Вертхаймер, Вертгеймер
(Wert-heimer) Макс ^(15.4.1880, Прага, — 12.10.1943, Нью-Йорк), нем. Психолог, один из основателей гештальтпсихоло-гии. Получил образование в ун-тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д-р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун-та, с 1929 — ун-та во Франкфурте-на-Май-не. В 1933 эмигрировал в США, преподавал в Новой гяколе социальных исследований (Нью-Йорк).В своей первой эксперим. Работе, посвящённой исследованию видимого движения (1912), В. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия. Этот подход явился осн. Принципом гештальтпсихологии и был распространён на др. Психич. Процессы, в т. Ч. Мышление, к-рое В. Представлял как процесс последоват. Смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи.
Решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В опытах В. Обнаружилось отрицат. Влияние привычного (ассоциативного или формальнологического) восприятия отношений между компонентами задачи на её творческое решение. В частности, он подчёркивал, что у детей, обучающихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, труднее выработать творческий подход к задачам, чем даже у тех, кто вообще не обучался. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим. Распространённые в шк. Практике установки на механич. Упражнения, заучивание, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим требования давать немедленные ответы он считал следствием того, что в основе педагогики, методик обучения и дидактики лежит ассоциативная психология и формальная логика.
Согласно В., обучение не должно быть ориентировано лишь на решение сравнительно узких, специальных задач. Для детей важно получать радость от открытия для себя мира, и в этом заключается содержательность и привлекательность уч. Заданий. В психол. Исследованиях мышления В. Видел новые науч. Основания для перестройки школьного обучения. Принцип целостности В. Распространял на понимание всей психич. Жизни и психич. Развития. Этим обусловлено требование изучать ребёнка во взаимосвязи с окружающей его средой. В частности, указывал, что т. Н. Врождённая пси-хопатичность может быть устранена перемещением ребёнка в др. Среду, т.е. Она социальна по своей природе. Однако объяснение механизмов психич. Деятельности давалось В. Без учёта её социально-ист, природы.Последователями В.
(гл. Обр. В США) его концепция развивается в рамках когнитивной психологии применительно к проблемам социальной психологии и психологии личности.Соч. Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie, Erlangen, 1925. В рус. Пер. — Продуктивное мышление, М., 1987.Лит. Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853..
Дополнительный поиск Вертхаймер, Вертгеймер
На нашем сайте Вы найдете значение "Вертхаймер, Вертгеймер" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вертхаймер, Вертгеймер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 22 символа