Воскресные Школы

113

Уч. Заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиб, ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на 2 осн. Типа. Конфессиональные школы разл. Вероисповеданий для религ.-нравств. Воспитания (у христиан — воскресные, у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) и обшеобразоват. В. ФШ. В. Ш. Возникли как конфессиональные в сер. 16 в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В 17 — 18 вв. Они широко распространились в Европе и Сев. Америке. Потребность в грамотных рабочих, связанная с развитием капитализма, повлекла за собой введение в конфессиональных В. Ш. Занятий по общеобразоват. Предметам, с одной стороны, и создание светских В. Ш. — с другой (первая такая В. Ш. — в Базеле в 1756). В 19 в. Общеобразоват. В. Ш. Сыграли значит, роль в развитии нар.

Образования в Великобритании, Франции, Германии и др. Зап.-европ. Странах.Создавались также многочисл. Школы и курсы проф. Подготовки, действовавшие в нерабочее время. С организацией гос. Шк. Систем и введением всеобщего обя-зат. Обучения образоват. В. Ш. К нач. 20 в. Почти повсеместно прекратили своё существование. Конфессиональные В. Ш. Существуют во мн. Совр. Странах.В России В. Ш. Конфессионального типа эпизодически возникали с 1-й пол. 18 в. При мн. Церк. Приходах. Длит, время существовали лишь лютеранские В. Ш. В Эстляндии (Валга, Пайде, Раквере). В 1-й пол. 19 в. Отд. Предприниматели устраивали общеобразоват. В. Ш. Для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих в Москве (при Трёхгорной мануфактуре Прохоровых, 1816. При суконной фабрике Новикова, 1843), в с.

Иваново (при фабрике Бабурина, 1847), в Коно-топском уезде Черниговской губ. (при мв-ханич. Заводе Кандыбы, 1843) и др. Подъём демокр. Движения накануне отмены крепостного права вызвал почти повсеместное появление В. Ш. В 1858 открылась В. Ш. В Полтаве, в 1859 — в Петербурге и Киеве. Инициаторами создания В. Ш. Были учителя, офицеры, студенты, лицеисты. Движение за открытие В. Ш. Поддерживал Н. И. Пирогов, выдающуюся роль в их создании сыграл проф. П. В. Павлов. К нач. 1862 в 178 городах России действовала 331 В. Ш. (в т. Ч. В Петербурге — 61). Обучение в В. Ш. Было бесплатным, труд учителей — добровольным и безвозмездным, в печати регулярно освещалось положение дел в В. Ш. Широко применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.

Д.), использовались лучшие учебники — «Азбука» В. А. Золотова, «Букварь южнорусский» Т. Г. Шевченко и др. В 1860 В. Ш. Были узаконены, но приравнены к нач. Школам. Преподавание в них ограничивалось элементарной грамотой (чтение, письмо, счёт), история и география исключались. В 1861 за В. Ш. Установлен «строгий надзор», для наблюдения за ними назначены священники. Обнаружение рев. Пропаганды в двух петерб. В. Ш. Послужило поводом к повсеместному закрытию В. Ш. (июнь 1862).В 1870 официально открылась харьковская В. Ш. (с 1862 работала на дому) X. Д. Алчевской, просуществовавшая св. 50 лет. Она послужила образцом для всех открывшихся затем В. Ш. В ней была создана методика обучения грамоте взрослых. Отд. В. Ш. Возникали в городах и сёлах в 70—80-х гг., но только с кон.

80-х гг. Снова началось широкое обществ, движение за открытие В. Ш. Ко времени Революции 1905—07 в России, по офиц. Сведениям, было 782 В. Ш. С 40 тыс. Уч-ся (50% женщин) и 2,6 тыс. Учителей (60% женщин). Кроме того, имелось 549 воскресных и вечерних курсов для рабочих.Уже в 1860-х гг. Нек-рые В. Ш. Проводили занятия и в будни по вечерам. С 1890-х гг. Создавались воскресно-вечер-ние и вечерние школы. Большую известность получили В. Ш. Для рабочих за Невской заставой в Петербурге, открытые H. A. Варгу ниным. Среди них выделялась Смоленская школа, в к-рой обучалось до 600 чел. В числе преподавателей были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, П. Ф. Куделли, А. М. Калмыкова и др.В 20-е гг. В. Ш. Были заменены лик-пунктами, школами грамоты и др. Видами школ для взрослых (см.

В ст. Ликвидация неграмотности), ставших частью единой гос. Системы образования. См. Также Вечерние школы, Образование взрослых.Лит. Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900. Вахтеров В. П., Сел. Воскресные школы и повторительные классы, Миз962. Вольфсон Д., Сиб. Воскресные школы, Томск, 1903. Л с м к с М., Дело воскресников, в его кн. Очерки освободит, движения «шестидесятых годов», СПБ, 19082. Общее дело. Сб. Статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред. В. С. Костроминой, в. L. M., 19052. В. 2—4, М., 1902—12. М и — жуев П., Вечерние доп. Школы и курсы в Англии, СПБ, 1908. Опыт программ по всем предметам обучения в воскресной школе, М., 1909. Чарнолуский В., Настольная книга по нар.

Образованию, т. 4, СПБ, 1911. Жураковский Г. Е., К вопросу о возникновении первых воскресных школ в Киеве, СП, 1944, № 10. Д p о и о в И. Т., Воскресные школы — очаги культуры и просвещения — СП, 1971, №6. Д и с n p о в Э. Д., Сов. Лит-ра. Библиография, указатель, М., 1979..

Значения в других словарях
Воскресные школы

в дореволюционной России общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих), занятия в которых проводились по воскресным дням. Возникли в середине 19 в. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодёжи. Одна из первых школ была открыта в 1858 в Полтаве кружком учителей гимназии, кадетского корпуса, женского института и др. В 1859 в Киеве группа студентов и профессоров организовала В. Ш. С разрешения попечителя учебного округа Н. И. Пи..

Воскресные Школы

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с кон. 1850-х гг. Общеобразовательные высшие школы организовывались передовой интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции преобразованы в школы для взрослых, позже - в вечерние общеобразовательные школы.. ..

Воскресные Школы

Частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с кон. 1850-х гг. Общеобразовательные высшие школы организовывались передовой интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции преобразованы в школы для взрослых, позже - в вечерние общеобразовательные школы.. ..

Воскресные школы

во второй половине XIX — начале XX вв. Общеобразовательные учебные заведения для работающих детей и взрослых, обычно бесплатные, обучение в которых проводилось по воскресным дням. Во многих школах занятия велись и вечером в будни (назывались также вечерне-воскресными школами). В Петербурге появились в 1859 (женская школа М. С. Шпилевской, затем несколько мужских). Организовывались прогрессивной интеллигенцией. В Сампсониевской, Введенской и других школах велась революционная пропаганда. В 1862..

Воскресные Школы

- общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с конца 1850-х гг. Организовывались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции реорганизованы в школы для взрослых. В современной России то же название получили церковные, главным образом православные школы для детей и взрослых.. ..

Воскресные Школы

Школы для взрослых в дореволюц. России, работавшие по воскресным дням. Возникли в 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова. В обстановке подъема обществ. Движения В. Ш. Быстро распространились по всей России. В 1862 в 50 губерниях насчитывалось 274 В. Ш. (по др. Данным - 316) - 243 муж. И 31 женская, в т. Ч. 34 школы в Петерб. Губ., 9 в Моск. Губ. И т. Д. Обучение было бесплатным, труд преподавателей (студенты, учителя, писатели, журналисты, чиновники, офицеры) безв..

Воронов Андрей Степанович

[1819, Петрозаводск, — 22.11(4.12).1875, Петербург], педагог, деятель нар. Образования, публицист. По окончании ист.-фи-лол. Отделения Петерб. Ун-та (1840) был учителем, инспектором, директором в гимназиях. С 1860 в Мин-ве нар. Просвещения. С 1860 чл. Совета министра, в 1862—65 пред. Учёного к-та. Участвовал в составлении уставов ун-тов, гимназий, учительских семинарий и нар. Уч-щ. Сторонник обязат. И всесословного образования, равноправия реальной школы с классической, подготовки нар. Учителей ..

Воронцов-вельяминов Борис Александрович

[р. 1(14).2.1904, Днепропетровск], астрофизик, методист, ч.-к. АПН (1947), дер физ.-мат. Наук (1935), проф. (1934), засл. Деят. Науки РСФСР (1974). В 1925 окончил физ.-мат. Ф-т Моск. Ун-та. Пед. Деятельность начал в 1924 в Гос. Астрономич. Ин-те им. Штернберга, с 1934 ведёт науч.-пед. Работу в МГУ и моек. Пед. Ин-тах. С именем В.-В. Связано становление и развитие курса астрономии и методики его преподавания в отеч. Ср. Школе. С 1935 в школе используется его учебник «Астрономия» (196822, перерабо..

Воспитание В Духе Мира

Направление в пед. Теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. Подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира, взаимопонимания и доверия между народами, соблюдения прав народов и человека. Для обозначения этого направления используются также термины «педагогика мира», «миротворческое воспитание», «международное, глобальное воспитание». Его идеологи обосновывают свои усилия как направленные на развитие личности че..

Воспитание Социальное

Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. — одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. Подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн. Исследователи выделяют В. В широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. Отождествляя В. С социализацией), и В. В узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей ойстему качеств л..

Дополнительный поиск Воскресные Школы Воскресные Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воскресные Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воскресные Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа