Богородицкий Василий Алексеевич

105

[7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, — 23.12.1941, Казань], языковед, методист (рус. И тат. Языки), ч.-к. АН СССР (Петерб. АН с 1915), проф. (1886). По окончании ист.-филол. Ф-та Казанского ун-та (1880) преподавал в нач. Классах Казанской татарской учительской семинарии (1881—84). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Б. В работах по общему и сравнительно-ист, языкознанию развил характерное для казанской лингвистич. Школы акустико-физиол. И психол. Понимание языка, исследовал природу и ист. Эво-люцию фонетич. Явлений в рус. Яз., роль семантики в рус. Словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую «силлабическую» традицию отеч. Графики и др. Созданные в результате этих исследований «Очерки по языковедению и рус.

Языку» (1901, 19394), «Общий курс рус. Грамматики» (1904, 19355) рекомендовались как учебники для самообразования и доп. Пособия в шк. Обучении. Отличит, их особенностью было последоват. Стремление автора приблизить шк. Грамматику к совр. Уровню науч. Знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Б. Разработал метод, систему изучения родного языка, к-рая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Б. Предложил основанные на эвристич. Подходе типовые стилистич. Упражнения и грамма-тич. Задачи, материал к-рых последовае тельно менялся — от разговорной речи к письменным лит. Образцам. Тщательное лингвистич. Изучение текста, по мнению Б., являлось необходимой ступенью анае лиза образной структуры, стиля худож.

Произведений, авторской позиции и т. Д. Др. Направление науч.-пед. Деятельности Б. Связано с иссл. Проблем прикладной лингвистики и применением эксперим. Методов в языкознании. Б. — основатель первой в России кафедры эксперим. Фонетики при Казанском ун-те (1906). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод, систему преподавания рус. Яз. В тат. Школе, построенную на сопоставлении разл. Лингвистич. Явлений, учёте особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрич. Принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения.Соч. Фонетика рус. Яз. В свете эксперим. Данных..., Каз., 1930. Введение в тат.

Языкознание в связи с др. Тюркскими языками, Каз., 19532. О преподавании рус. Грамматики в тат. Школе, Каз., 1951". Статьи по нач. Преподаванию рус. Грамматики и изучению худож.-лит. Произведений, Каз., 1919.Лит. Ильинский Г., Заслуги проф. В. А. Богородицкого в области языковедения, «Вестник науч. Об-ва татароведения», 1927, № T;J ар и ф я и о в а Р., В. А. Богородицкий об изучении рус. Языка в тат. Школе, РЯНШ, 1957, № 2. М о и с с е в А. И., В. А. Богородицкий (1857 — 1941), РЯШ, 1966. № 6. А с а д у л л и и А. ГЛ., Из опыта преподавания рус. Языка в тат. Школе, Каз.,1981, гл. 3. M и p о и о с и ц к ая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Бо-городицкого, в кн. Труды Ин-та языкознания АН СССР, т. 2, М., 1953..

Значения в других словарях
Богородицкий Василий Алексеевич

Богородицкий Василий Алексеевич [7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, ‒ 23.12.1941, Казань], советский языковед. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. ..

Богородицкий Василий Алексеевич

БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич (1857-1941) - языковед, член-корреспондент АН СССР (1925. Член-корреспондент Петербургской АН с 1915, член-корреспондент РАН с 1917). Представитель казанской лингвистической школы. Труды по общему языкознанию, фонетике, сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков, русского языка, тюркскому языкознанию. Создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию.. ..

Богородицкий Василий Алексеевич

Филолог, род. В 1857 г., учился на историко-филологическом факультете Казанского унив. В 1884 г., защитив магистерскую диссертацию "Гласные без ударения в общерусском языке" (Казань), получил звание доцента. В 1888 г. Защитил докторскую диссертацию "Курс грамматики русского яз." (часть I, Варшава, 1887. Часть II, "Рус. Филологич. Вестник", 1892) и был назначен профессором в том же Университете. Кроме диссертаций отдельно вышли оттиски статей Б. Из разных научных журналов. "Изучение малограмотных..

Богородицкий Василий Алексеевич

Богородицкий, Василий Алексеевич - филолог. Родился в 1857 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Казанского университета. В 1884 г., защитил магистерскую диссертацию "Гласные без ударения в общерусском языке" (Казань), получил звание доцента. В 1888 г. Защитил докторскую диссертацию "Курс грамматики русского языка" (часть I, Варшава, 1887. Часть II, "Русский Филологический Вестник", 1892). Состоит профессором сравнительного языковедения в Казанском университете. В магистерской ди..

Богородицкий Василий Алексеевич

Богородицкий, Василий Алексеевич - филолог. Родился в 1857 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Казанского университета. В 1884 г., защитил магистерскую диссертацию "Гласные без ударения в общерусском языке" (Казань), получил звание доцента. В 1888 г. Защитил докторскую диссертацию "Курс грамматики русского языка" (часть I, Варшава, 1887. Часть II, "Русский Филологический Вестник", 1892). Состоит профессором сравнительного языковедения в Казанском университете. В магистерской ди..

Блум (Вloom) Бенджамин Сэмюэл

(р. 21.2.1913), амер. Психолог и педагог, проф. Педагогики Чикагского ун-та (с 1938). Одним из первых начал разрабатывать систему объективных показателей результатов пед. Воздействия. Создал таксономию (иерархич. Последовательность) пед. Целей в познават. И эмоциональной областях. Обосновал выделение двух типов пед. Оценивания. Формирующего, направленного на определение текущего уровня обученности и соответствующую корректировку обучения, и суммирующего, к-рое фиксирует результат данного этапа о..

Богданов Анатолий Петрович

[1(13). 10.1834, Нижнедевицкий у. Воронежской губ., — 16. (28).3.1896, Москва], зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, популяризатор естествознания, ч.-к. Петерб. АН (1890). Окончил отделение естеств. Наук Моск. Ун-та, с 1858 преподавал там же (с 1867 проф.). По инициативе Б. Основаны Об-во акклиматизации животных и растений (1857), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864, през. С 1886), организованы этнографич. (1967), политехн. (1872) и антропол..

Бодалев Алексей Александрович

(р. 13.10.1923, Сарапул, Удм. АССР), психолог, д. Ч. АПН СССР (1977—91), дер пед. Наук (1966), проф. (1968). Окончил ЛГУ (1950), в к-ром затем преподавал, будучи одновременно учителем ср. Школы. С 1976 акад.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР. В 1979—86 декан ф-та психологии МГУ. В 1986—89 вице-президент АПН СССР. Ранние иссл. Посвящены психол. Проблемам формирования личности школьника. В трудах по психологии общения раскрывает общие, возрастные, индивидуальные, проф..

Бодрая Жизнь

Летняя трудовая колония для детей и подростков из рабочих семей одной из окраин Москвы. Образована в 1911 С. Т. Шацким и В. Н. Шацкой под Калугой. До 1919 входила в состав дет. Учреждений об-ва «Детский труд и отдых» — и содержалась на его средства. В «Б. Ж.» ежегодно проводили лето 60—80 детей, посещавших дет. Учреждения об-ва. В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности. Самообслуживание, благоустройство территории, приготовление..

Дополнительный поиск Богородицкий Василий Алексеевич Богородицкий Василий Алексеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Богородицкий Василий Алексеевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богородицкий Василий Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 31 символа