Внимание

191

Направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой деятельности. В. Является не самостоятельным психич. Процессом, а качеств, характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психич. Деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов. В. — обязат. Условие продуктивности всякой сознат. Деятельности. Особенно велика его роль в познават. Деятельности, в частности учебной. Непонимание уч. Материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении заданий и т. П. Часто вызываются недостатками В. Учащихся. В свою очередь, В. В большой мере зависит от характера деятельности, в к-рую вовлечён человек, от её значения для данного человека, от особенностей личности.

Потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значит, роль играет настроение, а также физич. Состояние человека.Физиол. Основой В. Является наличие доминирующих очагов возбуждения в определённых участках коры головного мозга при одновременном более или менее значит, торможении остальных участков. Это доминирование одних участков по сравнению с другими носит динамич. Характер. При деятельном состоянии коры мозга очаг оптимальной возбудимости всё время перемещается из одних участков коры в другие. Поэтому об отсутствии В. Можно говорить только условно.Если направленность психич. Деятельности на определённые объекты не вызывается постановкой сознат. Цели и не связана с волевыми усилиями, то такое В.

Наз. Непроизвольным или непреднамеренным. Для его привлечения большое значение имеет сила раздражителя (сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук и т. П.). При этом имеет значение не только абсолютная, но и относит, сила раздражителя, его соотношение с др. Раздражителями. Важную роль в возникновении непроизвольного В. Играет контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. П.). Маленький предмет легче замечается среди больших, цифра — среди букв и т. Д. Непроизвольное В. Привлекается также изменением в раздражителях (напр., резким изменением во внешности знакомого человека) и движением предметов. Объектом непроизвольного В. Легко становится всё новое (ориентировочный рефлекс), и наоборот, всё шаблонное, стереотипное не вызывает В.Если направленность В.

Определяется сознат. Задачей, то такое В. Наз. Произвольным или преднамеренным, волевым. Оно формируется в результате воспитания и самовоспитания. Важнейшим условием поддержания произвольного В. Является правильная организация деятельности. Выполнение интеллектуальной работы следует сочетать с практич. Действиями (ребёнку, начинающему читать, легче удержать В., если он водит пальцем по строчкам, и т. П.). В большой мере произвольному В. Способствуют сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание её значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека. Иногда интерес к отдалённому результату деятельности может переходить в интерес к ней самой. Напр., в начале чтения книга может не вызывать интереса у школьника и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию может возрасти и В.

Не будет требовать усилий. В этом случае В., являясь по своему происхождению произвольным, становится непроизвольным (в силу чего нек-рые психологи выделяют это В. В особый вид, называя его послепроизвольным). Во всякой деятельности, в т. Ч. Учебной, обычно имеет место как произвольное, так и непроизвольное В.В. Характеризуется рядом особенностей. Объём В. — кол-во объектов, к-рые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объём В. Зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то кол-во воспринятых элементов обычно невелико. От 3 до 5, редко до 6. Если же отд.

Элементы можно связать друг с другом, то кол-во различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нём 12—14 букв.Важную особенность В. Составляет возможность его распределения между двумя или неск. Одновременно выполняемыми действиями (напр., распределение В. Учителя при изложении нового материала с одновременным наблюдением за поведением учащихся в классе). Распределение В. Возможно при нек-рой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй. Чем меньше возраст ребёнка, тем труднее для него распределение В. Поэтому в мл. Классах не следует предлагать учащимся одновременно, напр., слушать рассказ и записывать его содержание или иллюстрировать его рисунками.

Постепенно уч-ся приучаются делать это одновременно. В ст. Шк. Возрасте распределение В. Вполне возможно, желательны упражнения на В.Существенным качеством В. Является устойчивость — длительное удерживание его на чём-либо подчинённом одной общей задаче. Объекты действия (текст книги, данные матем. Задачи и т. П.) и сами действия при этом могут меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости В. — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать В. На чём-то одном, надо стремиться вскрывать в нём всё новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные, хотя и подчинённые общей цели, действия. Более полному, разностороннему ознакомлению с предметом значительно способствуют практич.

Действия с предметами.Состояние, противоположное устойчивости В., — отвлекаемость. Легко отвлекающими В. Являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. В уч. Процессе надо стремиться к тому, чтобы таких посторонних раздражителей не было. Однако желательно приучать учащихся работать и в трудных условиях, когда это необходимо.От отвлекаемое™ В. Надо отличать переключение В. Как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчинённо» новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности В. По отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь В.). Частое переключение В. Нежелательно, т. К. Требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить её исполнение.

Учащимся, напр., не следует слишком часто менять содержание и виды работы, особенно в тех случаях, когда такой переход недостаточно обоснован или труден. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение В. Является полезным, а во многих случаях и необходимым. Оно иногда может заменить собой отдых.Противоположностью В. Является рассеянность, т.е. Состояние, когда человек ни на чём не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определённую деятельность, как правило, вызывает всё больший интерес к ней и устраняет рассеянность.

Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при к-ром В. Концентрируется на чём-то одном. Иногда подобная концентрация В. Необходима для наиб, успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.Развитие и воспитание внимания. В. Ребёнка первоначально носит непроизвольный характер и вызывается качеством внеш. Раздражителей. Ребёнка привлекают яркие блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. П. Непроизвольное В. Наблюдается у ребёнка в первые дни жизни, но особенно заметным оно становится на 3-м мес, когда он чаще и дольше всматривается в окружающий его мир. С 6 мес повышается интерес детей к окружающим предметам.

Непроизвольное В. Приобретает более сложные формы, и на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. Однако В. В этом возрасте ещё очень неустойчиво. На 2-м году жизни благодаря возможности самостоятельно передвигаться и выполнять простейшие действия объектами В. Ребёнка становятся разл. Предметы. Вместе с тем В. Начинает подчиняться определённой задаче, появляются зачатки произвольного В. Исключит, роль в развитии В. Играет усвоение речи. Вначале ребёнок только подчиняется словесным указаниям взрослых. Затем научается произвольно направлять своё В. На то, что нужно. В возрасте 3—6 лет продолжает преобладать непроизвольное В., произвольное В. Развивается в связи с выполнением требований повседневной жизни и игровой деятельности.

В этом возрасте наблюдается иногда интенсивное и устойчивое В., подчинённое выполняемой детьми деятельности. К концу дошк. Возраста ребёнок приобретает уже нек-рый опыт в управлении В., что является важным условием готовности к школьному обучению.Наряду с возрастными различиями в развитии В. Существуют также индивидуальные различия. Развитие В. У детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Важным для развития В. Является уч. Работа в школе и дома. У мл. Школьников преобладает непроизвольное В. Объём В. В этом возрасте невелик. Нет и достаточного умения распределять своё В. Однако по сравнению с дошк. Периодом для мл.

Шк. Возраста характерно более быстрое развитие произвольного В. В подростковом возрасте интенсивность, концентрация, устойчивость В. Ещё более возрастают, что обусловлено развитием познават. Интересов. Вследствие нек-рой импульсивности, характерной для данного возраста, подростку трудно управлять В. Но навыки произвольно направлять и поддерживать В. Должны развиваться. В юношеском возрасте развитие В. Достигает высокой степени, что обусловливает большую работоспособность ст. Школьников. Широкий круг познават, интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного В., а сознат. Отношение к процессу учения, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогают произвольно направлять и поддерживать В.В процессе развития В.

Возможно воспитание как произвольного, так и непроизвольного В. В воспитании непроизвольного В. Большое значение имеет формирование умения наблюдать факты и явления, чутко реагировать на изменения в окружающей обстановке. Осн. Условие воспитания непроизвольного В. У школьников — наличие интереса и эмоций, в значит, мере зависящее от изучаемого материала и способов его подачи (наглядности преподавания, качества объяснений учителя). Большую роль в привлечении и удержании В. Играет активность самих учащихся, их общий культурный уровень, совокупность познават. Интересов, знаний и навыков.Важнейшим средством воспитания произвольного В. Служит вся организация уч. Деятельности школьников. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и ту роль, какую В.

Играет в уч. Процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к её результатам. Следует предъявлять ученику чёткие требования, учитывая, что предлагаемая работа должна быть ему посильна, но не слишком легка. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в работу всех учащихся, способствует воспитанию В. При этом надо помнить, что существенную роль в отвлечении В. Играет утомление, возникающее как от трудной, так и от однообразной работы. Поэтому в течение урока, особенно в мл. Классах, нужно разнообразить виды работы, но менять их не слишком часто, т. К. Это может привести к неустойчивости В. Следует учитывать также индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья.Лит.

Уши некий К. Д., Психол. Монографии. Внимание, Собр. Соч. Т. 2. М.-Л., 1948, с. 376—424. Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, М. — Л., 1946 2. Добрынин Н. Ф., Внимание и его воспитание, М., 1951. Г о и о б о-л и и Ф. Н., Вопросы психологии внимания в школе, ВП, 1956, № 1. С г. О же, Внимание и производств, обучение, М., 1963. Страхов И. В., Воспитание внимания, М., 1970. Гальперин П. Я., К а б ы л —н и ц к а я С. Л., Эксперим. Формирование внимания, М., 1974. Хрестоматия по вниманию, под ред. А. Н. Леонтьева, М., 1976. Выготский Л. С., История развития высш. Психич. Функций, гл. 9. Овладение вниманием, Собр. Соч., т. 3, М., 1983. М р-гау N., Attention. Selective processes in vision and hearing, N. Y., 1970. Mosto-fsky D. I. (ed.), Attention. Contemporary theory and analysis, N.

Y., [1970]. Kahne-manD., Attention and effort, Englewood Cliffs, 1973. Allport D. A., Attention and performance, в кн. Glaxton G. Red.), Cognitive psychology, L. — [a. O. L, [1980]..

Значения в других словарях
Внимание

характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Различают три вида В. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, В. Имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непред..

Внимание

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания. Устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельносте..

Внимание

IДля зарождения в сознании какого-либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения. Когда мы углублены в свои мысли или заняты чем-либо, до нас не доходит шум окружающих нас голосов, мы не видим того, что делается вокруг нас, словом, не получаем ощущений от раздражителей, действующих на наши органы чувств. В этих случаях для возникновения ощущения недостает одного существенного условия — внимания, т. Е. Активного участия психики, как бы идущей навстречу внешним воздействиям и доводяще..

Внимание

Это заимствованное из старославянского слова образовано от вънимати – "слушать", произведенного с помощью приставки вън ("в") и глагола имати – "брать".. ..

Внимание

Внимать, внять, внимание.. ..

Внимание

• большое внимание. ..

Внимание

Почтение, уважение.. ..

Внимание

1. Сосредоточенность мысли, зрения, слуха. Интерес. Ропросительное, восторженное, глубокое, досужее (разг.), жадное, живое, заинтересованное, зоркое, исключительное, концентрированное, ледяное, молчаливое, напряженное, необыкновенное, неослабевающее, неослабное, неусыпное, обостренное, общее, огромное, ослабленное, особенное, острое, подчеркнутое, постоянное, пристальное, пытливое, рассеянное, сконцентрированное, снисходительное, сосредоточенное, строгое, сугубое, тревожное, усиленное, целенапра..

Внимание

Сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания. Устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможн..

Внимание

Ср.1) а) Сосредоточенность мысли или зрения, слуха на чем-л.б) Интерес к кому-л., чему-л. Заинтересованность.2) Заботливое, чуткое отношение, расположение к кому-л.. ..

Внимание

ВНИМА́НИЕ -я. Ср.. ..

Внимание

-я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-н. Обратить в. Начто-н. Отнестись со вниманием. Привлечь чъё-н. В. Принять во в. Уделить в. Кому-н. В центре внимания. Оставить без внимания. Ноль внимания (никакого внимания. Разг.). Вниманию зрителей. (т. Е. Зрители, обратите внимание). Благодарю (спасибо) за в. (формула вежливого заключения доклада, выступления). 2. Заботливое отношение к кому-чему-н. Окружить кого-н.вниманием.. ..

Внимание

Внимания, мн. Нет, ср. 1. Психический процесс, при к-ром из нескольких одновременных впечатлений нек-рые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть. Сосредоточить внимание на чем-н. С должным вниманием. Без внимания. Достойный внимания. Привлекать внимание. 3. Предупредительное, благосклонное отношение. Благодарю за внимание. Оказать внимание. Принимать во внимание - принимать в расчет, учитывать. Обращать внимание н..

Внимание

Это заимствованное из старославянского слова образовано от вънимати – "слушать", произведенного с помощью приставки вън ("в") и глагола имати – "брать".. ..

Внимание

   сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают В. Непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выборобъекта В. Производится сознательно, преднамеренно. Характеристики В. Устойчивость, объем (количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятель-ностей), возможность переключе..

Внимание

— оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания. - произвольное — связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция. - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.. ..

Внимание

Форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов.. ..

Внимание

Форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов. Внима́ние акти́вное — В., возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума. Внима́ние пасси́вное — В., направленность которого на тот или иной объект не связана с какими-либо намерениями, задачей или целью и определяется только свойствами самого объекта (новизна, необычность, яркость и т.д.). Физиол..

Внимание

Форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов.внимание активное - В., возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума.внимание пассивное - В., направленность которого на тот или иной объект не связана с какими-либо намерениями, задачей или целью и определяется только свойствами самого объекта (новизна, необычность, яркость и т. Д.). Физиологиче..

Внимание

(англ. Attention) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струппа, Селекция информации), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.Для исследования В. Разработано большое множество методик. Тахистоскопическая м..

Внимание

Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. Активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом исследовании придают значение таким характеристикам В., как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.. ..

Внимание

Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. Активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом исследовании придают значение таким характеристикам В., как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.. ..

Внимание

Сосредоточенность и направленность психич. Деятельности на определ. Объект. Различают В. Непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта В. Производится сознательно, преднамеренно. Характеристики В. Устойчивость, объём (кол-во объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределённость (способность одноврем. Удерживать в поле сознания объекты разл. Деятельностей), возможность переключения. ..

Внимание

(в психологии) направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Различают три вида внимания. Произвольное, непроизвольное и постпроизвольное, самому вниманию присущи различные качества. Объем, распределение, устойчивость и переключаемость.. ..

Внимание

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. Является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации В. Различают три вида В. Непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное В. - это сосредоточение субъекта на объекте в силу его осо..

Внимание

Сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. Является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации В. Различают три вида В. Непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное В. - это сосредоточение субъекта на объекте в силу его особенностей к..

Внеурочные Учебные Занятия

Разл. Виды самостоятельной уч. Деятельности школьников. Часть В. У. З. Непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. Часть В. У. З. Связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения шк. Программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия иск-вом, техн. Творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стре..

Внешкольная Работа

Составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практич. Деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. В. Р. Способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с макс, пользой.В. Р. Тесно связана с уч.-воспитат. Процессом в школе, с воспитательно..

Внутришкольный Контроль

В Рос. Федерации, один из элементов самоуправления в школе. Включает систематич. И глубокое изучение уч.-воспитат. Процесса и труда учителя, оказание ему своевременной поводовозов мощи. Осуществляется директором школы и его заместителем по уч.-воспи-тат. Работе при широком участии опытных педагогов.Распространено неск. Видов В. К. В ходе фронтального контроля анализируются системы работы отд. Учителей на уроках, внеклассная работа по предмету, деятельность по распространению пед. Знаний среди ро..

Водовозова Елизавета Николаевна

(5(17).8.1844, с. Поречье, ныне Смоленской обл., — 23.3.1923, Петроград], педагог, дет. Писательница. В 1862 окончила Смольный институт, ученица К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова (ставшего её мужем). В кон. 1860-х гг. Изучала в Германии и Швейцарии практику фребелевских дет. Садов. В кн. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до щк. Возраста» (1871, 1913'), развивая пси-хол. Идеи Ушинского и основываясь на критич. Анализе системы Фребеля, разработала концепци..

Дополнительный поиск Внимание Внимание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Внимание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Внимание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа