Возраст

164

Период развития человека, характеризуемый совокупностью специ-фич. Закономерностей формирования организма и личности. В. Представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. Опыт, психол. Наблюдения, мед. Практика на эмпирич. Основаниях выделяют разл. Возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. Табл.) условны, т. К. Основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психол. Характеристики В. Определяются конкретно-ист, условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. Изменчивы и не совпадают в разл. Социально-экон. Условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психол.

Свойства они преломляются. Совокупность этих внеш. И внутр. Условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.Концепция В. Претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количеств, изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Ещё более механистич. Характер отрицание качеств, изменений в ходе пси-хич. Развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию моти-вационно-эмоциональной сферы личности.

Важным шагом на пути преодоления механистич. Представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно к-рой психика ребёнка качественно своеобразна, его ло- гика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в дет. Мышлении обнаруживается ряд специфич. Особенностей. Эта концепция носит интеллекту-алистич. Характер и строится лишь на учёте возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребёнка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всём различии подобных подходов их сближает натуралистич. Понимание ребёнка как индивида, для к-рого общество представляет лишь особую среду обитания.Решающую роль в преодолении натуралистич.

И дуалистич. Взглядов сыграли исследования отеч. Психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребёнок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравств. Норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребёнка, содержание и структура к-рой изменяются на протяжении детства. Для каждого В. Существует своя специфическая — «социальная ситуация развития» (Выготский), определённое соотношение условий социальной среды и внутр. Условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. По-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психол.

Свойства они преломляются.В отеч. Психологии складываются разл. Трактовки возрастного развития ребёнка, психол. Детерминант и особенностей В. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал пси-хич. Новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практич. Деятельностью, формирование речи, усвоение науч. Понятий и др.). Соответственно им выделены т. Н. Стабильные и критич. В. (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла. Хотя на этом этапе и возможны пед. Затруднения в общении с ребёнком, не они составляют суть критич. В. В стабильном В. Развитие совершается гл. Обр. За счет малозаметных изменений личности ребёнка, к-рые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде к.-л.

Психич. Новообразования. В относительно короткий отрезок времени происходят значит, сдвиги в развитии личности ребёнка. Это — поворотные пункты в дет. Развитии, критический В. Т. О., по Выготскому, возрастное развитие ребёнка — диалект ич. Процесс, в к-ром переход от одного В. К другому совершается не эволюционным, а революционным путём. Согласно концепции Эль-конина, каждая стадия психич. Развития ребёнка характеризуется определённым типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование осн. Психол. Новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В.

Петровского, ведущими для развития личности ребёнка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредствованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в к-рых происходит перестройка структуры личности.Паспортный (хронологич.) В. Ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение к-рого требует анализа психич. Состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в т. Н. Зоне ближайшего развития.Созревание организма вообще и нервной системы в частности, к-рое носит стадиальный характер, не порождая новых психич.

Образований, создаёт на каждой возрастной ступени специфич. Предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психич. Процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость. Вызываемое условиями жизни и воспитания ребёнка усиленное функционирование определённых систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.Установлено, что дети обладают большими психофизиол. Возможностями. На каждой ступени обнаруживается избират. Восприимчивость к внеш. Воздействиям. Дети наиб, эффективно овладевают не любыми, а лишь определёнными способами деятельности.

Эта особенность, наз. Возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определённых психич. Свойств и процессов на нек-ром возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный В.). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учёта возрастных психофизиол. Особенностей ребёнка и того значения, к-рое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психич. Новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, к-рые могут существенно различаться у детей одного В.Лит. Б о ж о в и ч Л.

И., Личность и ее формирование в дет. Возрасте, М., 1968. Эльконин Д. Б., К проблеме периодизации психич. Развития в дет. Возрасте, ВП, 1971, №4. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981. Выготский Л. С., Проблема возраста, Собр. Соч., т. 4, М., 1984. Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987. Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964. B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966. См. Также лит. При ст. Возрастная психология..

Значения в других словарях
Возраст

человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Будучи этапом биологического созревания организма, обусловленным генетическими детерминантами, В. Вместе с тем есть конкретный результат и стадия социально-психологического развития личности, определяемая условиями жизни, обучением и воспитанием. Содержание и формы обучения и..

Возраст

Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный, цветущий. Беззащитный, безусый, бесплодный, голенастый, грозный, древний, могучий, согбенный, щенячий. Брачный, детский, допризывный, дошкольный, малолетний, младенческий, мужеский (устар.), отроческий, пенсионный, переходный, подростковый, ползунковый, п..

Возраст

Четыре возраста человека. Младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Франсуа Ларошфуко Три возраста человека. Молодость, средний возраст и «Вы сегодня чудесно выглядите!». Кардинал Фрэнсис Спеллман Жизнь делится на три части. Когда ты веришь в Санта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса и когда ты уже сам Санта-Клаус. Боб Филлипс Возраст — мерзкая вещ..

Возраст

• преклонный возраст. ..

Возраст

Человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.. ..

Возраст

Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный, цветущий. Беззащитный, безусый, бесплодный, голенастый, грозный, древний, могучий, согбенный, щенячий. Брачный, детский, допризывный, дошкольный, малолетний, младенческий, мужеский (устар.), отроческий, пенсионный, переходный, подростковый, ползунковый, п..

Возраст

М.1) Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л.2) а) Период в развитии человека, животного, растения.б) Зрелый период в развитии человека, животного, растения.. ..

Возраст

-а, м. 1. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-н. В. Человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте шести лет. * Войти в возраст (разг.) - стать взрослым. Девица на возрасте (разг.) - уже взрослая. II прил. Возрастной, -ая, -6е. Возрастные изменения.. ..

Возраст

Возраста, м. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. Войти в возраст - стать взрослым. Выйти из возраста какого - стать старше, взрослее какой-н. Возрастной нормы. Выйти из школьного возраста. На возрасте (разг.) - о становящемся взрослым. Девушка на возрасте.. ..

Возраст

Заимствовано из старославянского, где образовано от глагола възрасти – "вырасти".. ..

Возраст

Заимств. Из ст.-сл. Яз. Суф. Производное (суф. -ть) от възрасти «вырасти». См. Расти.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Возраст

Во́зраст заимств. Из цслав. Вместо исконнорусск. Взрост. См. Поливка, "Slavia", 2, 720. См. Рост.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Возраст

Период времени от момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. Выступает одним из главных элементов оценки риска. В. Бывает паспортный (хронологический) и физиологический (морфологический). Морфологический В. Распределяется следующим образом. 1. Детский. До12 лет у девочек, до 13 лет у мальчиков. 2. Подростковый. От 12-13 до 16 лет у девочек, от 13-14 до17-18 лет у мальчиков. 3. Юношеский. От 16 до 25 лет у женщин, от 17-18 до 26 лет у мужчин 4. Взр..

Возраст

Период времени от момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. Выступает одним из главных элементов оценки риска. В. Бывает паспортный (хронологический) и физиологический (морфологический). Морфологический В. Распределяется следующим образом. 1. Детский. До12 лет у девочек, до 13 лет у мальчиков. 2. Подростковый. От 12-13 до 16 лет у девочек, от 13-14 до17-18 лет у мальчиков. 3. Юношеский. От 16 до 25 лет у женщин, от 17-18 до 26 лет у мужчин 4. Взр..

Возраст

Животных, важный показатель хоз. Ценности животных. У животных различают неск. Возрастных периодов. Период новорождённо [новорожденно] с т и длится неск. Дней и характеризуется тем, что животное, питаясь молозивом, приспосабливается к жизни вне утробы матери. Молочный период продолжается до отъёма [отъема] животного от матери или до прекращения выпойки ему молока. Этот период у жеребят длится до 6—8 мес, у телят — до 5—6, у ягнят — 3,5—5, у поросят — до 2 мес. В период полового созревания формир..

Возраст

IВо́зрастРазличают В. Хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. Биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. Приспособительных, изменений в организме (см. Онтогенез). Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический В. Может не соответствовать хроноло..

Возраст

Продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени. В статистике обычно измеряется числом лет, исполнившихся в последний день рождения.возраст анатомо-физиологический - см. Возраст биологический.возраст биологический (син. В. Анатомо-физиологический) - В., определяемый по совокупности обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма.возраст календарный (син. В. Хронологический..

Возраст

(англ. Age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т. Д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются. От зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от ..

Возраст

Синонимы. Абсолютный возраст, календарный возрастпромежуток времени от начала прорастания семени (споры) до какого либо момента его развития. У древесных растений достаточно точно определяется по ежегодным приростам древесины. См. Также годовой прирост.. ..

Возраст

Долголетие и достижение преклонного В. Являются Божьим даром (Пс 20:5), выпадающим, как правило, на долю тех, кто живет, сообразуясь с Его волей (Иов 36:11. Притч 3:1 и след. 16:31). Обетования Господа (Исх 20:12. 23:25 и след. Втор 30:19 и след.) постоянно связывают долголетие с соблюдением Божьих заповедей и не сбываются, если данное условие не исполняется (3Цар 3:14). Но там, где Господь находит послушание, как у Моисея или Халева, Он дарует неувядающую даже в старческие годы силу (Втор 34:7...

Водовозова Елизавета Николаевна

(5(17).8.1844, с. Поречье, ныне Смоленской обл., — 23.3.1923, Петроград], педагог, дет. Писательница. В 1862 окончила Смольный институт, ученица К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова (ставшего её мужем). В кон. 1860-х гг. Изучала в Германии и Швейцарии практику фребелевских дет. Садов. В кн. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до щк. Возраста» (1871, 1913'), развивая пси-хол. Идеи Ушинского и основываясь на критич. Анализе системы Фребеля, разработала концепци..

Военные Гимназии

Средние общеобразоват. Закрытые уч. Заведения воен. Ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. Министра Л — А. Милютина при активном участии начальника Гл. Управления воен.-уч. Заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе общеобразоват. Классов кадетских корпусов. Срок обучения 6 (с 1873- 7) лет. Предназначены для детей дворян, однако в них могли учиться и представители др. Сословий. В нек-рые В. Г. Были допущены приходящие ученики (2 В. Г. — только для приходящих). Уч. План ..

Возрастная Психология

Отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на разл. Возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В дет. Психологии в соответствии с, существующей периодизацией возрастно- го развития (см. Возраст) в качестве относительно самостоят, разделов выделяются психология дошкольника, мл. Школьника, подростка и т. Д.До кон. 19 в. Специфика этапов возрастного развития ускользал..

Возрастная Физиология

Раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 осн. Периода развития. Пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных перио- дов основано гл. Об..

Дополнительный поиск Возраст Возраст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Возраст" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возраст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа