Богородицкий Василий Алексеевич
[7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, — 23.12.1941, Казань], языковед, методист (рус. И тат. Языки), ч.-к. АН СССР (Петерб. АН с 1915), проф. (1886). По окончании ист.-филол. Ф-та Казанского ун-та (1880) преподавал в нач. Классах Казанской татарской учительской семинарии (1881—84). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Б. В работах по общему и сравнительно-ист, языкознанию развил характерное для казанской лингвистич. Школы акустико-физиол. И психол. Понимание языка, исследовал природу и ист. Эво-люцию фонетич. Явлений в рус. Яз., роль семантики в рус. Словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую «силлабическую» традицию отеч. Графики и др. Созданные в результате этих исследований «Очерки по языковедению и рус.
Языку» (1901, 19394), «Общий курс рус. Грамматики» (1904, 19355) рекомендовались как учебники для самообразования и доп. Пособия в шк. Обучении. Отличит, их особенностью было последоват. Стремление автора приблизить шк. Грамматику к совр. Уровню науч. Знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Б. Разработал метод, систему изучения родного языка, к-рая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Б. Предложил основанные на эвристич. Подходе типовые стилистич. Упражнения и грамма-тич. Задачи, материал к-рых последовае тельно менялся — от разговорной речи к письменным лит. Образцам. Тщательное лингвистич. Изучение текста, по мнению Б., являлось необходимой ступенью анае лиза образной структуры, стиля худож.
Произведений, авторской позиции и т. Д. Др. Направление науч.-пед. Деятельности Б. Связано с иссл. Проблем прикладной лингвистики и применением эксперим. Методов в языкознании. Б. — основатель первой в России кафедры эксперим. Фонетики при Казанском ун-те (1906). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод, систему преподавания рус. Яз. В тат. Школе, построенную на сопоставлении разл. Лингвистич. Явлений, учёте особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрич. Принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения.Соч. Фонетика рус. Яз. В свете эксперим. Данных..., Каз., 1930. Введение в тат.
Языкознание в связи с др. Тюркскими языками, Каз., 19532. О преподавании рус. Грамматики в тат. Школе, Каз., 1951". Статьи по нач. Преподаванию рус. Грамматики и изучению худож.-лит. Произведений, Каз., 1919.Лит. Ильинский Г., Заслуги проф. В. А. Богородицкого в области языковедения, «Вестник науч. Об-ва татароведения», 1927, № T;J ар и ф я и о в а Р., В. А. Богородицкий об изучении рус. Языка в тат. Школе, РЯНШ, 1957, № 2. М о и с с е в А. И., В. А. Богородицкий (1857 — 1941), РЯШ, 1966. № 6. А с а д у л л и и А. ГЛ., Из опыта преподавания рус. Языка в тат. Школе, Каз.,1981, гл. 3. M и p о и о с и ц к ая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Бо-городицкого, в кн. Труды Ин-та языкознания АН СССР, т. 2, М., 1953..
Дополнительный поиск Богородицкий Василий Алексеевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Богородицкий Василий Алексеевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богородицкий Василий Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 31 символа