Выготский Лев Семёнович
[5(17).11. 1896, Орша, — 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. Ф-т Моск. Ун-та (1917) и одновременно ист.-филол. Ф-т Нар. Ун-та А. Л. Шанявского. В 1918—24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. Науч. И уч. Учреждениях Москвы (Ин-т психологии МГУ, АКБ им. Н. К. Крупской, пед. Ф-т 2-го МГУ, Эксперим. Дефектологич. Ин-т и др.). Работал также в ЛГПИ и Укр. Психонев-рологич. Ин-те в Харькове.Науч. Деятельность начал с изучения психологии иск-ва — исследовал психол. Закономерности восприятия лит. Произведений («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916. «Психология искусства», 1925, опубл. В 1965). Изучил теорию рефлексологич. И психол. Исследования (статьи 1925—26), а также проблемы психологии воспитания («Пед. Психология. Краткий курс», 1926). Дал глубокий критич.
Анализ мировой психологии 1920—30-х гг., сыгравший важную роль в развитии сов. Психол. Науки («Ист. Смысл психол. Кризиса», 1927, опубл. 1982. См. Также предисл. В. К рус. Пер. Трудов В. Кёлера, К. Коффки, К. Бю-лера, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, А. Ге-зелла и др.).Создал культурно-ист, теорию развития поведения и психики человека, в к-рой, опираясь на марксистское понимание социально-ист, природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетич. Развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психич. Развития человека лежат в исторически развившейся культуре. «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» (Собр.
Соч., т. 3, М., 1983, с. 145—46). Гл. Положения этой теории. 1) основа психич. Развития человека — качеств, изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. 2) всеобщими моментами психич. Развития человека служат его обучение и воспитание. 3) исходная форма жизнедеятельности — её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане. 4) психол. Новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности. 5) существ, роль в процессе интериоризации принадлежит разл. Знаковым системам. 6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутр. Единстве..Применительно к психич. Развитию человека В. Сформулировал общий гене-тич.
Закон. «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая. Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (там ж е, с. 145).Т. О., согласно В., детерминанты психич. Развития находятся не внутри организма и личности ребёнка, а вне его — в ситуации социального взаимодействия ребёнка с др. Людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются осн.
Психол. Структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психич. Процессов. Когда такие структуры сформированы, можно говорить о наличии у человека соответствующих осознанных и произвольных психич. Функций, самого сознания.Содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его социальной (внешней) деятельности, всегда имеет знаковую форму. Осознать что-либо — значит приписать объекту значение, обозначить его знаком (напр., словом). Благодаря сознанию мир предстаёт перед человеком в знаковой форме, к-рую В. Называл своеобразным «психол. Орудием». «Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством» (там же, с. 146).
Кроме того, знак — это средство связи между людьми. «Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире — средство связи известных психических функций социального характера. Перенесённый на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе» (там же., т. 1, с. 116).Взгляды В. Имели важное значение для психологии и педагогики воспитания и обучения. В. Обосновал идеи активности уч.-воспитат. Процесса, в к-ром активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. В. При этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться толька к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.
Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Пед. Психология. Краткий курс, М., 1926, с. 57—58). Гл. Психол. Цель воспитания и обучения — целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. Планомерная организация их развития (см. Там же, с. 9, 55, 57). В. Разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении В.— «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными.
Обучение есть. Внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека» (Избр. Психол. Иссл., М., 1956, с. 450).Анализируя этапы психич. Развития, В. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических » возрастов с учётом характерных для каждого возраста психич. Новообразований. Изучал стадии развития дет. Мышления — от синкретического через комплексное, через мышление псевдопонятиями к формированию истинных понятий. В. Высоко оценивал роль игры в психич. Развитии детей и особенно в развитии у них творческого воображения. В полемике с Ж. Пиаже о природе и функции речи методологически, теоретически и экспериментально показал, что речь социальна и по происхождению, и по функции.В.
Внёс крупный вклад во мн. Отрасли психол. Науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счёт тренировки элементарных, непосредственно поражённых функций, а за счёт развития высш. Психич. Функций («Осн. Проблемы совр. Дефектологии», 1929). Разработал новое учение о локализации психич. Функций в коре головного мозга, положившее начало совр. Нейропсихологии («Психология и учение о локализации психич. Функций», 1934). Изучал проблемы связи аффекта и интеллекта («Учение об эмоциях», 1934, частично опубл. В 1968, полностью в 1984), проблемы ист. Развития поведения и сознания («Этюды по истории поведения», 1930, совм. С А. Р. Лу-рия).Нек-рые исследования В., психологические по сути, были выполнены с привлечением в духе времени педологич.
Терминологии (напр., «Педология подростка», 1929—31). Это обусловило в сер. 30-х гг. Резкую критику идей В., продиктованную гл. Обр. Вненаучными причинами, поскольку реальных оснований для такой критики не было. На долгие годы теория В. Была исключена из арсенала сов. Психол. Мысли. С сер. 50-х гг. Оценка науч. Творчества В. Освобождена от конъюнктурной предвзятости.В. Создал большую науч. Школу. Среди его учеников Л. И. Божович, П. Я Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др. Теория В. Вызывает широкий резонанс в мировой психол. Науке, в т. Ч. В трудах Дж. Брунера, Коффки, Пиаже, С. Тул-мина и др.С о ч. Избр. Психол. Иссл., М., 1956. Собр. Соч., т. 1—6, М. 1982—84 (библ.). Умственное развитие детей в процессе обучения, М., 1935. Игра и ее роль в психич.
Развитии ребенка, ВП, 1966, № 6. Психология искусства, M., 19863. Пед. Психология, M., 19912. Воображение и творчество в дет. Возрасте, М., 1991".Лит. Науч. Творчество Л — С. Выготского и совр. Психология, М., 1981. Пузырей А. А., Культурно-ист, теория Л. С. Выготского и совр. Психология, М., 1986. Давыдов В. В., Зинченко В. П., Вклад Л. С. Выготского в развитие психол. Науки, СП, 1986, № 11. Ярошевский М. Г., Л. С. Выготский. Поиск принципов построения общей психологии, ВП, 1986, №6. Леонтьев А. А., Л. С. Выготский. Книга для учащихся, М., 1990. W e r t s с h J. V., Vygotsky and the social Formation of mind, Camb. (Mass.) — L., 1985. Culture, communication and cognition. Vygotskian perspectives, ed. By J. V. Wertsch, Camb. — [a. O.], 1985. В. В. Давыдов..
Дополнительный поиск Выготский Лев Семёнович
На нашем сайте Вы найдете значение "Выготский Лев Семёнович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выготский Лев Семёнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 23 символа