Бихевиоризм

189

(от англ, behavior — поведение), направление в амер. Психологии. Рассматривает все феномены психич. Жизни человека и животных как совокупность актов поведения, к-рое трактуется широко — как все виды реакций организма на стимулы внеш. Среды.Б. Возник в нач. 20 в. Под влиянием эксперим. Исследований поведения животных (Э. Торндайк). Формировался в общем русле с рефлексологией и учением И. П. Павлова, истолкованным, однако, упрощённо-механистически. Осн. Положения Б. Были сформулированы Дж. Б. Уотсоном (1913). Господствовавшая в кон. 19 — нач. 20 вв. Идеалистич. Интроспективная психология не сумела, опираясь на метод самонаблюдения, адекватно раскрыть природу психич. Саморегуляции. Поскольку явления внутр. Психич. Жизни недоступны для наблюдения со стороны, Б., следуя позитивистской методологии, вывел их за рамки науч.

Анализа, обосновывая построение «психологии без психики». Мышление отождествлялось с речедвигат. Актами, эмоции — с физиол. Изменениями внутри организма и т. П. На первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул — реакция» (S — R) принималась за единицу поведения.Осн. Метод Б. — наблюдение и описание реакций организма в ходе научения либо их эксперим. Моделирование. Согласно Б., человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. П.), над к-рыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «репертуаров поведения». Выработка новых реакций, лежащая в основе научения, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положит, результата (принцип «проб и ошибок»).

Удачная приспособит, реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»). Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т.е. Многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы.Согласно Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем её стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения (т. Н. Модификация поведения). В Б. Усматривается различие между поведением животных и человека только в степени сложности.С 20-х гг. Идеи, методы и термины Б. Получили распространение в антропологии, социологии, педагогике США, где они развиваются под общим назв.

«поведенческие науки». Это назв. Сохраняется до сих пор, хотя уже не выражает непо-средств. Влияния идей Б. Прикладная традиция Б. Была продолжена в концепциях программиров. Обучения, в методиках модификации поведения, в психотерапии «поведенческого» направления.Объективный подход в исследованиях, новые эксперим. Методики, привлечение в психологию матем. Средств обусловили значение Б. В психол. Науке. Однако ме-тодологич. Неадекватность, механицизм в понимании психич. Явлений, выразившийся в игнорировании роли сознания и внутр. Мотивации, а также в невнимании к социальной природе психики вызвали серьёзную критику Б. (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др.). Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.

Представители т. Н. Необихевиоризма (Э. Толмен, К. Халл) были вынуждены ввести в схему S — R «промежуточные переменные» — гипотетич. Внутр. Факторы, призванные объяснить качеств, сторону психич. Процессов, обеспечивающих взаимосвязь стимула и реакции. Это по сути означало пересмотр «классич.» доктрины Б.В то же время социологически направленный, т. Н. Радикальный, Б. (Б. Скин-нер) предложил манипулятивную модель управления человеческим поведением на основе «оперантного обусловливания» — подкрепления желательных поведенческих актов (оперантов) не до, а после их выполнения индивидом, в результате чего формируется требуемый «поведенческий репертуар».Методологич. Влияние Б. На педагогику в США и ряде др. Стран обусловлено идейной основой этого течения — положением о широкой возможности управления и «модификации» человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями.

В практику воспитания и образования введена рабочая схема процесса социального формирования человека, основанная на «впечатывании» (Торндайк) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку т. Н. Правильных реакций и устранение неправильных. При этом процесс социализации личности и собственно научения трактуется как опробование разл. Подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем её тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного или негативного подкрепления той или иной реакции индивида в качестве необходимого фактора формирования поведения.В школах США одним из источников программ модификации поведения служит теория социального научения А.

Бандуры, согласно к-рой обучение становится наиб, эффективным, когда принимает форму демонстрации желательного поведения.Б. По сути индифферентен к гуманис-тич. Идеалам в процессе социализации. Школа рассматривается как своего рода конвейер для производства индивидов, функционально приспособленных к существованию в условиях определённой социальной системы. Снимается вопрос о руководстве нравств. Становлением личности, о сущности её внутр. Убеждений, ценностных ориентации. Личность формируется как «социальная вещь», утилизируемая обществом. Выработка приспособит, действий и реакций, адекватных требованиям среды, объявляется осн. Целью воспитания. Обоснованная в Б. Механистич. Модель человека делает излишним обращение к реальным феноменам мышления ребёнка.

Обучение рассматривается как усвоение тенденций реагировать определённым образом на определённые ситуации, а не как развитие способностей действовать или думать.Применение установок Б. В пед. Практике подвергается критике в совр. Заруб, и отечеств, психологии.ЛитУотсон Дж. Б., Бихэвиоризм, БСЭ, т. 6, М., 1927. Его же, Психол. Уход за ребенком, пер. С англ., М., 19302. Т о p н-дайк Э., Процесс учения у человека, пер. С англ., М., 1935. Эксперим. Психология, сост. П. Фресс, Ж — Пиаже, пер. С франц., в. 1 — 2, М., 1966, гл. 1. Пилипов-ский В. Я., Критика совр. Бурж. Теорий формирования личности. М., 1985. Я p о-шевский М. Г., История психологии, Ми9853. Skinner B. F., About beha-viorism, N. Y., 1974. V arg as J. S., Beha-vioral psychology for teachers. N.

Y., 1977. Steinberg IBehaviorism and schoo-ling, Oxf., 1980. Axel r od S., Behavior modification for the classroom teacher, N. Y.-L., 1983. В. Я. Пилиповский..

Значения в других словарях
Бихевиоризм

(от англ. Behaviour — поведение) ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. Лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19— 20 вв. Под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. К. В этих исследованиях не мог применя..

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. Behaviour - bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг. Идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологи..

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от английского behavior, behaviour - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й половины 20 в. Считал предметом психологии не сознание>, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа> и термин> предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг. Идеи и методы бихевиоризма были перенесен..

Бихевиоризм

(от англ. Behavior - поведение)направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельност..

Бихевиоризм

От англ. Behaviour - поведение психологическая теория, описывающая поведение потребителей при выборе и покупке товаров. Согласно Б. Решающую роль на мотивацию и предпочтение при совершении покупки оказывают обычаи, уровень экономического развития, национальная и социальная психология.. ..

Бихевиоризм

(от англ. Behaviour - поведение) - теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров.. ..

Бихевиоризм

(от англ. Bechavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала XX вв., наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит по­нимание поведения человека как совокупности двигательных и вер­бальных реакций на воздействие внешней среды. Концептуальные основы бихевиоризма оказали влияние на западную политологию. Бихевиористское направление в политологии - это изу­чение политики, политических отношений через призму поведения личности и групп на базе широкого п..

Бихевиоризм

(от англ. Behaviour - поведение) - теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров.. ..

Бихевиоризм

(англ. Behaviourism, от behaviour поведение) направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды. Б. В своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического.. ..

Бихевиоризм

(англ. Behaviourism, от behaviour поведение)направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды. Б. В своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического.. ..

Бихевиоризм

(англ. Behaviourism, от behaviour поведение) - направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды. Б. В своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического.. ..

Бихевиоризм

(от англ. Behaviour - поведение) - крупное психологическое направление. "Манифестом". Б. Считается статья его основателя, амер. Психолога Дж. Уотсона, "Психология с т. Зр. Бихевиориста". (1913), но предпосылки возникновения Б. Складывались задолго до нее. Таковыми являлись. Требования практики, которым не могла удовлетворить "академическая". Интроспективная "психология сознания", философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, иссл..

Бихевиоризм

Направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. И являющееся теоретической основой поведенческой психотерапии. Основоположником Б. Является Уотсон (Watson J. В.), который ввел этот термин и опубликовал первую программу Б. Значительное влияние на формирование Б. Оказали эксперименты Торндайка (Thorndike E. L.), заложившие основу для его возникновения, а также труды И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Методологическими предпосылками Б. Явились принципы философии позитивизма, в соответствии ..

Бихевиоризм

(англ. Behaviour – поведение) Направление в американской психологии начала XX в. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на пе. ..

Бихевиоризм

(англ. Behaviour – поведение). Направление в американской психологии начала XX в. (Watson J., 1913, 1919), разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача – установление связи между стимулами и реакциями..

Бихевиоризм

(от англ. Behaviour, bihevior -поведение), ведущее направление амер. Психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигат. И сводимых к ним словесных и эмоц. Ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внеш. Среды. Родоначальник Б.-Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наиб. Развития достиг в 20-х гг. Идеи и методы Б. Были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве "бихеви..

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (англ, behaviour, - поведение) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19-начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. По формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда, Гиддинг-са и др.), т.е. Психологического направления в социологии. Родоначальником Б. Считается Э. Торндайк. Программа Б. И сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913..

Бихевиоризм

(‹ лат. Behaviour поведение) - подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов. Б. Возник и активно развивался в политической науке 30 - 50-е гг. Как реакция на неудовлетворённость историческим и институциональным подходами, страдавшими описательностью и бессистемностью. Его основоположниками считаются американские политологи Ч.Мерриам и Г. Лассуэлл. "Единицей". Политического иссле..

Бихевиоризм

(от англ. Behavior - поведение) - направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. Методы изучения "внутреннего мира", "явлений сознания" с т.зр. Б. Не имеет к.-л. Ценности. Становление Б. Происходило под заметным влиянием идей И.П. Павлова, его экспериментальных методов изучения поведения животных. Первая программа Б. Была выдвинута в 1913 амер. Психологом Дж. Уотсоном, который ..

Биология

Уч. Предмет в школе. Основы знаний о живой природе. Отражает совр. Достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. Объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. Курс Б. Включает разделы. Ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.Преподавание Б. Направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. И политехн. Умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой..

Бируни, Б Е P У И И, Абу Рейхан Мухаммед Ибн Ахмед Аль-бируни

[4.10.973, Кят, ныне Беруни, в Каракалпакии — 13.12.1048, Газни (Газна), ныне в Афганистане], ср.-азиат, учёный-энциклопедист и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник распространения знаний, Б.Бируни, полагал, что наука и просвещение освободят народы от невежества и нищеты. Обучение и воспитание рассматривал как средство приобретения нравственных и умственных качеств, необходимых для достижения счастья. Указывал на в..

Благо

В этике и философии то, что заключает в себе определённый положит, смысл. В антич. Этич. Учениях трактовалось различно. Как наслаждение или воздержание от страстей, как добродетель в смысле господства разумной природы над низшей и др. У Платона Б, отождествлялось с высш. Ступенью в иерархии бытия. Аристотель различал Б. Телесные (здоровье, сила и т. П.), внешние (богатство, честь, слава и т. П.) и душевные (острота ума, нравств. Добродетель и т. Д.). В ср.-век. Схоластике высшие Б. Олицетворял Б..

Благодарность

Чувство признательности к человеку (группе, организации) за оказание благодеяния, внимания, услуги и т. П., выражающееся в готовности ответить взаимным действием. Б. Является одним из неотъемлемых нравств. Устоев общества. Моральное требование платить добром за добро возникло с древних времён, когда человек начал выделять себя в первобытном коллективе и стала возможной практика взаимных услуг. Принцип Б. Имел характер социально-нравств. Императива. Совершение даров (деяний) считалось обязательны..

Дополнительный поиск Бихевиоризм Бихевиоризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бихевиоризм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бихевиоризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа