Вертхаймер, Вертгеймер

127

(Wert-heimer) Макс ^(15.4.1880, Прага, — 12.10.1943, Нью-Йорк), нем. Психолог, один из основателей гештальтпсихоло-гии. Получил образование в ун-тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д-р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун-та, с 1929 — ун-та во Франкфурте-на-Май-не. В 1933 эмигрировал в США, преподавал в Новой гяколе социальных исследований (Нью-Йорк).В своей первой эксперим. Работе, посвящённой исследованию видимого движения (1912), В. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия. Этот подход явился осн. Принципом гештальтпсихологии и был распространён на др. Психич. Процессы, в т. Ч. Мышление, к-рое В. Представлял как процесс последоват. Смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи.

Решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В опытах В. Обнаружилось отрицат. Влияние привычного (ассоциативного или формальнологического) восприятия отношений между компонентами задачи на её творческое решение. В частности, он подчёркивал, что у детей, обучающихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, труднее выработать творческий подход к задачам, чем даже у тех, кто вообще не обучался. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим. Распространённые в шк. Практике установки на механич. Упражнения, заучивание, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим требования давать немедленные ответы он считал следствием того, что в основе педагогики, методик обучения и дидактики лежит ассоциативная психология и формальная логика.

Согласно В., обучение не должно быть ориентировано лишь на решение сравнительно узких, специальных задач. Для детей важно получать радость от открытия для себя мира, и в этом заключается содержательность и привлекательность уч. Заданий. В психол. Исследованиях мышления В. Видел новые науч. Основания для перестройки школьного обучения. Принцип целостности В. Распространял на понимание всей психич. Жизни и психич. Развития. Этим обусловлено требование изучать ребёнка во взаимосвязи с окружающей его средой. В частности, указывал, что т. Н. Врождённая пси-хопатичность может быть устранена перемещением ребёнка в др. Среду, т.е. Она социальна по своей природе. Однако объяснение механизмов психич. Деятельности давалось В. Без учёта её социально-ист, природы.Последователями В.

(гл. Обр. В США) его концепция развивается в рамках когнитивной психологии применительно к проблемам социальной психологии и психологии личности.Соч. Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie, Erlangen, 1925. В рус. Пер. — Продуктивное мышление, М., 1987.Лит. Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853..

Значения в других словарях
Верзилин Николай Михайлович

[8(21).1.1903, д. Сафроново Курской обл., — 2.6.1984, Ленинград], педагог, методист (биология), ч.-к. АПН (1955), дер пед. Наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. С.-х. Ин-т (1928). С 1919 преподавал в Маловишерской нач. Школе. С 1932 на науч.-пед. Работе в Ленинграде, с 1967 проф.-консультант ЛГПИ им. Герцена. В. -автор программ, учебников и трудов по методике преподавания биологии в школе и вузе, по организации внеклассных занятий и разл. Форм уч. Работы (у..

Вернадский Владимир Иванович

[28.2(12.3).1863, Петербург, — 6.1.1945, Москва], естествоиспытатель,. Историк науки, мыслитель, обществ, деятель, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1912), поч. Ч. Ряда АН Европы. Окончил Петерб. Ун-т (1885), занимался науч. Деятельностью там же. Проф. Моск. Ун-та (1898—1911). Участвовал в земском движении в защиту высш. Школы. Чл. Гос. Совета России с 1908 (избран от ун-тов и АН). Товарищ министра нар. Просвещения во Временном пр-ве (1917). Один из организаторов Комиссии по изучению естеств. Пр..

Верховскии Вадим Никандрович

[30.10(11.1D.1873, г. Белый, ныне Тверской обл., — 6.1.1947, Ленинград], сов. Химик, методист, д. Ч. АПН РСФСР (1944), дер пед. Наук (1938), проф. (1922). Окончил физ.-мат. Ф-т Петерб. Ун-та (1899). Вёл н.-и, работу в науч.-техн. Лаборатории Морского ведомства. С 1902 преподавал в вечерних школах Петербурга, с 1904 на кафедре неорганич. Химии эксперим. Пед. Ин-та (ныне ЛГПИ им. А. И. Герцена). В. — основоположник сов. Методики преподавания химии. Автор первых стабильных учебников и программ по х..

Ветлугина Наталья Алексеевна

[р. 6(19).7.1909, с. Рышково Курской обл.], педагог, дер пед. Наук (1967), проф. (1971), засл. Деят. Науки РСФСР (1980). Окончила муз.-пед. Ф-т Моск. Консерватории им. П. И. Чайковского (1944). На преподават. Работе с 1925, с 1947 на науч.-пед. Работе в АПН.В. — одна из создательниц системы эстетич. Воспитания дошкольников. Пед. Взгляды В. Формировались под влиянием идей Б. Л. Яворского, Л. С. Выготского, В. Н. Шацкой, теоретич. И практич. Деятельность к-рых была направлена на развитие творчески..

Дополнительный поиск Вертхаймер, Вертгеймер Вертхаймер, Вертгеймер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вертхаймер, Вертгеймер" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вертхаймер, Вертгеймер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 22 символа