Вентцель Константин Николаевич
[24.11(6.12).1857, Петербург, — 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. Ин-те (1875—76) и Петерб. Ун-те (1876—77). С 1880 участник рев. Народнич. Движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. Отделении Моск. Гор. Управы. С 1919 в Воронеже. Преподавал в пед. Техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. Образования. С 1922 в Москве, на пенсии.В кн. «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12) В. Выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности. Этическую, направленную на осуществление нравств. Идеала. Педагогическую, имеющую в виду воспитат. Задачи. Политическую, задача к-рой — изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравств.
Совершенствования личности.Пед. Взгляды В. Развивались в русле педоцентризма. Совм. С членами комиссии по организации семейных школ Пед. Об-ва при Моск. Ун-те (О. В. Кайданова, И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клеч-ковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Гл. Задача воспитания — развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Гл. Средство нравств., умственного и физич. Развития — творческий производит, труд. В. Детально разработал принципы организации воспитат.-образоват. Учреждения — Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906—09).После Февр. Революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед.
Революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (19173), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. Учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т.
Ч. На развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. Орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наиб, критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. Имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.После Окт. Революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917—22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР.
После резкой критики своей пед. Концепции, к-рую назвали вредной и реакц. Утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошёл от активной пед. Деятельности. В 20—30-е гг. Труды В. Посвящены развитию гуманистич. Традиций отеч. Философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высш. Нравств. Идеалам [неопубл. Работы. «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937)].Разрабатывал новое направление в воспитании — космич. Педагогику, высш. Цель к-рой — полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собств.
Нравств. Религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался В. Как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравств. Императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.Мн. Идеи свободного воспитания (уважение к личности. Создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления. Творческий характер производит, труда. Связь образоват. Деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. Школы.С о ч. Осн. Задачи нравств. Воспитания, М., 1896. Борьба за свободную школу, М., 1906. Этика и педагогика творч. Личности, т. 1 — 2, Ми911 —12. Как создать свободную школу.
(Дом свободного ребенка), M., 19233. Новые пути воспитания и образования детей, M., 19232. Теория свободного воспитания и идеальный дет. Сад, П. — M., 19234. Освобождение ребенка, M., 19233.Лит. Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 — 1947). [Некролог], НШ, 1947, № 5. Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель — виднейший представитель свободного воспитания (1857—1947), СП, 1964, № 4. Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн. Видные рус. Педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972. М и — х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка, СП, 1983, № 4.М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Вентцель Константин Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Вентцель Константин Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вентцель Константин Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 30 символа