Воскресные Школы
Уч. Заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиб, ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на 2 осн. Типа. Конфессиональные школы разл. Вероисповеданий для религ.-нравств. Воспитания (у христиан — воскресные, у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) и обшеобразоват. В. ФШ. В. Ш. Возникли как конфессиональные в сер. 16 в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В 17 — 18 вв. Они широко распространились в Европе и Сев. Америке. Потребность в грамотных рабочих, связанная с развитием капитализма, повлекла за собой введение в конфессиональных В. Ш. Занятий по общеобразоват. Предметам, с одной стороны, и создание светских В. Ш. — с другой (первая такая В. Ш. — в Базеле в 1756). В 19 в. Общеобразоват. В. Ш. Сыграли значит, роль в развитии нар.
Образования в Великобритании, Франции, Германии и др. Зап.-европ. Странах.Создавались также многочисл. Школы и курсы проф. Подготовки, действовавшие в нерабочее время. С организацией гос. Шк. Систем и введением всеобщего обя-зат. Обучения образоват. В. Ш. К нач. 20 в. Почти повсеместно прекратили своё существование. Конфессиональные В. Ш. Существуют во мн. Совр. Странах.В России В. Ш. Конфессионального типа эпизодически возникали с 1-й пол. 18 в. При мн. Церк. Приходах. Длит, время существовали лишь лютеранские В. Ш. В Эстляндии (Валга, Пайде, Раквере). В 1-й пол. 19 в. Отд. Предприниматели устраивали общеобразоват. В. Ш. Для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих в Москве (при Трёхгорной мануфактуре Прохоровых, 1816. При суконной фабрике Новикова, 1843), в с.
Иваново (при фабрике Бабурина, 1847), в Коно-топском уезде Черниговской губ. (при мв-ханич. Заводе Кандыбы, 1843) и др. Подъём демокр. Движения накануне отмены крепостного права вызвал почти повсеместное появление В. Ш. В 1858 открылась В. Ш. В Полтаве, в 1859 — в Петербурге и Киеве. Инициаторами создания В. Ш. Были учителя, офицеры, студенты, лицеисты. Движение за открытие В. Ш. Поддерживал Н. И. Пирогов, выдающуюся роль в их создании сыграл проф. П. В. Павлов. К нач. 1862 в 178 городах России действовала 331 В. Ш. (в т. Ч. В Петербурге — 61). Обучение в В. Ш. Было бесплатным, труд учителей — добровольным и безвозмездным, в печати регулярно освещалось положение дел в В. Ш. Широко применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.
Д.), использовались лучшие учебники — «Азбука» В. А. Золотова, «Букварь южнорусский» Т. Г. Шевченко и др. В 1860 В. Ш. Были узаконены, но приравнены к нач. Школам. Преподавание в них ограничивалось элементарной грамотой (чтение, письмо, счёт), история и география исключались. В 1861 за В. Ш. Установлен «строгий надзор», для наблюдения за ними назначены священники. Обнаружение рев. Пропаганды в двух петерб. В. Ш. Послужило поводом к повсеместному закрытию В. Ш. (июнь 1862).В 1870 официально открылась харьковская В. Ш. (с 1862 работала на дому) X. Д. Алчевской, просуществовавшая св. 50 лет. Она послужила образцом для всех открывшихся затем В. Ш. В ней была создана методика обучения грамоте взрослых. Отд. В. Ш. Возникали в городах и сёлах в 70—80-х гг., но только с кон.
80-х гг. Снова началось широкое обществ, движение за открытие В. Ш. Ко времени Революции 1905—07 в России, по офиц. Сведениям, было 782 В. Ш. С 40 тыс. Уч-ся (50% женщин) и 2,6 тыс. Учителей (60% женщин). Кроме того, имелось 549 воскресных и вечерних курсов для рабочих.Уже в 1860-х гг. Нек-рые В. Ш. Проводили занятия и в будни по вечерам. С 1890-х гг. Создавались воскресно-вечер-ние и вечерние школы. Большую известность получили В. Ш. Для рабочих за Невской заставой в Петербурге, открытые H. A. Варгу ниным. Среди них выделялась Смоленская школа, в к-рой обучалось до 600 чел. В числе преподавателей были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, П. Ф. Куделли, А. М. Калмыкова и др.В 20-е гг. В. Ш. Были заменены лик-пунктами, школами грамоты и др. Видами школ для взрослых (см.
В ст. Ликвидация неграмотности), ставших частью единой гос. Системы образования. См. Также Вечерние школы, Образование взрослых.Лит. Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900. Вахтеров В. П., Сел. Воскресные школы и повторительные классы, Миз962. Вольфсон Д., Сиб. Воскресные школы, Томск, 1903. Л с м к с М., Дело воскресников, в его кн. Очерки освободит, движения «шестидесятых годов», СПБ, 19082. Общее дело. Сб. Статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред. В. С. Костроминой, в. L. M., 19052. В. 2—4, М., 1902—12. М и — жуев П., Вечерние доп. Школы и курсы в Англии, СПБ, 1908. Опыт программ по всем предметам обучения в воскресной школе, М., 1909. Чарнолуский В., Настольная книга по нар.
Образованию, т. 4, СПБ, 1911. Жураковский Г. Е., К вопросу о возникновении первых воскресных школ в Киеве, СП, 1944, № 10. Д p о и о в И. Т., Воскресные школы — очаги культуры и просвещения — СП, 1971, №6. Д и с n p о в Э. Д., Сов. Лит-ра. Библиография, указатель, М., 1979..
Дополнительный поиск Воскресные Школы
На нашем сайте Вы найдете значение "Воскресные Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воскресные Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 16 символа