Выготский Лев Семёнович

183

[5(17).11. 1896, Орша, — 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. Ф-т Моск. Ун-та (1917) и одновременно ист.-филол. Ф-т Нар. Ун-та А. Л. Шанявского. В 1918—24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. Науч. И уч. Учреждениях Москвы (Ин-т психологии МГУ, АКБ им. Н. К. Крупской, пед. Ф-т 2-го МГУ, Эксперим. Дефектологич. Ин-т и др.). Работал также в ЛГПИ и Укр. Психонев-рологич. Ин-те в Харькове.Науч. Деятельность начал с изучения психологии иск-ва — исследовал психол. Закономерности восприятия лит. Произведений («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916. «Психология искусства», 1925, опубл. В 1965). Изучил теорию рефлексологич. И психол. Исследования (статьи 1925—26), а также проблемы психологии воспитания («Пед. Психология. Краткий курс», 1926). Дал глубокий критич.

Анализ мировой психологии 1920—30-х гг., сыгравший важную роль в развитии сов. Психол. Науки («Ист. Смысл психол. Кризиса», 1927, опубл. 1982. См. Также предисл. В. К рус. Пер. Трудов В. Кёлера, К. Коффки, К. Бю-лера, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, А. Ге-зелла и др.).Создал культурно-ист, теорию развития поведения и психики человека, в к-рой, опираясь на марксистское понимание социально-ист, природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетич. Развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психич. Развития человека лежат в исторически развившейся культуре. «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» (Собр.

Соч., т. 3, М., 1983, с. 145—46). Гл. Положения этой теории. 1) основа психич. Развития человека — качеств, изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. 2) всеобщими моментами психич. Развития человека служат его обучение и воспитание. 3) исходная форма жизнедеятельности — её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане. 4) психол. Новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности. 5) существ, роль в процессе интериоризации принадлежит разл. Знаковым системам. 6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутр. Единстве..Применительно к психич. Развитию человека В. Сформулировал общий гене-тич.

Закон. «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая. Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (там ж е, с. 145).Т. О., согласно В., детерминанты психич. Развития находятся не внутри организма и личности ребёнка, а вне его — в ситуации социального взаимодействия ребёнка с др. Людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются осн.

Психол. Структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психич. Процессов. Когда такие структуры сформированы, можно говорить о наличии у человека соответствующих осознанных и произвольных психич. Функций, самого сознания.Содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его социальной (внешней) деятельности, всегда имеет знаковую форму. Осознать что-либо — значит приписать объекту значение, обозначить его знаком (напр., словом). Благодаря сознанию мир предстаёт перед человеком в знаковой форме, к-рую В. Называл своеобразным «психол. Орудием». «Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством» (там же, с. 146).

Кроме того, знак — это средство связи между людьми. «Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире — средство связи известных психических функций социального характера. Перенесённый на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе» (там же., т. 1, с. 116).Взгляды В. Имели важное значение для психологии и педагогики воспитания и обучения. В. Обосновал идеи активности уч.-воспитат. Процесса, в к-ром активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. В. При этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться толька к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Пед. Психология. Краткий курс, М., 1926, с. 57—58). Гл. Психол. Цель воспитания и обучения — целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. Планомерная организация их развития (см. Там же, с. 9, 55, 57). В. Разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении В.— «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными.

Обучение есть. Внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека» (Избр. Психол. Иссл., М., 1956, с. 450).Анализируя этапы психич. Развития, В. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических » возрастов с учётом характерных для каждого возраста психич. Новообразований. Изучал стадии развития дет. Мышления — от синкретического через комплексное, через мышление псевдопонятиями к формированию истинных понятий. В. Высоко оценивал роль игры в психич. Развитии детей и особенно в развитии у них творческого воображения. В полемике с Ж. Пиаже о природе и функции речи методологически, теоретически и экспериментально показал, что речь социальна и по происхождению, и по функции.В.

Внёс крупный вклад во мн. Отрасли психол. Науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счёт тренировки элементарных, непосредственно поражённых функций, а за счёт развития высш. Психич. Функций («Осн. Проблемы совр. Дефектологии», 1929). Разработал новое учение о локализации психич. Функций в коре головного мозга, положившее начало совр. Нейропсихологии («Психология и учение о локализации психич. Функций», 1934). Изучал проблемы связи аффекта и интеллекта («Учение об эмоциях», 1934, частично опубл. В 1968, полностью в 1984), проблемы ист. Развития поведения и сознания («Этюды по истории поведения», 1930, совм. С А. Р. Лу-рия).Нек-рые исследования В., психологические по сути, были выполнены с привлечением в духе времени педологич.

Терминологии (напр., «Педология подростка», 1929—31). Это обусловило в сер. 30-х гг. Резкую критику идей В., продиктованную гл. Обр. Вненаучными причинами, поскольку реальных оснований для такой критики не было. На долгие годы теория В. Была исключена из арсенала сов. Психол. Мысли. С сер. 50-х гг. Оценка науч. Творчества В. Освобождена от конъюнктурной предвзятости.В. Создал большую науч. Школу. Среди его учеников Л. И. Божович, П. Я Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др. Теория В. Вызывает широкий резонанс в мировой психол. Науке, в т. Ч. В трудах Дж. Брунера, Коффки, Пиаже, С. Тул-мина и др.С о ч. Избр. Психол. Иссл., М., 1956. Собр. Соч., т. 1—6, М. 1982—84 (библ.). Умственное развитие детей в процессе обучения, М., 1935. Игра и ее роль в психич.

Развитии ребенка, ВП, 1966, № 6. Психология искусства, M., 19863. Пед. Психология, M., 19912. Воображение и творчество в дет. Возрасте, М., 1991".Лит. Науч. Творчество Л — С. Выготского и совр. Психология, М., 1981. Пузырей А. А., Культурно-ист, теория Л. С. Выготского и совр. Психология, М., 1986. Давыдов В. В., Зинченко В. П., Вклад Л. С. Выготского в развитие психол. Науки, СП, 1986, № 11. Ярошевский М. Г., Л. С. Выготский. Поиск принципов построения общей психологии, ВП, 1986, №6. Леонтьев А. А., Л. С. Выготский. Книга для учащихся, М., 1990. W e r t s с h J. V., Vygotsky and the social Formation of mind, Camb. (Mass.) — L., 1985. Culture, communication and cognition. Vygotskian perspectives, ed. By J. V. Wertsch, Camb. — [a. O.], 1985. В. В. Давыдов..

Значения в других словарях
Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Ха..

Выготский Лев Семенович

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.. ..

Выготский Лев Семенович

Л. С. Выготский.. ..

Выготский Лев Семенович

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родил..

Выготский Лев Семёнович

(1896, Орша — 1934, Москва), психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1917). В годы учёбы был слушателем историко-филологического факультета в университете Шанявского. С 1924 в Москве, научный сотрудник Института экспериментальной психологии (Моховая улица, 20, корпус В. До 1926 жил там же). С 1925 преподавал во 2-м МГУ, Академии коммунистического воспитания (профессор с 1931). Научный руководитель (с 1929) Экспериментального дефектологического института (Погод..

Выготский Лев Семенович

(1896-1934) - российский психолог. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шаняв-ского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г.Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно ..

Вундт (Wundt) Вильгельм

(16.8.1832, Неккарау, близ Мангейма, — 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), нем. Психолог, физиолог, философ и языковед, один из основателей эксперим. Психологии. Проф. Физиологии в Гейдельберге (1864—74) и философии в Лейпциге (с 1875). В первых своих работах выдвинул план разработки физиол. Психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии считал непосредств. Опыт — до..

Выбор Моральный

Сознат. Предпочтение человеком определённой линии поведения или конкретного поступка. Проблема В. М. Возникает как перед отд. Человеком, так и перед группой и обществом в целом. В истории этич. Мысли высказывались 2 взгляда на предмет В. М. Человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высш. Цели (Аристотель, Дж. Локк). Собственно моральный смысл имеет лишь выбор высш. Цели, т.е. Самой морали (И. Кант, Ге- гель). В. М. Как выбор самой морали удовлет..

Выков Ролан Антонович

(р. 12.11.1929, Киев), артист и режиссёр, обществ, деятель. Нар. Арт. СССР (1990). Один из членов-учредителей Рос. Академии образования (1992). Впервые снялся в кино в 1939, первый спектакль поставил в т-ре дет. Творчества в 1945. В 1951 окончил уч-ще при Т-ре им. Вахтангова в Москве. В 1951—58 актёр и режиссёр в Моск. ТЮЗе. В 1957 организовал при МГУ Студенческий т-р, преобразовав традиционно самодеятельный коллектив в развивавшийся по пути профессионального. В т-ре начался творческий путь мног..

Выразительное Чтение

Искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыми насыщено худож. Произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «В. Ч.» получил распространение в сер. 19 в. И наравне с терминами «декламация» и «худож. Чтение» обозначал искусство худож. Слова и предмет обучения этому искусству детей. В 80-х гг. 19 в. Появились первые метод, статьи и пособия для учителей, излагающие основы теории и методики искусства худож. Чтения. До 60-х гг. 20 в. Методика обучения В. Ч...

Дополнительный поиск Выготский Лев Семёнович Выготский Лев Семёнович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выготский Лев Семёнович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выготский Лев Семёнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 23 символа