Высшая Нервная Деятельность

116

(ВНД), интегративная деятельность высш. Отделов центр, нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. Оптимальное приспособление организма как целого к внеш. Миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в т. Ч. У человека) — кора больших полушарий и подкорковые структуры мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, т.е. Жёсткой связи осн. Проявлений ВНД с определёнными отделами мозга не существует. Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики.Термин «ВНД» введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Непо-средств. Предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И. М. Сеченов, к-рый в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистич.

Идеи о рефлекторной природе психич. Деятельности.Деятельность всех отделов ЦНС является рефлекторной. Рефлекс — ответное действие организма на раздражение — представляет собой осн. Форму взаимодействия организма со средой. В рефлекторном механизме различаются 3 компонента. Афферентный (чувствующий), центральный и эфферентный (двигательный). Возбуждение от раздражителя по афферентному нерву передаётся в центр, отдел (мозг), где переключается на двигат. Нерв и по нему идёт к рабочему органу. Таково традиц. Представление о «рефлекторной дуге». Физиолог П. К. Анохин установил, что каждое движение организма отражается в мозгу в виде афферентного импульса, сообщающего об эффекте этого движения, о том, достигнут ли требуемый результат.

В мозгу как бы представлена модель желаемого результата, с к-рой сличается фактически достигнутое. Если же полученный результат не соответствует заданной программе, то коррекция двигат. Акта и тренировка эффекторной системы продолжаются вплоть до выработки автоматизма. Формирующийся в ходе приспособления к среде аппарат «опережающего отражения» — «акцептор действия» — контролирует результаты действия и сличает их с поставленной целью.Исследования Н. А. Берн-штейна и Анохина дополнили схему рефлекторного акта, введя в неё четвёртое звено — «обратную связь». Благо даря наличию «обратной связи» обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Без этого обучение к.-л. Действиям было бы невозможно.Рефлексы по происхождению бывают двух видов.

Врождённые и приобретённые или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией гл. Обр. Подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) — высш. Отдела мозга, коры больших полушарий.БР совершается автоматически и не требует предварит, тренировки. Он приобретён данным видом живого организма в процессе всего предшествующего ист. Развития (филогенеза) и передаётся по наследству. УР требует определённых условий для возникновения. По данным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя(для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания).

В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механич. Связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Т. О., безразличный ранее раздражитель становится сигналом к.-л. Жизненно важного явления.Одни только БР не могут обеспечить мн. Животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь огранич. Ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внеш. Среды. Поскольку внеш. Среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разл.

Рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетич. Деятельность — анализирует внеш. Мир, выделяет разл. Раздражители, Синтетич. Деятельность коры состоит в образовании временных связей.Павлов различал 2 принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внеш. Мира, он назвал первой сигнальной системой, к-рая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в осн. К совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять осн. Фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определённое место в ВНД человека в последующие возрастные периоды.

Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода — слова, к-рые также сигнализируют человеку об определённых предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой. Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графич. Изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединённых по определённому признаку.У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

Поэтому так важно при обучении сочетать словесный рассказ с наглядными представлениями. Рассказывая детям о нек-ром предмете и одновременно показывая его изображение, учитель обеспечивает совместную работу первой и второй сигнальных систем.Павловым выделены след. Осн. Законы ВНД. 1) УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребёнка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в сер. 1-го мес жизни). 2) величина УР зависит от силы раздражения. 3) условные раздражители суммируются. 4) торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиле- ния условною раздражителя либо действия непривычного раздражителя. 5) взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.Лит.

Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высш. Нервной деятельности (поведения) животных, М., 1973. На пути к изучению высш. Форм ней-родинамики ребенка, под ред. А. Г. Иванова-Смоленского, Э. Ю. Шурпе, М., 1934. Эль-конин Д. Б., Развитие нервной системы и высш. Нервной деятельности в дет. Возрасте, в его кн. Дет. Психология, М., 1960, гл. 3. Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968. С и м о-н о в П. В., Высш. Нервная деятельность человека, М., 1975. В о p о и и и Л. Г., Эволюция высш. Нервной деятельности. М., 1977. Асратян Э. А., Рефлекторная теория высш. Нервной деятельности, М., 1983..

Значения в других словарях
Высшая нервная деятельность

деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «. Обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру...» (Павлов И. П., Полн. Собр. Трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от деятельности центральной нервной системы по регуляции соотношения частей организма между собой. Термин «В. Н. Д.» введён в науку И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Таким образом, по Павлову, все формы психической активности, ..

Высшая Нервная Деятельность

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.). Для высшей нервной деятельности человека характерно наличие не только 1-й сигнальной системы, свойственной и животным, но и 2-й сигнальной системы, связанно..

Высшая Нервная Деятельность

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе развития условных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система>, связанная с речью. Учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым...

Высшая Нервная Деятельность

Деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.). Для высшей нервной деятельности человека характерно наличие не только 1-й сигнальной системы, свойственной и животным, но и 2-й сигнальной системы, связанной с речью и свойственной тольк..

Высшая Нервная Деятельность

Интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.. ..

Высшая Нервная Деятельность

Совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма К изменяющимся условиям внешней среды. Осуществляется высшими отделами головного мозга. Термин “В. Н. Д.” ввёл [ввел] сов. Физиолог И. И. Павлов. Согласно учению Павлова, в основе В. Н. Д. Лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ц. Н. С. (преим. Корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями...

Высшая нервная деятельность

IВы́сшая не́рвная де́ятельностьинтегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное приспособление высших животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Научные представления о В. Н. Д. Были разработаны школой академика И.П. Павлова на основе учения об условном рефлексе (Условные рефлексы). В основе В. Н. Д. Лежат физиологические механизмы безусловных рефлексов (Безусловные рефлексы) и формирующихся на их основе в процессе онтогенеза условных рефлексов. Безусл..

Высшая Нервная Деятельность

Интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.. ..

Высшая Нервная Деятельность

(англ. Higher nervous activity) - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека. Основы учения о В. Н. Д. Разработал И. П. Павлов.Основные понятия В. Н. Д. - временная связь и УР. Деятельность всех отделов ц. Н. С. - рефлекторная (см. Рефлекс, Безусловный рефлекс). По своей функции В. Н. Д. - сигнальная. Благодаря процессам В. Н. Д. Организм реагирует на усло..

Высшая Нервная Деятельность

Деятель ность высш. Отделов центр. Нерв. Системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиб. Совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе В. Н. Д. Лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.). Для В. Н. Д. Человека характерно наличие не только 1-й сигнальной системы, свойственной и ж-ным, но и 2-й сигнальной системы, связанной с речью, к-рой владеет только человек. Учение о В.н.д. Созд. И. П. Павловым. ..

Высшая Нервная Деятельность

Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиб, совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. Структурная основа В. Н. Д. У млекопитающих - кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами переднего и образованиями промежуточного мозга. Однако жёсткой связи осн. Проявлений В. Н. Д. С локальными мозговыми структурами, к-рые, как правило, являются полифункциональными, не существует. Термин «в. Н. Д.» введён в науку И. П. Павловым, считавшим его..

Высшая нервная деятельность

, деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиб. Совершенное приспособление организма к окружающей среде. Структурная основа В. Н. Д. У млекопитающих — кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами переднего и образованиями промежуточного мозга. В. Н. Д. Обусловливает поведение ж-ного. Совокупность безусловных и постоянно возникающих сложных и многообразных условных рефлексов составляет физиол. Основу В. Н. Д. И. П. Павловым изучены осн. Закономерности В. Н. Д.— аналитико-синтетич. ..

Выразительное Чтение

Искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыми насыщено худож. Произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «В. Ч.» получил распространение в сер. 19 в. И наравне с терминами «декламация» и «худож. Чтение» обозначал искусство худож. Слова и предмет обучения этому искусству детей. В 80-х гг. 19 в. Появились первые метод, статьи и пособия для учителей, излагающие основы теории и методики искусства худож. Чтения. До 60-х гг. 20 в. Методика обучения В. Ч...

Выразительные Движения

Движения тела, служащие проявлением пси-хич. Состояний человека (гл. Обр. Эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к др. Людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (В. Д. Лица), пантомимику (В. Д. Всего тела), жесты (В. Д. Рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутр. Органов, кровеносных сосудов, желез внутр. Секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыхании и т. П.Наиб, известная теория происхож..

Высшее Образование

Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших уч. Заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т. П.). В. О. — результат усвоения такой совокупности систематизиров. Знаний и навыков деятельнос. И, к-рая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследоват. И практич. Задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки, техники. Пра-гматич. Понимание В. О. Только как приобретения высшей по специальности квали..

Высшие Женские Курсы

См. Женское образование.. ..

Дополнительный поиск Высшая Нервная Деятельность Высшая Нервная Деятельность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Высшая Нервная Деятельность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Высшая Нервная Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 27 символа