Византия

143

Воспитание и образование. «В.» — позднейший термин, к-рым по традиции принято обозначать ср.-век. Христ. Гос-во со столицей в Константинополе, каким в 4 в. Стала Вост. Римская империя (существовало до сер. 15 в.). Сами византийцы называли себя ромеями, т.е. Римлянами, их языком был греческий. Непосредственно продолжив рим. Государственность и эллинистич. Цивилизацию, В. Унаследовала налаженную систему позднеантич. Образования, к-рая на ср.-век. Западе была разрушена варварскими нашествиями и ломкой социальных отношений и гос. Устоев. Повседневные нужды бюро-кратич. Порядка В. Предполагали определённый уровень грамотности. Поэтому, хотя в В. Было немалое число неграмотных, особенно вдали от столицы, по ср.-век. Мерке византиец поражал воображение зап.

И сев. Соседей как грамотей, не расстающийся с тростниковым пером и чернильницей, вообще окружённый атрибутами книжной, письменной культуры. Характерной для зап. Средневековья церк.-монашеской монополии на образование В. Не знала, роль монастырских школ была ограниченной. Но достигнутое поздней античностью обилие центров образования постепенно исчезло, чему способствовали как объективные причины (упадок городов, завоевания арабов, отнявшие в 7 в. У В. Такие культурные центры, как Александрия, Берит, совр. Бейрут, с его юрид. Школами, и т. П.), так и сознательная политика императоров, боровшихся с традицией языч. Образования и одновременно охранявших Константинополь в качестве очага культуры от всякой конкуренции (самый известный пример — закрытие высш.

Школы в Афинах указом Юстиниана I в 529). Не только высшие, но и средние уч. Заведения концентрировались в Константинополе, лишь в последний век существования В. Центром образования стал г. Мистра в Пелопоннесе.Воспитание до 5—7 лет было домашним. Позднее оно оставалось таковым на крайних полюсах общества — в семьях неимущих тружеников и в семьях воен. Аристократии. Сын бедных родителей оставался неграмотным, с детства участвовал в труде взрослых. Сын знатных родителей выучивался грамоте и начаткам словесности у слуги-наставника, но осн. Внимание уделял воинским играм, физич. Упражнениям, практике воен. Дела, порой с 14—15 лет участвуя в походах. Для мальчиков из относительно благополучных семей ремесленников, для будущих купцов и др.

Курс обучения обычно сводился к нач. Школе, дававшей навыки чтения, письма и счёта. Светская и духовная администрация пополнялась за счёт выпускников ср. Школ, изучавших общеобразоват. Предметы (т. Н. Энциклопедии). В основе программы ср. Школы лежала словесность. Представление, согласно к-рому для карьеры чиновника необходимо знание древней лит-ры и владение её языковыми и стилистич. Нормами, роднит В. С Др. Китаем. Изучение словесности начиналось с грамматики, трактовавшейся в антич. Смысле, как чтение и толкование специально отобранных авторов (начиная с Гомера). Практика отбора текстов во многом предопределила состав и объём антич. Лит-ры, дошедшей до нас. След, этапом была риторика — иск-во самостоятельно составлять устные и письменные подражания классич.

Образцам стиля и находить «цветистую» форму для выражения типических эмоций, ситуаций и вообше повторяющихся «общих мест». Наиб, практич. Значение имели навыки сочинения по риторич. Правилам парадных речей и писем. Общеобразоват. Программа включала также занятия филос. Дисциплинами, особенно логикой («диалектикой»), соответствовавшими вместе с «грамматикой» и риторикой лат. Тривиуму, и матем. Дисциплинами (арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией), соответствовавшими лат. Квадривиуму.Нач. И ср. Школы, как правило, были частными. В каждой из них училось ок. 20—40 учеников разного возраста, преподавал один учитель. Успевающие ст. Ученики образовывали избранный круг, помогавший в занятиях с младшими и в поддержании дисциплины.

Среди них выделялся главный — протосхол. Гонорар за каждого ученика шёл отдельно, и учителя, постоянно испытывавшие стеснённость в средствах, переманивали друг у друга учеников. Гос. Ср. Школы были исключением. Известен интернат для сирот — орфанотрофий, основанный Алексеем I Комнином (император в 1081 — 1118).Очаги высш. Образования в Константинополе были обычно или государственными, или патриаршими (что для византийских условий не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении истории В. Именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от зап.-европ. Ун-тов, с к-рыми их вполне можно сравнивать по др. Признакам (иногда к ним в науч. Лит-ре прилагается термин «ун-т»).

Гос. Высш. Школа с регламентиров. Кол-вом профессоров (10-по греч. Грамматике, столько же — по лат. Грамматике, 3 — по лат. Красноречию, 5 — по греч. Красноречию, 2 — по праву, 1 — по философии) была учреждена указом имп. Феодосия II (в 425). Её преподаватели имели статус гос. Служащих и монополию публичного преподавания в столице. Неясно, как долго просуществовала эта школа. Едва ли она пережила социальный и культурный кризис 7 в. Существование в 7—8 вв. Патриаршей академии (к-рую якобы сжёг вместе с преподавателями и библиотекой император-еретик Лев III) признаётся недостоверным. В сер. 9 в. Была учреждена Магнаврская школа (Константинопольский дворец). Не установлено, выходила ли её программа за пределы того, что было обычным для ср.

Школ. Уч. Заведение, возникшее по указу Константина IX Мономаха в сер. 11 в., состояло из 2 высш. Школ — юридической и философской (наподобие 2 ф-тов ср.-век. Ун-та). Во главе юрид. Школы стоял «номофилак» («законоблюститель»), причислявшийся к важным сановникам империи. Во главе филос. Школы, в к-рой преподавались также элементы естеств.-науч. И гуманитарных знаний, — «ипат» (т.е. Консул) философов. Первым таким «ипатом» был виднейший писатель, энциклопедически образованный учёный и полит, деятель Михаил Пселл (1018—1090-е гг.), его преемником — Иоанн Итал (2-я пол. 11 в.). В 12 в. Действуют Патриаршая школа, где гл. Предметы — толкование Библии и риторич. Дисциплины, и школа при церкви св. Апостолов, тоже находившаяся под опекой патриаршества, но светская по характеру преподаваемых предметов (в их число входила медицина).

После разгрома Константинополя рыцарями 4-го крестового похода (1204) прежнего блеска империя не смогла себе вернуть. В последний период существования В. Образованность достигла высокого уровня на фоне упадка государственности. Очагами высш. Образования служили кружки, складывавшиеся вокруг выдающихся учёных и мыслителей, иногда в форме школы при монастырях, но со светской программой (школы Максима Плану да и Никифо-ра Григоры в 14 в.). Возрастало значение неформальных отношений между учителями и учениками (интеллектуальная дружба как социально-культурный факторе.Шк. Образование, особенно среднее и высшее, существовало в В. Для мужчин. Женщины из высш. Слоев общества могли получить блестящее образование в домашних условиях (поэтесса Касия, или Кассия, 9 в., Анна Комнина, дочь и историограф императора Алексея I Комнина, 11—12 вв.), иногда покровительствовали учёным и литераторам и собирали их вокруг себя.

Но эти случаи были исключением.Монашеское воспитание в В. Создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на сугубо личной связи и безоговорочном послушании и типологически сопоставимую с аналогичными явлениями в индуизме (гуру и его ученик) и у дервишей в исламе (повиновение шейху или пиру).Сочинений по теории воспитания В. Почти не знала. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350—407) «О тщеславии и о воспитании детей» проникнут строгим аске-тич. Духом. Вопрос об использовании антич. Лит-ры для морально-дидактич. Целей ещё ранее обсуждался у другого «отца церкви» Василия Великого (ок. 330—379) в трактате «Как молодым людям извлечь пользу из языч. Книг».А 10 Рос. Педагогическая энц., т. 1С чисто житейской, практически-бытовой точки зрения вопросы домашнего воспитания обсуждаются в домостроевском духе в ч Советах и рассказах» Кекавмена (70-е гг.

11 в.). Живую картину труда квалифициров. Преподавателя высш. Школы, влюблённого в своё дело, дают признания, рассеянные в текстах Михаила Пселла.Лит. Преображенский В., Вост. И зап. Школы во времена Карла Великого, СПБ, 1881. Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891. ЛипшицЕ. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая пол. IX в., М. — Л1961. К а ж-дан А. П., Книга и писатель в Византии, М., 1973, гл. 2;ЛитавринГ. Г., Как жили византийцы, М., 1974, гл. 7. Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV—XV вв., Л., 1976. Fuchs F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926. Browning R., Byzantinische Schulen und Schulmeister, «Das Altertum», 1963, Bd 9. Lemerle P., Le Premier humanisme by-гапШ, Р., 1971.

Sevcenko J., Society and intellectual life in the XIVtb Century, «Ac-tes du XIVе Congres international des etudes Byzantines». Bucarest, 6—12 sept. 1971, [Buc.], 1974. С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Византия

Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. При распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей В. Был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330 на месте бывшей мегарской колонии Виза́нтий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. В недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления при..

Византия

ВИЗАНТИЯ (Восточная Римская империя - Византийская империя), государство 4-15 вв., образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский п-ов, М. Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица - Константинополь. Население - греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык - греческий. В 4 - нач. 7 вв. В Византии стал складываться феодализм (при сохранении до 7 в. Рабовладения). Особенности византийского феодализма. Сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ..

Византия

Содержание. Византия — колония. — Византийская империя. — Византийская литература. — Византийское право. — Византийское искусство. — Византийская монета.Византия (Βυζάντιον, Byzantium) — мегарская колония, основанная в 658 г. На европейской стороне Босфора. Всемирной известности бухта Золотого Рога (Χρισόκερας) и господствующее положение на узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным, обеспечивали за этой колонией важное торговое и промышленное значение, которое, по преданию, предопределе..

Византия

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Византия

        государство, возникшее в IV в. При распаде Римской империи в её восточной части (Восточная Римская империя) и существовавшее до середины XV в. Территория империи, находившаяся главным образом на юго-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии, неоднократно изменялась. В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов IV-VII вв. И избежала катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. Поэтому традиции античности долго с..

Византия

См. Анатолия, Стамбул, Эрзурум. ..

Византия

— Восточная Римская империя, государство IV—XV вв., образованное при распаде Римской империи в ее восточной части. Столица — Константинополь. В IV—VII вв. В В. Складывается феодализм при сохранении до конца VII в. Рабовладения. Особенности В. Феодализма. Сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный госаппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городских коммун. Наибольш..

Византия

Принятое в ист. Науке наименование гос-ва, возникшего в вост. Части Рим. Империи в 4 в. И существовавшего до сер. 15 в. Адм., экономич. И культурным центром В. Был Константинополь. Офиц. Назв. В Ср. Века - Basileia ton Romaion - империя Римлян (по-греч. "Ромеев").Возникновение В. Как самостоят. Гос-ва подготавливалось в недрах Рим. Империи, где экономически более мощные и менее затронутые кризисом рабовладельч. Об-ва эллинизированные вост. Р-ны (М. Азия, Сирия, Египет и др.) уже в 3 в. Пытались ..

Византия

(Byzantium, Βυξάντιον). Древнее название Константинополя, полученное этим городом от своего основателя Виза (Βύξας). Благодаря своему благоприятному положению, Византия приобрела важное торговое значение. В 330 г. От Р. X. Константин Великий сделал ее столицей Римской империи и назвал Константинополем.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Взаимное Обучение

Организация занятий в школе, при к-рой более подготовленные ученики под руководством педагога обучают своих товарищей. Известно с древнейших времён. Использовалось в гос-вах Др. Востока и в антич. Гос-вах. Применялось в средние века в школах Европы и Азии, в эпоху Возрождения (напр., в гимназии И. Штурма). О В. О. Писал Я. А. Коменский в «Великой дидактике». Имеются сведения о применении В. О. В школах Франции в 18 в. В кон. 18-нач. 19 вв. На основе идеи В. О. Возникла белл-лаикастерская система..

Вивес (Vives) Хуан Луис

(6.3.1492, Валенсия, — 6.5.1540, Брюгге), исп. Гуманист, философ и педагог. Один из наиб, видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. Ун-тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.За широкий интерес к пед. Проблемам был назван современниками «вторым Квинтилианом». Мн. Его сочинения посвящены воспитанию и обучению. «О способе занятий с детьми» («De ratione studii puerilis», 1523), «О воспитании женщины-хрис..

Визуальная Грамотность

(англ, visual literacy), направление в совр. Педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией.Пед. Концепция В. Г. Возникла в кон. 60-х гг. 20 в. В США. Основывается на положениях о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания ребенка к деятельности в условиях всё более «визуализи-рующегося» ..

Виктимология

(от лат victime — жертва и греч logos — понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая разл категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации Термин «В » заимствован из криминологии, спец раздел к-рой — юрид В имеет своим предметом изучение жертв преступлений.Существует ряд категорий детей и взрослых, к-рые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим т..

Дополнительный поиск Византия Византия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Византия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Византия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа