Братские Школы

103

1) Уч. Заведения, существовавшие в 16—18 вв. При братствах, нац.-религ. Обществ, объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. Гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. Ш. Во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (1590—92). Обучение в школах делилось на 2 ступени. Мл. Школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греч. И лат. Языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Б. Ш. Ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гим-насионов»), в городах и нек-рых сёлах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Б.

Ш., мало отличавшиеся от приходских. Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников (чАртикулы прав») Луцкой школы являются памятниками пед. Мысли. Согласно уставам, в Б. Ш. Принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников. Телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления. В ведущих Б. Ш. Преподавали укр. И белорус, просветители. И. Борецкий, Л. Зизаний, С. Зизаний, Б. Рогатинец, К. Сакович, М. Смотриц-кий и др. Львовская, Виленская и Могилёвская школы имели типографии. В типографии при Львовской Б. Ш. Были напечатаны «Аделфотес» — старославян-ско-греч. Грамматика, составленная учениками Львовской Б.

Ш. И учителем Арсением Элиссонским (1591), и сборник «О воспитании чад» (1609). Деятельность Б. Ш. Способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу укр. И белорус, народов за сохранение нац. Самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Б. Ш. Пришли в упадок, а в кон. 18 в. Большинство прекратило своё существование. Киевская Б. Ш. Положила начало колле-гиуму, впоследствии преобразованному в Киево-Могилянскую академию.Лит. Медынский E. H., Братские школы Украины и Белоруссии в XVI— XVII вв. И их роль в воссоединении Украины с Россией, М. 1954. Исаевич Я. Д., Братства и их роль в развитии укр. Культуры 16- 18 ст., К., 1966 (на укр. Яз.). Его же. Преемники первопечатника, М., 1981. Мещеряков В. П., Братские школы Белоруссии, Минск, 1977. Я. Д. Исаевич.

2) В России Б. Ш. Назывались также нач. Школы, открывавшиеся миссионерскими орг-циями (см. Миссионерские школы)..

Значения в других словарях
Братские школы

учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16—18 вв. Создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями — Братствами. Наибольшую известность получили Б. Ш., созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в 15—17 вв. В состав Польско-Литовского государства). Б. Ш. Являлись одним из средств борьбы за национальную независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Б. Ш. Открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях..

Братские Школы

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - 1) всесословные учебные заведения в 16-18 вв. При братствах. Начальная ступень - грамота, пение по нотам. Старшая - славянский, греческий, латинский и другие языки, грамматика, риторика, поэтика, элементы математики и философии. Православная религия2)] В Поволжье в 1867-1913 миссионерские начальные школы "Братства св. Гурия".. ..

Бразилия

(Brasil), федеративная Республика Бразилия, гос-во в Юж. Америке, Пл. (с островами) св. 8,5 млн. Км2. Нас. Св. 150,3 млн. Чел. (1990). Офиц. Яз. — португальский. Столица — г. Бразилия.Первые нач. Школы на терр. Б. Основаны иезуитами в сер. 16 в., в них помимо закона божьего обучали чтению, письму и счёту. В Рио-де-Жанейро, Пернамбуку и Баия были открыты ср. Уч. Заведения — коллегии с нач. Школами при них. После изгнания иезуитов (1759) школы закрыли, стали создаваться светские школы. В 1827 изда..

Брайль, Брай

(Braille) Луи (4.1. 1809, Кувре, — 6.1.1852, Париж), франц. Тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском ин-те для слепых, с 1828 стал учителем там же. В 1829 разработал рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всём мире. Первой книгой, изданной по системе Б., была «История Франции» (1837). В 1838 издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. На основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.Лит. Красно..

Брецинка (Вrezinka) Вольфганг

(р. 9.6.1928, Берлин), нем. Педагог (ФРГ), дер философии (1951). Изучал педагогику и психологию в ун-тах Зальцбурга и Инсбрука. Преподавал в ун-тах Инсбрука (1954—58 и 1960—67), Вюрцбурга (проф. С 1958), вёл исследовательскую работу в США. Проф. Ун-та в Констанце (Баден-Вюртемберг, с 1967). Пед. Взгляды отмечены влиянием неопозитивизма, критич. Рационализма. В трудах 60- 70-х гг. Выдвинул тезис о несостоятельности совр. Педагогики Запада как практич. Теории воспитания. Пути обновления пед. Наук ..

Бригадно-индивидуальное Обучение

Система индивидуализи-ров. Обучения, разработана в нач. 80-х гг. В Ун-те Джонса Хопкинса (США) применительно к преподаванию математика в нач. Школе (3—6-й кл.). Индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией работы учащихся в малых группах (по 4—6 чел.). Состав групп (бригад) должен быть максимально разнородным во всех отношениях — в группу должны входить мальчики и девочки хорошосредне- и слабоуспевающие (по данным диагнос-тич. Тестирования), а также (при соответствующих условиях) дети..

Дополнительный поиск Братские Школы Братские Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Братские Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Братские Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 14 символа