Биология

114

Уч. Предмет в школе. Основы знаний о живой природе. Отражает совр. Достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. Объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. Курс Б. Включает разделы. Ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.Преподавание Б. Направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. И политехн. Умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой деятельности и продолжению образования. Обучение Б. Способствует формированию у учащихся естеств.-науч. Картины мира, пониманию единства живой и неживой природы, науч. Основ мн. Отраслей произ-ва и экология, проблем, возникающих в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, воспитанию нравств.-этич.

Ориентации личности, ответств. Отношения к разл. Формам проявления жизни.В России с кон. 18 в. В гос. Школах предусматривался курс естеств. Истории (естествознания) с краткими сведениями о неживой природе, растениях, животных. По Уставу нар. Уч-щ 1786 курс естествознания был введён в гл. Нар. Уч-щах, а по Уставу 1804 — в уездных уч-щах и гимназиях. Уставом 1828 естествознание было исключено из уч. Плана нач. И ср. Школ и восстановлено в 1839 в реальных классах и отделениях гимназий, а в 1848- в воен. Уч. Заведениях и жен. Гимназиях. Лишь в 1852 естествознание было введено во всех гимназиях. Программа включала общие сведения о природе (1-й кл., 2 ч в нед), зоологию (2—3-й кл., 3 и 2 ч соотв.), ботанику (4 и 5-й кл., 2 и 1 ч), минералогию (6-й кл., 1 ч).

В реальных и коммерч. Уч-щах Б. Преподавалась в большем объёме, чем в др. Ср. Уч. Заведениях. В 1871 естествознание вновь было изъято из уч. Планов муж. Гимназий, частично восстановлено в мл. Классах этих гимназий в 1901. Неживая природа (1-й кл.), элементы ботаники (2-й кл.), элементы зоологии (3-й кл.) — по 2 ч в нед на каждый предмет. В реальных уч-щах, жен. И воен. Гимназиях преподавались преим. Морфология и систематика растений.В 60-х гг. 19 в. Основоположник отеч. Методики естествознания А. Я. Герд обосновал и разработал новую систему изучения природы в школе, исходя из учения об эволюции Ч. Дарвина. Неор-ганич. Мир (неживая природа), растительный мир, животный мир, человек, история Земли (эта последовательность изучения Б. Была длительное время принята и в сов.

Школе). Содержание и структуру уч. Предмета Герд подчинял задаче — «привести учащегося к определённому мировоззрению, согласованному с современным состоянием естественных наук» («Зоология», 1877, предисл.). Герд создал также новый курс естествознания для нач. Школы — «Неживая природа», объединивший сведения о земле, воздухе и воде.В нач. 20 в. В уч. Плане на естествознание в муж. Гимназиях отводилось 6 ч, в женских —10, в реальных уч-щах и кадетских корпусах — 15, в частных коммерческих уч-щах. Тенишевском — 19, Лесном — 28 ч. К 1917 в большинстве школ преобладала последовательность курсов. Неживая природа, ботаника и зоология (с элементами знаний об организме человека).В 1918—23 ведущая роль в разработке новых программ по Б.

Принадлежала членам Об-ва распространения естеств.-ист. Образования, учёным-биологам В. М. Шимкевичу, Н. М. Книповечу, методисту Б. Е. Райкову. В практике сов. Школ проверялись разл. Варианты последовательности курсов. 1) природоведение (неживая природа, растения, животные), анатомия и физиология человека, общая биология, эволюц. Учение. 2) природоведение, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология с эволюц. Учением. 3) зоология, ботаника, геология, общая Б. С физиологией человека. В курсе общей Б. Внимание концентрировалось то на экологич., то на эволюц. Или генетич. Проблемах.В период обучения по т. Н. Комплексным программам (1923—31) ведущей проблемой преподавания Б. Стала связь теории с практикой. В 1924 разработан первый вариант программ ГУСа (в 1927 усовершенствован).

Изложение биол. Знаний в 5—7-м кл. Велось вокруг прак-тич. Производств, тем. Были отменены систематич. Курсы ботаники и зоологии. Уч. Материал объединялся в общие стержневые темы. Для 5-го кл. Такой темой была «Связь деревни с городом», для 6-го кл. — «Индустриализация СССР и интенсификация с. Х-ва» и т. Д. В 5-м и 6-м кл. Изучали с.-х. Произ-во, в т. Ч. Вместо ботаники в 7-м кл. В теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюц. Учение. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства.Усовершенствованные программы ГУСа предусматривали обширный заключит, курс общей Б. (155 ч в 8—9-м кл.), состоявший из двух разделов. «Физ.-хим. Основы жизненных явлений» и «Эволюц. Учение». Большой вклад в разработку курса обшей Б. Внесли Б.

Д. Морозов, В. Ф. Натали, В. В. Левченко, Ф. Ф. Дучинский, М. Я. Цузмер и др.В 1931—32 были восстановлены систематич. Курсы Б. В ср. Школе. Определилась система дисциплин биол. Цикла, сохранившаяся в своей основе до наст, времени. Ботаника (5—6-й кл.), зоология (6—7-й кл.), анатомия а физиология человека (8-й кл.), эволюц. Учение (9 кл.). В 1939 курс эволюц. Учения был переработан и вошёл в уч. План школы под назв. «Основы дарвинизма».В 30—40-е гг. В программах по Б. Преобладал морфолого-систематич. Материал, недостаточно освещалось клеточное строение организмов. В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось достаточного внимания основам рефлекторной теории И. П. Павлова. В материале 9-го кл. Значительное место отводилось «ошибкам» Дарвина. В дальнейшем на преподавание Б.

Резко отрицательно сказались внедрявшиеся официально антинаучные и вульгаризаторские представления Т. Д. Лысенко о наследственности, видообразовании, эволюции. Морфолого-систематич. Материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим, учению Дарвина придавалось лишь ист. Значение.В 40—60-е гг. Возникли новые направления в биол. Науке. Сформировалась синтетич. Теория эволюции, широкое распространение получило учение о биосфере, биоценозе и др., что вызвало необходимость пересмотра содержания шк. Б. В 1965 были подготовлены новые программы. Общая система биол. Курсов сохранялась. В программах по ботанике и зоологии были усилены вопросы физиологии, экологии и биоценотич. Связей, восстановлены в необходимом объёме элементы систематики и филогении и пр.

Вопросы жизнедеятельности человеческого организма, функциональные связи форм и строения органов, саморегуляции и обратной связи занимали гл. Место в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Новый курс общей Б. (1966) включал зволюц. Учение, цитологию, молекулярную Б., онтогенетику, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценоло-гию и учение о биосфере.В шк. Биол. Образовании с сер. 80-х гг. Происходят крупные перемены. Общие тенденции его развития согласуются с задачами гуманизации и демократизации уч.-воспитат. Процесса. В значит, мере переосмыслены и вновь систематизированы по разделам шк. Курса общедидак-тич. Цели предмета. Умственное и эмоциональное развитие, содействие формированию мировоззрения, трудовая и физич.

Подготовка (И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова). В качестве целей биол. Образования методистами на материале Б. Рассматриваются не только усвоение знаний и способов деятельности, но и овладение опытом творческого поиска, формирование эмоционально-ценностных отношений людей к миру и друг к другу. Усвоение ведущих биол. Идей и понятий выступает как элемент общей культуры человека. Особый акцент сделан на моральной ответственности человека по отношению к природе как одной из приоритетных в совр. Общечеловеческих ценностях (Зверев, И. Т. Суравегина).Биол. Образованность кроме мировоззренческой функции предполагает готовность учащихся к практич. Применению науч. Знаний о живой природе в трудовой деятельности, при определении области проф.

Интересов, выработке навыков здорового образа жизни. Структура целей биол. Образования и их конкретизация обусловлены совр. Уровнем развития биол. Науки и методологии, стремлением обеспечить идейно-нравств. И гражд. Свободу личности. С 1986 в школах используются новые программы, учебники и метод, пособия, из к-рых учитель может выбирать наиб, приемлемые. В практику входит использование уч. Пособий по флоре и фауне отд. Регионов. Изучение ботаники и зоологии основывается на знаниях, полученных учащимися в курсе природоведения нач. Школы. Этим курсом закладываются осн. Науч. Представления у учащихся о растит, и животном мире планеты, её климате, сезонных явлениях в природе, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, и сезонных видах труда.

Школьники получают навык работы с планом и картой. Элементарное ознакомление со строением человеческого организма дополняется сан.-гигиенич. Знаниями. В систематич. Курсе природоведения (5-й кл.) обобщаются знания об окружающей человека среде.Ботаника изучается в 6—7-м кл., включает элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, систематики, географии, филогении растений, палеоботаники, микробиологии. Зоология изучается в 7—8-м кл. Изучение животных строится по иерархич. Принципу. От простейших к млекопитающим. В курс зоологии входят элементы анатомии, морфологии, физиологии, экологии (приспособленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении животных. Выясняется также хозяйственное значение разведения животных.

Курс анатомии, физиологии и гигиены человека изучается в 9-м кл. В него входят также элементы цитологии, физич. Культуры и истории изучаемой науки. Завершает шк. Биол. Образование курс общей Б. В нём раскрываются осн. Законы жизни, индивидуального и ист. Развития организмов. Школьники знакомятся с открытиями последних лет в изучении биол. Систем на клеточном (молекулярном и субмолекулярном), ор-ганизменном и популяционно-видовом уровнях живой материи, раскрывается принцип биол. Синтеза белка. На основе изучения законов наследственности и изменчивости выявляются методы селекции. Заканчивается курс рассмотрением осн. Понятий экологии и общих закономерностей биосферы.Учебника, учебные и методические пособия по биологии. Первый в России учебник по естествознанию был написан В.

Ф. Зуевым для нар. Уч-щ («Начертание естеств. Истории...», ч. 1—2, 1786, издавался до 1828). При отборе объектов изучения и изложении уч. Материала автор не придерживался господствовавшей в то время систематики, а давал живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека. Его учебник способствовал формированию реальных представлений о природе, ориентировал учащихся на практич. Применение знаний. Многие учебники для ср. Уч. Заведений давали описательно-эмпирическое изложение, построенное на морфолого-систематич. Материале. «Краткая ботаника» И. И. Шиховского (1853, 18624). «Руководство к зоологии» Ю. И. Симашки (1852. Ч. 1—2, 1861—18643). «Элементарный курс зоологии» К. К. Сент-Илера (1869). «Учебник естеств. Истории» М.

П. Вараввы (кн. 1—3, 1890—91. 1902—057) и др.Лучшим учебником Б. Для гимназий в России в 60-е гг. 19 в. Признавалась «Зоология и зоол. Хрестоматия...» (в. 1—3, 1862—65) А. П. Богданова. Учебник был построен по иерархич. Принципу. В нём впервые выдвинуто эколо-гич. Направление в обучении Б., реализованы прогрессивные метод, идеи. Наглядное обучение, использование аквариумов, коллекций, постановка лабораторных занятий и т. Д. «Приготовительный курс ботаники» (189711) Н. И. Раевского приучал школьников описывать и сравнивать самостоятельно растения, а не заучивать их по книге. «Учебник зоологии» Гер-да (ч. 1—2, 1877—83) высоко оценил И. И. Мечников, считая, однако, что предлагаемый автором план шк. Естествознания представляет для учащихся огромные трудности (простейшие организмы, с к-рых начинается обучение, недоступны для наблюдения, описания сложны и пр.).

«Краткий курс естествознания» (190111) Герда вместо «излагающего» метода обучения, при к-ром ученик получал готовые знания, рекомендовал опыты, самостоят, практич. Работы, экскурсии.К 1917 в школе использовались учебники В. Б. Половцова, Л. С. Севрука, Г. Н. Боча, И. И. Полянского, Л. Н. Николаева. Широкое распространение в 20-е гг. Получили «рабочие книги», рассчитанные на неск. Лет обучения и содержавшие материал для учащихся и учителя. «Природа и труд» С. П. Аржанова, А. П. Пинкевнча, К. П. Ягодовского (ч. 1—2, 1926). «Практич. Занятия по сел. Х-ву в сел. Школе» M. H. Николаевского (ч. 1—2, 19252). «Практич. Занятия по анатомии и физиологии человека» Б. Е. Райкова (ч. 1—2, 1927") и др.В 30-е гг. Были изданы стабильные учебники. Для нач. Школы — «Естествознание» В.

А. Тетюрева (1933), для ср. Школы — «Ботаника» Б. В. Всесвятского (19343), «Зоология» М. Я. Цузмера (1933), «Анатомия и физиология человека» А. Н. Кабанова (19332), «Эволюц. Учение в школе» М. М. Беляева (1929), «Общая биология» В. Ф. Натали, К. В. Магржиковской, В. В. Хвостовой (1934). Большинство стабильных учебников по Б. Переводились на языки союзных республик.Наиб, изменениям в 50-е гг. Подверглись обобщающие учебники для завершающего этапа обучения, что объяснялось борьбой разл. Направлений в биол. Науке. Были изданы «Основы дарвинизма» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, В. М. Кор-сунской (1950, 19567) и Е. А. Веселова (1956, 1962е). В учебниках для 5—6-го кл. В основном сохранились структура и содержание, больше внимания уделено прикладным и практическим знаниям.В связи с перестройкой содержания образования в 1965 были созданы новые учебники.

«Ботаника» В. А. Корчагиной (1967, 1982"). «Зоология», под ред. Б. Е. Быховского (позднее Л. В. Наумова) (1969, 198214). «Человек. Анатомия, физиология, гигиена» А. М. Цузмер, О. Л. Петришиной (1968, 198215). Учебник «Общая биология», под ред. Ю. И. Полянского (1965, 1982") для 9—10-го кл., завершающий шк. Курс Б., содержит проблемные теоретич. Вопросы Б., в т. Ч. Биол. Связь эволюции человека с эволюцией высш. Животных и движущие силы антропогенеза. В учебнике рассмотрены также основы генетики и селекции, показаны практич. Значение генетики и достижения селекции. Учебник включает материал по основам экологии и завершается обобщающей темой «Биосфера и человек».Методика преподавания биологии. Зарождение рус. Методики естествознания связано с именем Зуева.

В своём учебнике естеств. Истории (1786) он впервые обозначил различие между наукой и шк. Уч. Предметом и осуществил метод, отбор типичных объектов изучения. Во введении к учебнику автор решал ряд вопросов методики преподавания. Использование на уроке беседы с демонстрацией наглядных пособий, распознавание и описание натуральных объектов, отыскивание на геогр. Карте мест их происхождения и т. Д.В 40-е гг. 19 в. В рус. Уч. Заведениях использовалась методика естествознания нем. Учителя А. Любена. Он считал, что ботаника имеет все возможности для развития чувств (особенно зрения), эстетич. Воспитания, упражнения в правильном мышлении, «пробуждения жажды к исследованию и отсюда проистекающих спасительных самостоятельности и самодеятельности» и рекомендовал изучать жизнь растений, обращал внимание на разнообразие растит, форм.

По мнению В. В. Половцова, по любеновскому методу преподавание шло сухо и скучно.Для методики шк. Б. 19 в. Характерно догматич. Дедуктивное преподавание Б., в процессе к-рого излагались готовые знания, что мало стимулировало активную умственную деятельность учащихся, заставляя работать только память. Против дедуктивного метода обучения выступали прогрессивные учёные и педагоги. А. Н. Бекетов противопоставил ему индуктивный метод обучения, направленный на воспитание самостоятельности мышления, развитие наблюдательности учащихся.В 1883 Герд подготовил методику естествознания в нач. Школе («Предметные уроки», 19145), в к-рой разработал методику проведения уроков, экскурсий, прак-тич. Занятий и задания эксперим. Характера.

Он ратовал за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов в преподавании, выдвигал на первый план рассуждения учителя и учащихся, подводящие к выводам и обобщениям на основе наблюдаемых фактов. Критиковал принятый в то время «излагающий метод» обучения и строил методику преподавания естествознания на основе дидактич. Системы К. Д. Ушин-ского.В нач. 20 в. Разрабатывались 2 формы преподавания, независимые от уроков. Экскурсионная (т. Н. Экскурсионный метод) и практическая (лабораторные занятия). С 1901 выходили пособия по экскурсиям Половцова, Райкова и др., с 1904 — практич. Руководства для учащихся Л. Н. Никонова, Половцова по ботанике, Райкова по анатомии и физиологии человека, по природоведению, зоологии и др.

На основе практич. Занятий возник «моторный» (двигательный) метод обучения, названный Райковым ^опытно-исследовательским ».В 1904 Половцов впервые разработал лекционный курс методики естествознания для студентов ун-та и опубликовал «Основы общей методики естествознания» (1907) для учителей. Особое внимание он уделял разработке «биол. Метода», к-рый основывал на трёх принципах. Формы изучаются в связи с жизненными процессами. Образ жизни изучается в связи со средой обитания. В шк. Содержание включается наиб, доступный и интересный для учащихся материал. Биол. Подход к изучению организмов созвучен с совр. Освещением вопросов экологии в шк. Б.В 20-е гг. В методике Б. Широко пропагандировался исследовательский метод обучения, Теоретич.

Материал в форме «готовых знаний» излагался описательно и в ограниченном объёме. Предполагалось, что школьники сначала проведут наблюдения и опыты, а затем сформулируют теоретич. Обобщения, содержащиеся в уч. Пособиях. Однако материальная база школ не позволяла выполнить значит, часть рекомендуемых экспериментов и наблюдений.В помощь школам создавались постоянно действующие шк. Экскурсионные биостанции. В 1918 Б. В. Всесвятский основал биол. Станцию юных любителей природы (позднее биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившую начало юннатскому движению, Натали организовал пед. Биостанцию «Био-сад» (обе в Москве). В 1919—20 в Петрограде было создано 12 экскурсионных биостанций, в 1925 Райков основал пед. Биостанцию в Ленинграде.

Подобные станции возникли и в других городах страны.В кон. 20-х гг. Широко распространились «активные методы» обучения. Лабораторный метод (Дальтон-план) и метод проектов. Для осуществления первого были изданы «рабочие книги», в к-рых описывались задания для проведения опытов и наблюдений. В школах, не имеющих лабораторий, занятия сводились к чтению «рабочих книг» по заданию, рассчитанному на месяц. Книги читались бригадами (как правило, по 10 чел.), в конце месяца проводились конференции по теме, на к-рой за всю бригаду отвечали бригадиры (бршадно-лабораторный метод обучения). По методу проектов уч-ся должны были самообучаться «в действии», самостоятельно выбирая и составляя проект. Они находили нужные сведения в справочниках, из бесед со специалистами, делали расчёты и получали конкретно-предметный результат.

Напр., проект «Вырастить цыплят» связан с выбором пород, расчётом кормов, уходом за цыплятами. Были установлены об-щешк. Проекты, напр. В первом полугодии — «Поможем выполнить промфин-план материнскому заводу», во втором — «За большевистский сев в подшефном колхозе».Переход на комплексные программы обучения, а затем к методу проектов привёл к снижению уровня знаний учащихся и вызвал длит, дискуссию (с 1924) между сторонниками систематич. Курса шк. Б. (ленинградское направление) и его противниками (московское). Шестилетняя полемика в журналах закончилась Всерос. Конференцией преподавателей естествознания (янв. 1929), на к-рой было осуждено метод, направление, отстаивавшее систематич. Построение курса Б. Его сочли «крайне реакционной формой», «идущей от средневековья».

Форма урока была отнесена к пережиткам «старой школы», метод проектов объявлен передовым. Одностороннее увлечение «универсальными» методами, сведение естествознания к с. Х-ву вызвало отрицание уголков живой природы, экскурсий в природу, работ на пришк. Участке и т. П.С возобновлением систематич. Построения курса в нач. 30-х гг. В методике преподавания Б. Усиливалось внимание к изложению основ наук. Первый курс общей методики преподавания Б. Для школ страны — «Методика естествознания» П. И. Боровицкого был издан в 1934. Вышли частные методики по каждому разделу Б. «Методика естествознания» для нач. Школы М. Н. Скаткина (1934), «Методика преподавания ботаники» Б. В. Всесвятского, В. Н. Ву-четича (1936, 19382), «Методика зоологии» М. М. Беляева, Н.

Г. Кременец-кого (19372), «Методика преподавания анатомии и физиологии человека в ср. Школе» И. В. Козыря, П. И. Суворовой, М. Я. Цузмера (1938), «Методика эволюц. Учения» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова (1935), «Методика преподавания дарвинизма в ср. Школе» Д. А. Судовского (1941). Были изданы (1940) книги по внеклассной работе Н. М. Верзилина, Н. А. Рыкова, Г. Н. Белова и Б. И. Стожарова, Скаткина и др.В 40-е гг. Вышли новые частные методики. Ботаники — Верзилина, зоологии — Рыкова, А. А. Яхонтова и Е. А. Флёровой, анатомии и физиологии человека — Е. П. Бруновт, И. В. Козыря и др., основ дарвинизма — Мельникова, В. М. Кор-сунской. Обобщение общих вопросов частных методик привело к развитию исследований по проблемам общей методики преподавания Б., истории методики естествознания.

Вышли монографии Райкова о Зуеве, Половцове, Герде, И. П. Павлове, И. И. Полянском. «Общая методика естествознания» (1947), ряд трудов о рус. Эволюционистах до Дарвина, книга «Пути и методы натура-листич. Просвещения» (1960). В 1958 издана книга В. Н. Фёдоровой «Развитие методики естествознания в дорев. России». Совершенствование методики преподавания Б. В сер. 50-х гг. Связано с разработкой теории развития биол. Понятий (H. M. Верзилин и др.). Согласно этой теории, в каждом курсе (уч. Предмете) выделяются осн. Понятия, к к-рым учитель должен возвращаться на разном уч. Материале и в разл. Связях. Понятия не даются в «готовом виде», а «выводятся» учащимися. Верзилин и его последователи различают спец. Понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета.

Понятия простые (единичные) и сложные (общие). Простое, начальное понятие, включающее элемент знания, объединяясь с другими простыми, образует сложное понятие. Спец. Понятия объединяются в группы понятий о предметах, явлениях и взаимосвязях. Общебиол. Понятиями являются понятия о биол. Закономерностях, относящихся ко всей природе (клетка, единство строения и функции организма, биологическая система и уровень организации живой материи и т. Д.).В 50—70-е гг. Были изданы теоретич. И прикладные труды по частным методикам H. M. Верзилина («Как преподавать ботанику», 1950. «Основы методики преподавания ботаники», 1955), В. Ф. Шалаева («Методика преподавания естествознания», 1952), М. И. Мельникова («Методика преподавания основ дарвинизма», 1953).

И. В. Козыря, П. И. Суворовой, А. М. Цузмер («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954). Е. П. Бруновт («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954). Н. А. Рыкова («Методика преподавания зоологии», 1955). П. И. Боровицкого, П. Ф. Винниченко и др. («Методика преподавания естествознания», 1955). А. А. Яхонтова, Е. А. Флёровой («Методика преподавания зоологии», 1955). Появились спец. Труды, поев, разработке проблемы поли-техн. Образования в связи с преподаванием Б. «Школа и с. Х-во» А. А. Шибанова (1948). «Преподавание биологии в свете задач политехн. Обучения» В. Ф. Шалаева (1953). «Уроки ботаники на шк. Учебно-опытном участке» Н. В. Па-далко (1954). «Элементы политехн. Обучения в преподавании биологии», под ред. С. В. Щукина (1953). «О политехн.

Обучении» M. H. Скаткина (1953). Изданы труды по проблемным вопросам теории и методики Б. «Развитие званий уч-ся об эволюции органич. Мира» И. Д. Зверева (1962). «Проблемы дидактики биологии» Б. В. Всесвятского (1969).В связи с введением в 1965 новых программ по Б. Создана система метод, руководств для учителя по общим и частным вопросам. «Общая методика преподавания биологии» H. M. Верзилина, В. М. Корсунской (1972, 19834). «Методика обучения ботанике», под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Фёдоровой (1977). «Методика обучения зоологии» В. Ф. Шалаева и др. (1972). «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева и др. (1973). «Методика обучения общей биологии» А. Н. Мягковой, Б. Д. Комиссарова (1973). «Самостоят, работы учащихся по общей биологии » Л.

П. Анас-тасовой (1978). «Охрана природы в шк. Курсе биологии» А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной (1977) и др.К нач. 90-х гг. Уровень преподавания Б., программы и учебники вызывали критику со стороны учителей и специалистов. Большинство выпускников школы слабо владеют совр. Основами теоретич. Б., методами исследования, науч. Фактами, сведениями из нагорий науки. Материальная база школы часто не обеспечивает постановку необходимых биол. Экспериментов, лабораторных и демонст-рац. Опытов. Уч-ся плохо знают природу родного края. Всё это требует коренной перестройки биол. Образования. В качественном улучшении нуждается биол. И метод, подготовка учителей в вузах и ИУУ. В 90-е гг. Началась разработка новых программ для базисного, республиканского и местного (школьного) содержания уч.

Курса Б. Для школ предлагаются многочисл. Варианты уч. Планов и программ дифференцированного (в т. Ч. Углублённого и профильного) изучения предмета.Творческие поиски учителей и методистов направлены на совершенствование опытно-практич. Работы школьников, на поиски эффективного сочетания уроков с др. Формами организации уч.-воспитат. Процесса, конкретных путей реализации связи обучения с практикой. Результаты этой работы получили отражение в трудах Шалаева, Рыкова, Щукина, К. Н. Соколова, Мельникова и др.Лит-ру для учителей по актуальным вопросам методики преподавания Б..«Библиотеку учителя биологии», комплект уч.-метод. Пособий к каждому действующему учебнику (книги для внеклассного чтения, книги для учителя, наглядные пособия и пр.), серии книг для учителя и учащихся «Мир знаний», «Люди науки» выпускает изд-во «Просвещение».

«Педагогика» издаёт науч.-популярную, науч.-худож., справочную лит-ру, серию книг «Учёные — школьнику» (с 1974). «Энцик-лопедич. Словарь юного биолога». Большую метод, помощь учителям оказывает журн. «Биология в школе» (осн. В 1927).Наиб, характерными методами обучения Б. Являются наблюдения и эксперименты. Методы биол. Наблюдений и опытов в шк. Б. Разрабатывались Ягодов-ским, Райковым, Всесвятским, Верзи-линым и др. Наблюдения и опыты используются при изучении клеток, тканей, органов и т. Д. И могут выполняться учащимися самостоятельно в работе с натуральными материалами, микроскопом, живыми объектами или демонстрироваться учителем. Различают кратковременные и длит, наблюдения и опыты, к-рые могут протекать на уч.-опытном участке, в поле, в лабораторных условиях.

Существенным дополнением по ознакомлению учащихся с науч. Методами является демонстрация биол. Эксперимента с помощью кинофильмов, показывающих его динамику и достоверность.Большое значение в преподавании Б. Имеют межпредметные связи, направленные на координацию и интеграцию науч. Знаний. Сущность биол. Процессов раскрывается на основе физ. И хим. Понятий, теорий, законов и фактов. Эколо-гич. Знания тесно связаны с географией (биогеоценоз и ландшафт, биосфера и геогр. Оболочка и т. Д.). Программа обучения Б. 1981 впервые включила осн. Межпредметные связи. В ботанике — по темам гл. Обр. Природоведения и географии, в зоологии — физики, химии, математики. Изучение общей Б. Связывалось, кроме того, с историей и обществоведением (культура Зап.

Европы нового времени, категории диалектич. Материализма и т. Д.). Особое значение для решения задач политехн. Обучения имеют связи шк. Б. С произ-вом, ознакомление учащихся с естеств.-науч. Основами и общими принципами действия технологических устройств, с технологией отраслей производства, в которых используются биотехнологии.В систему политехн. Знаний входят науч. Основы с.-х. Произ-ва, микробиол. Пром-сти, охраны природы. Знакомство с техникой и технологией, обеспечивающими высокую продуктивность живых систем (биотехнология), общие умения применения биол. Знаний в трудовой деятельности школьников.В содержании шк. Б. Отражаются проблемы ускорения науч.-техн. Прогресса. Развитие агробиол. Комплексов, применение безотходных технологий, генной инженерии и др.

Большое значение придаётся усвоению учащимися науч. Основ с.-х. Произ-ва, технологии микробиол. Процессов, экология, основ охраны природы. В систему общих умений политехн. Характера входят умения по обработке почвы, подготовке к посеву, уходу за с.-х. Животными и др. Система политехн. Знаний и умений приобретает воспитат. Функцию во взаимосвязи уч., обществ, и производит, труда школьников, в тесном контакте обучения Б. С трудовым воспитанием и профориентацией учащихся.В массовой школе ведущей формой организации занятий по Б. Является урок. Специфичны для обучения Б. И такие формы уч. Деятельности, как работа в уче-нич. Производств, объединениях, экскурсии. Программа по Б. Предусматривает цикл экскурсий по вопросам экологии, эволюц.

Учения, систематики, охраны природы и т. Д.На внеурочных уч. Занятиях по Б. Продолжается выполнение заданий, полученных учащимися на уроке или экскурсии. В их содержание могут также включаться наблюдения над растениями и животными и постановка опытов, проводимые в уголке живой природы.Целям углублённой теоретич. И прак-тич. Подготовки учащихся по Б. Служат факультативные занятия, а также школы и классы с углублённым изучением Б. Программой предусмотрены факультативные курсы «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Основы гигиены и санитарии», «Основы биотехнологии» и др. Значит, роль в развитии интереса и склонностей школьников к Б. Принадлежит кружковым занятиям.В распоряжении учителя Б. Имеются разл. Средства обучения.

Натуральные объекты (минералы и горные породы, влажные препараты, гербарии, коллекции, скелеты, чучела и др.), изобразит, пособия (модели, муляжи), реактивы и материалы для опытов, печатные пособия (альбомы, карты, таблицы и др.), аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, диафильмы). На занятиях по Б. Широко используются уч. Кинофильмы, кинофрагменты, уч. Телевидение.Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. Средств приводят к необходимости создания в каждой школе кабинета Б. И уголка живой природы. Кабинет биологии обеспечивает эффективное проведение уроков, способствует науч. Организации труда уча- щихся и учителя. Осн. Часть типового кабинета Б. — класс-лаборатория. При нём может быть оборудована лабораторная комната и уголок живой природы.

Шкаф для опытов с растениями оснащён люминесцентными лампами, вентиляц. И смотровыми отверстиями. На спец. Подставках вдоль стен кабинета размещаются живые растения, имеющие поз-нават. Значение. В лабораторной комнате хранятся осн. Запас наглядных и вспомо-гат. Пособий, экскурсионное снаряжение, реактивы и материалы для опытов, столярные и слесарные инструменты, запас раздаточного материала и т. Д. В уголке живой природы уч-ся под руководством учителя проводят наблюдения за животными и растениями, ставят опыты. При размещении растений и животных в уголке живой природы учитываются естеств. Условия их жизни, потребность в свете, тепле, влажности воздуха и т. Д. Подбор растений и животных проводится в соответствии с программой.

Организуется дежурство учащихся-юннатов. Работа уголка отражается в спец. Дневнике. Школам, имеющим уголок живой природы, оказывают организац. И метод, помощь станции юных натуралистов, др. Внешк. Учреждения.Своеобразной лабораторией для уч. Занятий и практич. Работы учащихся является уч.-опытный участок — специально оборудованный и освоенный земельный участок, на к-ром уч-ся овладевают практич. Умениями, предусмотренными программами по Б. И трудовому обучению, ставят биол. И с.-х. Опыты, выращивают растения, проводят наблюдения, фиксируют их результаты. Типовой участок может включать след, отделы. Обще-биол., коллекционный, опытный, декоративный, плодово-ягодный, отдел нач. Классов, теплицу, геогр. Площадку, крольчатник и др.Внеклассная работа по биологии.

В методике преподавания Б. Выделяют 3 вида внеклассных занятий. Индивидуальные (работа в уголке живой природы, фе-нологич. Наблюдения, опыты с растениями, выращиваемыми в комнатных условиях, и др.). Групповые (в кружках юннатов, экологов, звеньях «красного креста», отрядах по охране природы — «зелёных патрулях» и др.). Массовые (лекции, науч. Вечера, конференции, выставки, походы и т. Д.). На развитие познават. Интересов учащихся положительно влияют практика изучения и охраны природы родного края, опытничество, юннатское движение, уход за молодняком с.-х. Животных, посадка лесонасаждений и др. Все виды внеклассных занятий по Б. Дополняют друг друга. Подобные занятия проводятся и как внешкольные.Преподавание биологии в зарубежной школе.

В ср. Общеобразоват. Школах стран Вост. Европы Б. Является обязат. Предметом. Структура и осн. Объём уч. Материала по Б. Сходны, различаются лишь названия отд. Уч. Предметов, фак-тич. Знания и отбор объектов изучения, обусловленные природными особенностями каждой страны. Распределение содержания науч. Знаний между уч. Предметами. Интересны попытки совм. Изучения растений и животных, без разделения курсов ботаники и зоологии на ср. Ступени школы. Усиливается тенденция общебиол. Проблемного освещения уч. Материала. Однако все эти изменения исходят из общности целей и уч.-воспитат. Задач обучения, решения практич. И политехн. Вопросов, связанных с изучением живой природы.В преподавании Б. В школах ряда развивающихся стран внедряются пед. Рекомендации по итогам крупных между-нар.

Исследований систем биол. Образования. Напр., в Индии в соответствии со спец. Проектом естеств.-науч. Образования ЮНЕСКО в 1965—75 были введены самостоят, уч. Предметы. Ботаника, зоология, анатомия и физиология, общая Б. (ранее по образцу брит. Шк. Программ в одном конгломератном предмете «Общая наука» давались отрывочные биол., физ., хим. Знания). Аналогичная система преподавания Б. Введена в Сирии.В школах США, Великобритании, Франции и др. Б. Изучается только по выбору в классах с естеств.-научной направленностью. Существуют разл, варианты углублённого курса, приближенные к 1-му курсу спец. Ф-тов вузов. Типичными для школ США являются 3 варианта. Физиол., молекулярно-биол., экологический. Для многих школ Великобритании характерна перестройка биол.

Образования на основе расширения исследоват. Методов обучения и подчинения им структуры и содержания знаний (Наффилдовский проект, 1966). Курсы Б. В гос. Школах ФРГ построены по сис-тематич. Принципу с детальным обзором классификац. Групп растений и животных и характеристикой их экологич. Условий жизни (отражение «биол.» направления). Как правило, трактовки в учебниках внешне «нейтральны * к методологии науки. Учителя и уч-ся имеют возможность выбора учебника.Лит. Герд А. Я., Избр. Пед. Труды, М. 1953. По ловцов В. В., Основы общей методики естествознания, M. 19254. Голлербах M. M., Место и значение общебиол. Проблематики в шк. Естествознании, в сб. Биология в школе. Метод, сб., в. 2, М.-Л., 1946. Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев.

России, Ми958. Ягодовский К. П., Вопросы общей методики естествознания, М., 1954. Райков Б. Е., Пути и методы нату-ралистич. Просвещения, М., 1960. Проблемы методики обучения биологии в ср. Школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1978. Проблемы дидактич. Средств обучения биологии в школе. М., 1979. Зверев И. Д., Мягко— в а А. Н., Бруновт Е. П., Воспитание учащихся в процессе обучения биологии, М., 1984. Зверев И. Д., Мягкова А. Н., Общая методика преподавания биологии, М., 1985. Комиссаров Б. Д., Методологические проблемы школьного биологического образования, М., 1991. Максимова В. Н., Груздева Н. В., Межпредметные связи в обучении биологии, М., 1987. Павлович С. А., Кабинет биологии в ср. Школе, Л., 1955. Козырь И. В., Кабинет биологии ср. Школы, М., 1956. Трайтак Д.

И., Кабинет биологии, М., 1976. Пугал H. A., Розе н-штейн А. М., Кабинет биологии, М., 1983. Натали В. Ф., Животные и растения в уголках живой природы, Л1926, Ягодовский К. П., Живой уголок в школе и дома, М. — Л1927. Методика работы с учащимися на шк. Уч.-опытном участке, под ред. Н. М. Верзилина, [М.], 1956. Внеклассная работа по биологии. M., 19802.И. Д. Зверев. БИРМА, см. Мьянма..

Значения в других словарях
Биология

(от Био. И ...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. — все проявления жизни. Строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б. Состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин «Б.» предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными — французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тре..

Биология

БИОЛОГИЯ (от био. И ...логия) - совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.). Первые систематические попытки познани..

Биология

Iназвание, употребляемое в двояком смысле. В более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его называть этологией), и в более широком, когда оно обозначает совокупность всех наших естественно-исторических знаний касательно живых существ (как животных, так и растений).IIнаука о жизни (от греч. Сл. Βίος — жизнь и Λογός — учение). В самом широком, но малоупотребительном смысле слова — это наука обо всем, что существует, живет. В более узком смысле..

Биология

Наука о жизни, включающая все знания о природе, структуре, функциях и поведении живых существ. Биология имеет дело не только с великим множеством форм различных организмов, но также с их эволюцией, развитием и с теми отношениями, которые складываются между ними и окружающей средой. Биологические науки можно классифицировать разными способами. Если исходить из типа изучаемых организмов, то двумя главными категориями будут ботаника, изучающая представителей царства растений, и зоология, имеющая де..

Биология

(греч., от bios - жизнь, и logos - слово). Наука о жизни и ее проявлениях у животных и растений.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от bios, жизнь, и logos, слово. Учение о жизненной силе.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)наука о жизни, как физическ. Процессе, рассматривающая общие законы органической жизни, т. Е. Жизни растений и живот..

Биология

Сущ., кол-во синонимов. (70). ..

Биология

Ж.1) Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни.2) а) Отдельная научная дисциплина, входящая в такой комплекс.б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.3) Совокупность признаков, характеризующих живые организмы, какой-л. Разряд представителей животного или растительного мира, их жизнедеятельность, среду обитания и взаимодействие с нею.. ..

Биология

Биологии, мн. Нет, ж. (от греч. Bios - жизнь и logos - учение). Общее учение о жизни органического мира.. ..

Биология

Заимствовано из французского (biologie), где образовано выдающимся французским естествоиспытателем Ламарком в 1802 г. Из греческих слов bios – "жизнь" и logos – "речь, учение".. ..

Биология

Заимств. В первой трети XIX в. Из франц. Яз., где biologie — неологизм Ламарка на базе греч. Bios «жизь» и logos «слово» (по аналогии с théologie «теология» и т. П.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Биология

(био- + греч. Logos учение, наука) совокупность наук о живой природе, изучающих строение и функции живых организмов и их природных сообществ, их распространение, происхождение, развитие и связь с неживой природой.. ..

Биология

(от греч, bios — жизнь и logos — учение), совокупность наук о живой природе. Предмет изучения — все проявления жизни. Строение и функции живых организмов, их распространение, происхождение, развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Термин “Б.” предложили независимо друг от друга Ж. Б. Ламарк и Г. Р. Тревиранус (1802). Развитие Б., как и др. Наук, находилось в зависимости от запросов практики. Первые систематич. Попытки осмыслить явления жизни сделали древнегреч. Философы и врачи в 5—4 ..

Биология

IБиоло́гия (греч. Bios жизнь + logos учение)совокупность естественных наук о жизни как особом явлении природы. Предметом изучения служат строение, функционирование, индивидуальное и историческое (эволюция) развитие организмов, взаимоотношения их друг с другом и с окружающей средой. Термин «биология» был предложен в начале 19 в. Ламарком (J.В.P.A. Lamarck) и Тревиранусом (Treviranus) независимо друг от друга. Познание биологических закономерностей составляет основу прогресса в области медицины, с..

Биология

(био- + греч. Logos учение, наука) - совокупность наук о живой природе, изучающих строение и функции живых организмов и их природных сообществ, их распространение, происхождение, развитие и связь с неживой природой.. ..

Биология

(biology) - наука, изучающая живые организмы (растения, животных и микроорганизмы), их строение и функции, а также их отношения друг с другом и с неживой природой. - Биологический (biological).. ..

Биология

(от био. И ...логия), совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Б. Устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях и свойствах (обмен в-в, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.). Первые систематич. Попытки познания живой природы были сд..

Биология

(от био. И ...логия), совокупность наук о живой природе. Предмет Б.- все проявления жизни. Строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б.- изучение закономерностей этих проявлений, раскрытие сущности жизни, систематизация живых существ. Термин «Б.» предложен в 1802 Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Он упоминается также в соч. Т. Роозе (1797) и К. Бурдаха (1800). ..

Биология

БИОЛОГИЯ Перевод наука о жизни. Б. Делится на следующие основные разделы. Ботанику (науку о раст.), зоологию (науку о жив.), морфологию (науку о строении жив. И раст.), физиологию (науку о жизненных функциях), экологию (науку о соотношении растительных и животных организмов с окружающей средой). Повышение урожайности с.-х. Раст. И продуктивности с.-х. Жив., выведение новых более урожайных и стойких сортов раст. И более продуктивных пород жив. И т. Д. Немыслимы без знания биологических наук и п..

Биология

(от греч. Bios — жизнь и logos — слово, учение), совокупность наук о живой природе. Об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю организмов, их строении и жизнедеятельности, происхождении, распространении, индивидуальном и историч. Развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Б. Вскрывает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её [ее] проявлениях и свойствах (обмен в-в, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подви..

Биология

БИОЛОГИЯ, наука о жизни и живых организмах. К ней относятся ботаника, зоология, экология, физиология, цитология, генетика, таксономия, эмбриология и микробиология. Все эти отрасли науки посвящены изучению происхождения, истории, строения, развития и функционирования живых организмов, их взаимоотношениям между собою и с окружающей средой, а также различий между живой и неживой природой.. ..

Биология

(от греч. Bios – жизнь и logos – учение) – наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью исследование организма как целого на основе изучения его отдельных составных частей. Исследованием химического состава организмов, точно так же как и обмена веществ, занимается биохимия. Исследованием функций целого и его отдельных составных частей – физиологи..

Бине (Вinet) Альфред

(8.7.1857, Ницца, — 18.10.1911, Париж), франц. Психолог. Возглавлял (1895) лабораторию фи-зиол. Психологии в Сорбонне. В 1894 основал «Ежегодник по психологии» («L'Annee psychologique», совм. С Т. Ри-бо). В 1899 открыл совм. С Ф. Бюиссоном лабораторию эксперим. Педагогики. Исследовал особенности мышления у знаменитых вычислителей и шахматистов, проблему умственного утомления, интеллектуального развития детей, психофи-зич. Проблему.Б. Совм. С Ш. Фере, В. Анри, Т. Симоном экспериментально изучал м..

Биогенетический Закон

Сформулирован в 1866 нем. Учёным Э. Гек-келем. Согласно Б. З. Индивидуальное развитие организма особи (онтогенез) является сокращённым и сжатым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты рекапитуляции (напр., закладка жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных) были известны ещё до появления эволюц. Учения Ч. Дарвина, к-рый в 1859 дал им естеств.-ист. Объяснение. Стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляц..

Бируни, Б Е P У И И, Абу Рейхан Мухаммед Ибн Ахмед Аль-бируни

[4.10.973, Кят, ныне Беруни, в Каракалпакии — 13.12.1048, Газни (Газна), ныне в Афганистане], ср.-азиат, учёный-энциклопедист и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник распространения знаний, Б.Бируни, полагал, что наука и просвещение освободят народы от невежества и нищеты. Обучение и воспитание рассматривал как средство приобретения нравственных и умственных качеств, необходимых для достижения счастья. Указывал на в..

Бихевиоризм

(от англ, behavior — поведение), направление в амер. Психологии. Рассматривает все феномены психич. Жизни человека и животных как совокупность актов поведения, к-рое трактуется широко — как все виды реакций организма на стимулы внеш. Среды.Б. Возник в нач. 20 в. Под влиянием эксперим. Исследований поведения животных (Э. Торндайк). Формировался в общем русле с рефлексологией и учением И. П. Павлова, истолкованным, однако, упрощённо-механистически. Осн. Положения Б. Были сформулированы Дж. Б. Уотс..

Дополнительный поиск Биология Биология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Биология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Биология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа