Воспитатель

663

Лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. Человека. В понятии В. Объединяются проф. Роль и гражд. Личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к др. Человеку или к коллективу.Профессия В. Известна со времён античности. В ср. Века и в новое время в нек-рых уч.-воспитат. Заведениях воспи-тат. Функциями наделялись особые должностные лица — классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. — гувернёров, бонн и т. П. В совр. Системе обществ, воспитания утверждены спец. Должности, реализующие воспитат. Функции. В силу того, что в пед. Процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В.

Реально осуществляют все педагоги (В. Дет. Сада, шк. Учителя, мастера производств, обучения, преподаватели вузов). В. Для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.В. Осуществляет осознанную система-тич. Деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определённых свойств и качеств личности (т.е. Осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей В. Являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внеш. Социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).Обусловленная динамич. Особенностями процесса воспитания, роль В. Не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на разл. Этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В.

И воспитанника часто давала основания для понимания В. Как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался гл. Обр. Как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).В демокр. Трактовке пел. Процесса В. Выступает одним из субъектов воспитат. Взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совм. Деятельность детей, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физич. И духовного развития личности.В. Как представитель взрослого общества в дет. Среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ребёнку, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психич.

И физич. Нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В., прежде всего, — организатор самостоят, работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.В. В своей деятельности реализует 2 осн. Функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником гл. Этапов онтогенеза — детства, отрочества, юности — как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражд., проф. Функций, формирует готовность к нравств. Самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.Осн.

Слагаемые успеха В. — его высокий проф. И нравств. Авторитет, к-рый предполагает умение войти в контакт с детьми, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинства воспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.Среди проф. Качеств В. Особую значимость приобретает овладение след, видами деятельности. Проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания). Прогностической (предвидение результатов воспитат. Деятельности). Гностической (способность к познанию, самообразованию). Диагностической (анализ состояния воспитанности). Организаторской (обеспечение условий воспитания). Коммуникативной (общение с воспитанниками, др.

Участниками воспитат. Процесса). К проф. Качествам В. Также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами пед. Работы и постоянное повышение пед. Мастерства, развитие пед. Рефлексии.Необходимость нравств., гражд., проф. Самоопределения В. Вытекает из самой сути процесса воспитания, к-рый предполагает понимание обществ. Задач, гражд. Целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.Психол. Исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. У воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. К адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность.

Соз-нат. И бессознат. Реакции В. На ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике. Положительно — когда у В. Нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно — когда фиксируется двойная мораль.В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к к-рым В. Приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демокр. Личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совм. С В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.Овладение методами пед. Мастерства — важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В.

На воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного ч уединённого средства» (А. С. Макаренко), пригодного для любого В. И любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного — использования объективных, научно установленных закономерностей и иск-ва воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. С воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.Самоопределение В. И овладение мастерством, иск-вом воспитания во многом основаны на пед. Рефлексии. Она включает ряд компонентов. Осознание В. Подлинных мотивов своей пед. Деятельности (совершается ли она в интересах ребёнка, собств. Престижа, в угоду начальству, инструкции и т. Д.). Умение отличить собств.

Затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственными за промахи В.). Способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника. Способность к оценке собств. Действий для корректировки проф. Самооценки.В результате взаимопроникновения социальных, проф. И индивидуально-типических черт личности оформляется пед. Стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с обществ, укладом, нар. Традициями, полит, устройством гос-ва, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной пед.

Культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитат. Позиций. От высокомерно-менторской, отчуждённой от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост пед. Мастерства, самовоспитание В. Лит. См. При ст. Воспитание,О. С. Газман, В. А. Петровский..

Значения в других словарях
Воспитатель

в широком смысле — человек, осуществляющий Воспитание, в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении. В учебных заведениях дореволюционной России воспитательные функции наряду с учителями выполняли классные наставники (См. Классный наставник) (в мужских гимназиях) и классные дамы (См. Классная дама) (в женских гимназиях), офицеры-В. (в кадетских корпусах), классные надзиратели. В семьях привилегированных сословий воспитанием дет..

Воспитатель

ВоспитательПрофессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * ЮристУчитель (Педагог, Воспитатель) - Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. -•Дистервег (Diesterweg) Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые чело..

Воспитатель

• прирожденный воспитатель. ..

Воспитатель

Гувернер (гувернантка), ментор, наставник, наставитель, пестун, учитель. Дядька, бонна.. ..

Воспитатель

М.1) Тот, кто занимается воспитанием кого-л.2) Работник детского учреждения.. ..

Воспитатель

ВОСПИТА́ТЕЛЬ -я. М.. ..

Воспитатель

-я, м. 1. Человек, к-рый воспитывает или воспитал кого-н. 2. Специалист, занимающийся воспитательной работой. В. Детского сада.В. В интернате.II ж. Воспитательница,-ы II прил. Воспитательский, -ая, -ое.. ..

Воспитатель

Воспитателя, м. Лицо, воспитывающее кого-н. Моим воспитателем был дядя. || Занимающийся воспитанием, педагог. Воспитатель в детском доме.. ..

Воспитание В Духе Мира

Направление в пед. Теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. Подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира, взаимопонимания и доверия между народами, соблюдения прав народов и человека. Для обозначения этого направления используются также термины «педагогика мира», «миротворческое воспитание», «международное, глобальное воспитание». Его идеологи обосновывают свои усилия как направленные на развитие личности че..

Воспитание Социальное

Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. — одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. Подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн. Исследователи выделяют В. В широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. Отождествляя В. С социализацией), и В. В узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей ойстему качеств л..

Воспитательная Работа По Месту Жительства

Организация воспитат. Воздействий на детей и подростков в рамках их жилищно-бытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации отрицательных социальных факторов, влияющих на формирование личности.Микросреде по месту жительства свойственны разновозрастный состав, широкие социальные связи, неформальный характер, добровольность выбора целей и ценностей, форм и видов деятельности. Вместе с тем эта микросреда отличается противоречивостью и стихийностью, что не исключает вероятность ..

Воспитательная Система

Об единяет комплекс воспитат. Целей. Людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности. Отношений, возникающих между её участниками. Освоенную среду и управленч. Деятельность по обеспечению жизнеспособности B. C. Создаётся для реализации пед. Целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. Теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. Работы входит в В...

Дополнительный поиск Воспитатель Воспитатель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воспитатель" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воспитатель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа