Всероссийский Учительский Союз
(ВУС). Создан в апр. 1905 как проф.-политич. Орг-ция «Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию». Осн. Цель — борьба за по-литич. Свободы, передачу власти в руки народа, созыв Учредит, собрания, а также за коренную реорганизацию, демократизацию и децентрализацию нар. Образования. В 1906 в Союз входили 16 тыс. Членов. В годы Революции 1905—07 члены Союза участвовали в Окт. Политич. Стачке (1905) в Москве, Одессе, Симферополе, Ялте, Самаре и др. Городах. Пропагандировали среди населения идеи Союза. ^ганизовывали съезды (1-й в июне 1905. 2-й в дек. 1905. 3-й — в 1906, — 4-й — в июне 1907). Осуществляли юрид. Материальную помощь учительству (защита педагогов от произвола администрации, организация кассы взаимопомощи, взаимного страхования).
Содействовали повышению уровня проф. Подготовки педагогов (через б-ки, лекции, кружки). Создавали эксперим. Уч. Заведения, издавали лит-ру. Структура союза. Съезд (высш. Законодат. Орган), Центр, бюро (ЦБ), центр, касса взаимопомощи. В состав ЦБ входили. В. П. Вахтеров, В. В. Водовозов, В. А. Гердт, Я. И. Ду-щечкин, В. И. Чарнолуский, Н. В. Чехов и др. При нём действовали комиссии. Литературная (составление систематич. Каталогов книг для самообразования учителей). Педагогическая (разработка предложений по проблемам школы, уч. Программам). По оказанию взаимопомощи. В 1907 союз выступил как проф. Орг-ция и выдвинул осн. Требования. Введение всеобщего бесплатного и обязательного нач. Обучения. Обеспечение общедоступности обучения. Преподавание на родном языке во всех типах школ.
Признание преподавания религии частным делом и исключение этого предмета из курсов обществ, школ. Уничтожение всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с социальным положением, национальностью, вероисповеданием. Совместное обучение девочек и мальчиков. Передача дела нар. Образования органам местного самоуправления.В 1908 в условиях обществ.-политич. Реакции союз прекратил свою деятельность и возобновил её в апр. 1917 как ВУС, сохранив идейную преемственность с прежней оргцией, восстановив её структуру. В апр. 1917 в него входило св. 72 тыс., летом 1917 — 150 тыс. Членов. В уставах, утверждённых 5-м (апр. 1917) и 6-м (август 1917) съездами, как цели и задачи союза провозглашались. Созыв Учредит, собрания.
Демократизация управления просвещением, создание органов руководства нар. Образованием при местном самоуправлении (прообраз созданных в 1918 Советов по нар. Образованию). Реализация принципа автономии школы (под ним понималось самоуправление, к-рое осуществлялось коллективом учителей, родителей, учащихся и общественностью. Самоопределение школ в уч.-воспитат. Деятельности, в т. Ч. Творческая разработка учителями планов и программ. Избрание директоров школ и педагогов пед. Коллективом. Хоз. Самостоятельность и др.). Широкая и повсеместная поддержка учительского труда, борьба за интересы учительства.Совет союза включил отделы. Охраны труда. Культурно-просветительный, законодательства по нар. Образованию. Редакц.-издательский. Орг-ций союза и союзных групп.
Финансовый. Культурной и материальной взаимопомощи.В состав Совета входили. С. А. Золотарёв (пред, в апреле — июне 1917), Гердт (пред, с июня 1917), Вахтеров, Я. Я. Гуревич, H. H. Иорданский, А. П. Пинкевич, Чехов, И. Л. Цветков, Н. А. Челюсткин и др. ВУС играл активную роль в работе созданного по его инициативе Гос. К-та по нар. Образованию Временного пр-ва, подготовившего материалы по реформе школы. Были установлены контакты с учительскими проф. Орг-циями ряда заруб, стран.Руководство ВУСа не приняло Окт. Революции и не нашло взаимопонимания с Наркомпросом, оказывая сопротивление его начинаниям. Совет ВУСа вступил как проф. Орг-ция во Всерос. К-т спасения Родины и революции, ставивший целью свержение сов. Власти. В дек. 1917 — янв. 1918 ВУС организовал забастовку учителей, носившую в ряде городов всеобщий характер (напр., в Москве из 4 тыс.
Педагогов не приняло участие лишь 30 чел.), но не поддержанную сел. Учительством. В марте — июне 1917 Совет рекомендовал своим членам тактику бойкота решений сов. Власти и деятельности Наркомпроса. После 7-го съезда (июнь 1918), утвердившего предложения по реформе школы, наметилась тенденция к сотрудничеству членов ВУСа с Наркомпросом. Этому процессу способствовала публикация «Основных принципов единой трудовой школы» (1918), по сути отвечавших мн. Требованиям ВУСа в области нар. Образования.Однако руководство Наркомпроса в мае 1918 приступило к ликвидации ВУСа. Пост. ВЦИК (23 дек. 1918) он был распущен, как контррев. Орг-ция, закрыты его печатные органы — «Известия ВУСа», «Петроградский учитель», «Нар. Учитель», «Учитель» (с 1917) и др.
Наряду со справедливой критикой деятельности ВУСа, призывавшего учительство к саботажу и забастовкам, в пост, содержался и ряд неправомерных обвинений (напр., ВУС никогда не настаивал на обязательности преподавания закона Божия в школе, а также на нац. Принципе воспитания в противовес идее интернационализма).Лит. Чарнолуский В. И., Учительские орг-ции в России, М., 1908. Золотарев С. А., Очерк по истории учительского объединения в России, [П.], 1915. Попова Н. В., К истории Всерос. Учительского союза, М., 1917. Организац. Принципы проф. Объединения, М., 1918. VII делегатский съезд Всерос. Учительского союза, М., 1918. Единая школа, М., 1918. Золотарев С., Голубев А., Шацкий С., Трудовая школа, М., 1918. Дмитриев С., Первый Всероссийский, НО, 1989, № 4.
М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Всероссийский Учительский Союз
На нашем сайте Вы найдете значение "Всероссийский Учительский Союз" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Всероссийский Учительский Союз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 30 символа