленностью в работе, а также семейные детские дома. Динамику развития сети дошк. Учреждений в 1940—80 см. В табл. В 1989 обновлена с учётом особенностей развития речи детей и близкородств. Белорус.-рус. Двуязычия программа воспитания в дошк. Учреждениях. Закон об образовании (1991) провозгласил ведущей в дошк. Воспитании роль семьи. Задача дошк. Учреждений — приобщение детей к белорус, яз., культуре, традициям.В 1989 в 5,2 тыс. Постоянных дошк. Учреждений воспитывалось 662 тыс. Чел. (73,1% детей в возрасте от 1,5 до 6 лет). На базе дет. Садов по шк. Программе 1-го кл. Обучалось 35 тыс. Шестилеток. В нач. 90-х гг. Воспитателей дошк. Учреждений ср. Квалификации готовили Борисовское, Гомельское, Гродненское, Лид-ское, Минское (№ 1), Могилёвское, Несвижское, Пинское, Полоцкое, Рогачёв-ское пед.

Уч-ща. Высш. Квалификации — Минский, Могилёвский, Брестский, Витебский, Мозырский педагогические институты.Общеобразовательная шко-л а. В 10 в. На терр. Б., входившей в состав Др.-рус. Гос-ва, распространилась слав, письменность. В 11—12 вв. В Полоцке, Витебске, Турове и др. Городах обучали детей грамоте по церк. Книгам. В 13 в. Письменность проникла в среду горожан, ремесленников и купцов, о чём свидетельствуют находки берестяных грамот в Витебске. В 14—15 вв. Открывались школы при феод, имениях, обучением детей занимались также учителя-самоучки — мастера грамоты. В 16 — 1-й пол. 17 вв. На культурное развитие Б., входившей в состав Польско-литовского гос-ва, оказывало влияние реформаторское движение (см. Реформация и школа). На терр.

Б. Возникли конфессиональные протестантские школы, типографии, появились первые учебники на белорус, языке. В протестантских школах изучали религ. Догматы, церк. Песнопение, древние языки (лат., греч., иногда др.-русский), родной язык, риторику, поэзию, диалектику, историю, математику. Во 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. Сторонниками радикального реформаторского течения ариан в Ивье, Клецке, Любче, Несвиже, Новогрудке и др. Городах открывались арианские школы. В них преподавались богословие, начала философии, истории, поэтики, греч., лат., белорус, и др. Языки, гражд. Право, медицина, музыка и др. В 16- 17 вв. Действовали мн. Братские школы. Во 2-й пол. 17 в. С усилением римско-католич. Реакции в Речи Посполитой большая часть братских школ и типографий была закрыта.

В кон. 17—18 вв. Распространялись католич. И унпатск-ле школы, часто под опекой монашествующих орденов. В 1773—94 общее светское образование в Польско-литовском гос-ве развивалось под влиянием Эдукационной комиссии, открывшей на терр. Б. 20 школ, в к-рых большое внимание уделялось предметам естеств.-науч. Цикла.В кон. 18 в., после воссоединения Б. С Россией, было открыто более 20 рус. Школ, 6 малых и 2 главных нар. Уч-ща. Однако до отмены церк. Унии (1839) преобладали католические (орденские) и униатские школы," обучение велось на польск. Языке. В 1804—1917 школы находились в подчинении администрации Виленского (в 1829—50 Белорусского) уч. Округа. Восточные губ. (Витебская и Моги-лёвская) — в подчинении Петербургского уч. Округа (1824—29.

1850—1917). В нач. 1860-х гг. В Б. Было 567 уч. Заведений (16,5 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 12 ср. И 45 неполных ср. Школ, 21 духовное уч-ще, более 400 ведомств, и частных нач. Школ. Под влиянием обществ, движения открывались новые уч. Заведения. В 1868 в Минской губ. Открыто 7 жен. Пансионов, до кон. 1870-х гг. — 21 частное жен. Уч-ще.После Польского восстания 1863—64 школы управлялись на основании «Временных правил», усиливших русификаторскую политику в Б. Наблюдение за нар. Образованием было поручено православному духовенству, преподавание белорус, яз. Запрещено. Правительств, субсидии на стр-во школ были ничтожны, нач. Школы строились гл. Обр. На средства родителей учеников. Ср. Школа из-за высокой платы была недоступна детям трудящихся. Под влиянием Революции 1905—07 началась борьба за создание нац.

Белорус, школы. В 1906 состоялся 1-й нелегальный съезд учителей Б., на к-ром были выдвинуты требования всеобщего обязат. Обучения и преподавания на родном языке. В 1907 учительский съезд в Вильнюсе основал Белорус, учительский союз, поставивший задачу бороться за перестройку нар. Образования на демократических началах, за обучение на белорус, яз., за передачу шк. Дела органам шк. Самоуправления.В 1914/15 уч. Г. В Б. Было 7682 общеоб-разоват. Школы, в т. Ч. 7492 нач., 119 неполных ср., 71 ср. Школа. Во всех типах школ обучалось 489 тыс. Уч-ся (из всех детей шк. Возраста). Грамотные среди населения в возрасте 9—49 лет составляли 32% (по переписи 1897).После провозглашения сов. Власти Наркомпрос БССР распространил на терр. Республики действие «Положения об единой трудовой школе РСФСР».

В школах было введено обучение на родном языке. По инициативе П. Н. Лепешинско-го и его брата M. H. Лепешинского были организованы опытные школы-коммуны — Литвиновичская (1918, с 1919 — в Москве) и Леменская (в 1920—24). Осн. Типом школы стала 7-летняя трудовая общеобразоват. И политехн. Школа для детей 8—15 лет. В апр. 1919 открылись первые вечерние школы для взрослых, а с кон. 1920 была организована сеть школ для малограмотных, где преподавание велось на родном языке учащихся. В 1926 ЦИК и СНК БССР приняли постановление о введении всеобщего обя-зат. Нач. Обучения (завершено к 1932). С 1926 стали создаваться школы 2-й ступени — 9-летки (с 1932 — 10-летки). До кон. 30-х гг. Действовали школы с преподаванием на польском (гл. Обр. В автономных районах), еврейском и др.

Языках. С 1932/33 уч. Г. Вводилось обязат. 7-летнее обучение (осуществлено в городах к 1939/40 уч. Г.). В 1939 грамотность населения достигла 78,9%.На терр. Зап. Б., захваченной в 1919 Польшей, из 400 белорус, школ к 1937 не осталось ни одной. В 1938 в нек-рых районах Зап. Б. Было до 70% неграмотных. После воссоединения белорус, народа (1939), с янв. 1940 в зап. Областях, как и на остальной терр. Б., было введено 7-летнее обучение. В годы Вел. Отеч. Войны оккупанты уничтожили ок. 9 тыс. Шк. Зданий. В зонах партизанских действий (в Брестской, Гомельской, Витебской и др. Обл.) создавались общеобразоват. «лесные» школы. В послевоен. Годы в кратчайший срок была восстановлена шк. Сеть. К сер. 50-х гг. 7-летний всеобуч был реализован. В 1962/63 уч. Г. Закончился переход ко всеобщему 8-летнему обучению.

Стало массовым вечернее и заочное образование взрослых (в 1965/66 уч. Г. 13,6 тыс. Уч-ся). В 1975/76 уч. Г. Осуществлён переход ко всеобщему ср. Образованию. Динамику развития сети общеобразоват. Школ в 1940—80 см. В табл.Практика добровольного выбора языка обучения (законодательно оформлена в 50-е гг.) не была в Б. Подкреплена системой необходимых мер по пропаганде и распространению белорус, языка. В результате началось неоправданное сокращение его использования в обществ, жизни, на произ-ве, в семейно-бытовой сфере. К 1969 ок. 30% уч-ся школ республики (в Минске — 90%) не изучали родной язык как предмет. Во 2-й пол. 80-х гг. Развернулось обществ, движение за восстановление родного языка. Создано Товарищество белорус, языка (1989).

В 1990 принят Закон «О языках в Белорусской ССР», к-рый провозгласил белорусский государственным языком республики и закрепил право свободного пользования русским как языком межнационального общения.В 1989/90 уч. Г. В 5345 дневных общеобразоват. Школах училось 1449 тыс. Уч-ся. Св. 3,5 тыс. Школ (66,7%) ведут обучение на белорус, языке, ев, 1,6 тыс. (31,3%) — на русском. Работают св. 100 школ с двумя языками обучения. Для учащихся-поляков в 140 школах (гл. Обр. В Гродненской обл.) введено преподавание их родного языка как уч. Предмета. Белорус, яз. Изучается с 1-го кл. Во всех школах, а также во всех др. Уч. Заведениях. Действует 140 школ с углублённым изучением белорус, языка. Ок. 75% выпускников дневных ср. Школ продолжают образование в разл.

Типах уч. Заведений.В 109 вечерних школах—25,1 тыс. Уч-ся. Имеется 16 дет. Домов (1800 воспитанников), 102 школы и интерната для детей с недостатками умственного и физпч. Развития (ок. 23 тыс. Уч-ся), 1 школа и 3 спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. Из 128 тыс. Учителей 79% имеют высш. Образование. В школах республики работает ок. 1100 засл. Учителей Белоруссии.Закон об образовании установил обязательным базовое (9-летнее) образование. На его основе действуют ПТУ, ср. Спец. Уч. Заведения. Обучение в вузах возможно на базе общего ср. (11 —12 лет) и ср. Проф. Образования.Профессионально — техническое образование. Первые проф.-тех. Уч. Заведения в Б. Возникли во 2-й пол. 19 в. При заводах и фабриках. Открывались на средства частных лиц, добровольных об-в, гор.

Самоуправления. В них готовили кузнецов, слесарей, столяров, садоводов и др. В 1914 на терр. Витебской, Могилёвской и Минской губ. Было 8 ремесл. Уч-щ (606 уч-ся). После Окт. Революции была организована система проф.-тех. Образования. В 1920 в городах Б. Были открыты проф.-тех. Школы, краткосрочные техн. Курсы на предприятиях, школы ФЗУ. Кадры массовых профессий для с. Х-ва готовили 1—2-годичные школы, 3-летние агрозоо-техн. Школы. В 1932 в школах ФЗУ занималось 13 тыс. Уч-ся. 35 тыс. Молодых рабочих повысили свою квалификацию на курсах. В 1940 в системе трудовых резервов были открыты 40 школ ФЗУ, 15 ремесленных и 6 ж.-д. Уч-щ. В нач. Вел. Отеч. Войны проф.-тех. Уч. Заведения были эвакуированы на Урал и в Зап. Сибирь. В кон. 1945 в БССР уже работали 72 уч.

Заведения системы трудовых резервов (14,3 тыс. Уч-ся). В 1959 создана система проф.-тех. Уч-щ. С 1969 появились ср. ПТУ. С 1989 организуются проф. Уч. Заведения нового типа, в т. Ч. Высшие проф. Уч-ща, ведущие подготовку по ступеням обучения квалифицир. Рабочих-станочников (проф.-тех. Образование), наладчиков станков (ср. Спец. Образование) и инженеров-производственников (на базе вузов). Динамику развития сети проф.-тех. Уч. Заведений в 1940—80 см. В табл.В 1989/90 уч. Г. В 258 проф.-тех. Уч. Заведениях по 420 профессиям обучалось 156,5 тыс. Уч-ся.Среднее специальное образование. Начало ср. Спец. Образования в Б. Связано с организацией в 1840 Горы-Горецкой землевладельч. Школы (с 1848 — ин-т). В 1917 было 10 с.-х. Уч. Заведений, 2 из них давали полное ср. Образование.

Мед. Работников готовили фельдшерско-акушерская и 2 акушерские школы. Ср. Пед. Образование давали 8 учительских семинарий (в т. Ч. 2 жен.) и 3 учительских ин-та. В 1876 было открыто ср. Техн. Уч. Заведение — ж.-д. Уч-ще в Гомеле. В 1914/15 уч. Г. В 15 ср. Спец. Уч. Заведениях занималось 1,4 тыс. Уч-ся. К 1930 работали 58 ср. Спец. Уч. Заведений (11,2 тыс. Уч-ся). В 30—40-х гг. Открыты ещё 70. Во время Вел. Отеч. Войны оккупанты уничтожили почти все уч. Заведения. В 1943 началось восстановление сети ср. Спец. Образования. В 1945/ 1946 уч. Г. Работало 94 техникума и уч-ща (26,2 тыс. Уч-ся). В 60-х гг. Для подготовки специалистов в области с. Х-ва был создан новый тип ср. Спец. Уч. Заведения — совхоз-техникум. В 60-х — нач. 80-х гг. Развернулась работа по переводу уч. Заведений на специальности наукоёмких отраслей произ-ва.

Радиоэлектроники, робототехники и др. Появились совхозы-техникумы (в 1990 — 18). Развитие сети ср. Спец. Уч. Заведений в 1940—80 см. В табл.В 1989/90 уч. Г. В Б. Имелось 145 ср. Спец. Уч. Заведений (147,1 тыс. Уч-ся, св. 20% — белорусы), для подготовки кадров ср. Квалификации более чем по 200 специальностям. В ср. Спец. Уч. Заведениях занято ок. 10 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 95% с высшим образованием.Высшее образование. Первым высш. Уч. Заведением на терр. Б. Была мед. Академия в Гродно (1775—81). В 1848—63 работал Горы-Горецкий зем-ледельч. Ии-т (восстановлен в 1919). В 1911 в Витебске создано отделение Моск. Археол. Ин-та. В 1918 открыты Витебский и Могилёвский пед. Ин-ты, отделение Моск. Археол. Ин-та преобразовано в Витебский археол. Ин-т (существовал до 1923). В 1920 открыт Белорус, политехн.

Ин-т, в 1921 — Белорус, ин-т (оба в Минске), в 1924 — Витебский вет. Ин-т, в 1925 организована Белорус, с.-х. Академия (Горки, близ Могилёва). В 1929 было принято решение об организации в республике инж.-техн. Вузов. В 1932 в Б. Было 32 вуза (10,1 тыс. Студентов), в т. Ч. 9 техн. Вузов, действовал 51 рабфак. В годы Вел. Отеч. Войны высш. Уч. Заведения Б. Были эвакуированы. После освобождения Б. Сеть вузов восстановлена. В 1944/45 уч. Г. Работало 12 вузов (5,1 тыс. Студентов), а в 1945/46 уч. Г. — уже 24 вуза (12,8 тыс. Студентов). Существенную помощь оказали вузы РСФСР и др. Союзных республик, присылавшие оборудование для лабораторий и кабинетов, лит-ру, уч. И метод, пособия. Открытие новых вузов в последующие годы было связано с потребностями развития пром-сти (машино- и приборостроения, электроники, хим.

И лёгкой) и с. Х-ва. Динамику развития сети высш. Уч. Заведений в 1940—80 см. В табл.В 1989/90 уч. Г. В республике уч. И науч. Работу по 200 специальностям вели 33 вуза (189,4 тыс. Студентов, св. 70% — белорусы). Важнейшие вузы в Минске. Белорус, ун-т, ин-ты. Политехн., радио-технич. (осн. В 1964), механизации с. Х-ва (1954), технологич. (1930), нар. Х-ва (1933), мед. (1930), пед. (с 1931), пед. Иностр. Языков (1948). В Горках. С.-х. Академия (с 1925). В Гродно. Ун-т (1978). Мед. (1958), с.-х. (1951) ип-ты. В Витебске. Вет., мед. (1934), пед. Ин-ты. В Гомеле. Ун-т (1969). В вузах занято св. 14 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. Ок. 4 тыс. Докторов и ок. 49 тыс. Кандидатов наук.Педагогическое образование. Первая учительская семинария была открыта в Витебске (действовала в 1834—39).

К 1917 в Б. Ср. Пед. Образование давали Молодечненская (осн. В 1864), Полоцкая (1872), Несвижская (1875), Свислочская (1876), Рогачёвская (1909), Гомельская (1915), Оршанская жен. (1911) и Борисовская жен. (1914) учительские семинарии, а также учительские ин-ты в Витебске (1910), Могилёве (1913), Минске (1914).С первых лет сов. Власти большое внимание уделялось подготовке нац. Пед. Кадров. В 1918 Витебский и Могилёвский учительские ин-ты были преобразованы в пед. Ин-ты, к-рые в 1923—24 объеди- нились с БГУ (пед. Ф-т). С 1930 как самостоят, вузы работали Витебский и Могилёвский, с 1931 — Минский пед. Ин-ты. В связи с переходом ко всеобщему 7-летнему обучению в Б. Были организованы учительские ин-ты. В 1936 в Минске (в 1947 переведён в Молодечно), Витебске, Гомеле, Орше, Рогачёве.

В 1937 в Могилёве. После воссоединения Зап. Б. В 1940/41 уч. Г. Начали работать Белостокский пед. Ин-т, учительские ин-ты в Барановичах, Гродно и Пинске. В 1944 основан Гродненский пед. Ин-т (с 1978 — ун-т). В 1945 — Брестский учительский ин-т (с 1950 — пед.). В 1950-е гг. Учительские ин-ты были преобразованы в пед. Ин-ты или объединены с ними. В 1987/88 уч. Г. Высш. Пед. Образование осуществлялось в Брестском, Витебском, Могилёвском, Мозырском (осн. В 1952), Минском пед. Ин-тах, Минском ин-те иностр. Языков, Белорус., Гомельском и Гродненском ун-тах, Белорус, ин-те физич. Культуры (1937). Педагогов ср. Квалификации готовили 16 пед. Уч-щ, в т. Ч. 10 — воспитателей дошк. Учреждений, 3 индустр.-пед. Техникума, 1 физкультурный техникум. Повышение квалификации пед.

Кадров осуществляется в республиканском, 6 областных и Минском гор. Ин-тах усовершенствования учителей, на ф-те повышения квалификации при БГУ и Минском пед. Ин-те (ежегодно ок. 30 тыс. Слушателей).Педагогическая наука. Нар. Педагогика нашла отражение в белорус, традициях и фольклоре. Одним из первых в Б. Идеи просветительства выразил Кирилл Туровский (12 в.). Развитие пед. Мысли с 16 в. Определялось деятельностью белорус, философов, преподавателей, издателей. Просветитель и первопечатник Ф. Скорина выступал сторонником широкого просвещения народа, социального равенства. С. Будный и В. Тяпинский использовали идеи Реформации для распространения нац. Культуры, светских знаний. В предисловии к белорус, переводу «Евангелия» Тяпинский настаивал на открытии светских школ с преподаванием на белорус, языке.

Видным представителем гуманизма в Б. Был Л. Зизаний. Значит, культурным событием было появление в 1619 «Грамматики» М. Смотрицкого, к-рую М. В. Ломоносов назвал «вратами учёности». В 1631 в Кутеинской типографии белорус, издатель С. Соболь выпустил книгу для первонач. Обучения детей. В Могилёвской братской типографии был издан — «Букварь славянского языка». Симеон Полоцкий — автор предисловий к «Букварю» (1679) и «Часослову» (1681) — уделял особое внимание обучению ребёнка в раннем возрасте. Заметный вклад в развитие пед. Мысли в Б. Внесли прогрессивные преподаватели Вильнюсского университета, в т. Ч. Польск. Просветители С. Конарский, Я. Снядец-кий, Е. Снядецкий, А. Довгирд.Во 2-й пол. 19 в. Просвещение в Б. Формировалось под воздействием идей рус.

Педагогов-демократов К. Д. Ушин-ского, В. И. Водовозова, В. П. Вахтеро-ва, В. Я. Стоюиина, Д. Д. Семёнова и др. За нач. Обучение на родном яз. Высказывались мн. Деятели нац. Культуры. Поэтич. Произв. Ф. Богушевича, А. Гуриновича, Я. Лучины, труды этнографов и фольклористов Е. Р. Романова, И. И. Носовича, Н. Я. Никифоровского создали основу для разработки уч. Материала по родному яз. И лит-ре в белорус, школе. В 1881 Романов составил для белорус, детей учебник рус. Грамматики.В годы Революции 1905—07 в Б. Появилась первая белорус, газета, увеличилось печатание книг на белорус, языке. В 1906 вышел первый белорус, букварь К. Каганца (анонимно), «Первое чтение для деток-белорусов» Тётки, в 1909- «Второе чтение для детей белорусов» Я. Коласа.В первые годы сов. Власти исследования в области педагогики вели Ин-т белорус, культуры (Инбелкульт, 1922- 1929) и кафедра педагогики БГУ (1922- 1931).

В 1919 в Минске создано первое в Б. Пед. Об-во (пред. Е. Ф. Карский) с секциями родного языка, общепед., ист., физ.-математической и др. В 1929 организован НИИ коммунистич. Воспитания (назв. Менялось), преобразованный в в 1951 в НИИ педагогики. Мн. Науч. Учреждения Б. Активно участвовали в создании уч.-педагогич. Литературы на белорус, языке.Исследования в интересах развития системы образования Б. Ведут кафедры педагогики и психологии пед. Вузов, ун-тов, специализированные лаборатории. Социол. Исследований в БГУ и проблем высш. Образования при Белорус, политехн. Ин-те. В 1990 в республике работали 23 дера и св. 420 канд. Пед. И психол. Наук. В 1972 основано респ. Пед. Об-во, к-рое имеет областные, а в Минске и городской советы (в 1990 — ок. 160 тыс.

Чл.). В 1988—89 созданы респ. Творческое объединение педагогов, Совет директоров школ, Ассоциация педагогов-исследователей.Педагогическая и детская периодика. До Окт. Революции в Б. Издавались журналы «Белорус, учитель» (1909, СПБ, 1-й выпуск), «Белорус, учительский вестник» (1910- 1911, Могилёв), «Пед. Дело» (1911—14, Гродно). После Окт. Революции появились пед. Журналы «Школа и культура Сов. Белоруссии» (1919—21), «Коммунистич. Просвещение» (1920—21, Гомель), «Вестник Нар. Комиссариата просвещения »(1921—22), «Асвета» («Просвещение», 1924—29), «Камутстычнае выхаванне» («Коммунистич. Воспитание», 1930—36). Выходили пед. Журналы «У дапамогу нас-таушку» («В помощь учителю», 1945—59) и «Савецкая школа» («Сов. Школа», 1940—41, 1948—59).

Совр. Пед. Издания — журн. «Народная асвета» («Нар. Просвещение», с 1960), «Настаушцкая газета» («Учительская газета», с 1945). Науч.-метод, журн. «Беларуская мова i л. Таратура у школе» («Белорус, язык и лит-ра в школе», с 1988). Дет. Журналы «Бярозка» («Берёзка», с 1924), «Вясёлка» (с 1957), газеты («ГОянер Беларус!» («Пионер Белоруссии», с 1929), «Зорька» (с 1945).Пед. И уч. Лит-ру для школ выпускает изд-во «Народная асвета» («Нар. Просвещение», осн. В 1951, до 1963 паз. Учпедгиз БССР). Уч.-метод, лит-ру для системы высш., ср. Спец. И проф.-тех. Образования — изд-во «Вышэйшая школа» («Высш. Школа», осн. В 1962), изд-во «Университетское» (осн. В 1967). Дет. И юношескую лит-ру — изд-во «Юнацтва» («Молодость», осн. В 1981).Лит. Из истории школы Белоруссии и Литвы, М., 1964.

КрасовскийН. И., Высшая школа Сов. Белоруссии, Минск, 19722. Очерки развития проф.-тех, образования в БССР, Минск, 1973. М и и к е— в и ч М. Г., Общеобразоват. Школа Белорус. ССР на совр. Этапе, Минск, 1978. Белорус. ССРза50лет. Статистич. Сб., Минск, 1968. Антология пед. Мысли Белорус. ССР, М., 1986. На белорус, яз. — Очерки истории нар. Образования и пед. Мысли в Белоруссии, Минск, 1968. Киселев Г. Я., Школа Сов. Белоруссии, Минск, 1963. Образование в Белорус. ССР за 50 лет Сов. Власти. Библиогр. Указатель, Минск, 1973. Родченко Г. В., Старейшая школа Белоруссии, Минск, 1985. Просвещение и пед. Мысль в Белоруссии. С древних времен до 1917, Минск, 1985.В. В. Чтет..

Значения в других словарях
Белоруссия

см. Белорусская Советская Социалистическая Республика.. ..

Белоруссия

БЕЛОРУССИЯ (Беларусь) - Республика Белоруссия (Рэспублiка Беларусь). 207,6 тыс. Км². Население 10 353 тыс. Человек (1993), городское 67%. Белорусы (7905 тыс. Человек. 1989, перепись), русские, поляки, украинцы, евреи и др. В Белоруссии 6 областей, 117 районов, 99 городов, 112 поселков городского типа (1989). Официальный язык - белорусский. Столица - Минск. Поверхность Белоруссии равнинная. На севере - система моренных гряд, сменяющихся к югу Белорусской грядой (высота до 345 м). На юге - Бел..

Белоруссия

Название, даваемое части России, находившейся долгое время под владычеством Литвы и Польши и только впоследствии снова возвращенной России. Под именем Белоруссии прежде разумелись преимущественно княжества Полоцкое, Витебское Мстиславское и Смоленское. Ныне под именем Белоруссии преимущественно подразумевают губернии Минскую, Могилевскую, Витебскую и западную часть Смоленской.Литература. "Живописная Россия" (т. 3, часть 2, "Белорусское полесье", ст. А. К. Киркора и С. В. Максимова). П. Н. Батюшк..

Белоруссия

Республика Беларусь, государство в Восточной Европе. Граничит на западе с Польшей, на северо-западе - с Литвой и Латвией, на востоке и северо-востоке - с Россией, на юге - с Украиной. В июле 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете.. ..

Белоруссия

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Белоруссия

Известно, что наименование России "Белою" весьма древнее. Существовало мнение, что восточные народы прозвали Россию "Белою" (Ак-Урус), а русских государей - "белый царь" (Ак-Падишах), потому что в России в XIV и XV в. В великокняжеском обиходе белое платье было в великом почтении. Даже в позднейшее время белый цвет преобладал на московских стенах (Белый Город), а царские грамоты мусульманским владетелям посылались за белою печатью. Карамзин положительно утверждает, что в. Кн. Иоанн III назвал св..

Белоруссия

Республика Беларусь, гос-во в Вост. Европе, пл. 207,6 тыс. Км², делится на 6 областей. Столица Минск. В XI–XIV вв. На её территории существовали княжества Полоцкое, Туровское, Пинское, Владимир-Волынское, Смоленское, Черниговское. С XIV в. – в составе Литвы. С XVI в. – Речи Посполитой. С 1795 г. – России, с 1922 г. – СССР (как союзная республика). С 1991 г. Республика Беларусь. Глава гос-ва – президент, парламент (Нац. Собрание) состоит из Палаты представителей и Совета республики. Занимает зап...

Белоруссия

Устаревшее название, см.Беларусь,Республика Беларусь. ..

Белл-ланкастерская Система

Взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. Школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Бвллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. Получила широкое распространение в ряде стран (..

Бёллерс (Вellers) Джон

(1654—28.4. 1725), англ. Экономист, социальный реформатор, деятель квакерского движения. В утопич. Трактате «Предложения об учреждении производств, содружества» (1695) Б. Развивал идею преобразования общества и примирения классов путём трудового воспитания. Выдвигал принцип соединения обучения с производит, трудом. Решительно возражал против того, чтобы дети большую часть времени проводили за учебниками, полагал, что физич. Труд — основа воспитания интеллекта и нравств. Чувства. По Б., обучение ..

Бельгия

(франц. Belgique, флам. Belgie), Королевство Бельгия, гос-во в Зап. Европе. Пл. 30,5 тыс. Км2, нас. 9,88 млн. Чел. (1988). Офиц. Языки — франц., нидерл. И немецкий. Столица — Брюссель.Первые монастырские школы возникли на терр. Б. В раннем средневековье. В период владычества Испании (1516—1713) были открыты иезуитские школы. В 1714—95 Б. — владение Австрии. В этот период получило развитие нач. Обучение, вместо иезуитских созданы ср. Школы по австр. Образцу — терезианские коллегии, открывались уч..

Березанская Елизавета Савельевна

[27.12.1890 (8.1.1891), Майкоп, — 13.12. 1969, Москва], педагог, математик-методист, канд. Пед. Наук (1938). Окончила Бестужевские курсы (1914), одна из первых женщин — учителей математики. Преподавала в ст. Классах реальных уч-щ. С 1920 на науч.-пед. Работе в Москве. В школе-коммуне им. П. Н. Лепешинского (до 1941), АКБ им. Н. К. Крупской (1922—36), Моск. Гор. Пед. Ин-те (1932- 1941), НИИ политехн. Образования (1933—40), МГПИ им. В. И. Ленина (1943—65). Б. Участвовала в создании отеч. Методики ..

Дополнительный поиск Белоруссия Белоруссия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Белоруссия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белоруссия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа