Гайденс

241

(англ, guidance, от guide — вести, руководить, направлять), психолого-пед. Консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «Г.» — помощь в любой затруднит, ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учёбы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на амер. Школьников для привития им определённых личностных качеств, «Г.» активно участвует в их социализации, фиксирует академич. Успехи, контролирует идеологич. И нравств. Развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.Возникнув в кон.

19 в., «Г.» приняла на себя функции руководства развитием личности учащихся и т. О. Стала важнейшим воспитат. Институтом амер. Системы образования. Широкое распространение «Г.» получила в кон. 10-х гг. 20 в. И с тех пор является важным компонентом образования, обеспечивающим взаимодействие учителей, учащихся, родителей и общественности.В содержании деятельности службы «Г.» выделяются 3 осн. Направления. Экономическое (проф. Ориентация), учебное (подбор уч. Программ), социальное (изучение личности учащихся и руководство её развитием).На протяжении ряда лет концепции «Г.» менялись. В 1950-е гг. Было расширено представление о выборе профессии. Он стал рассматриваться как процесс развития личности в течение всей жизни. Появился термин «профессиональное разви-А.

Гайдар, тие». В 60-е гг. Понятие «профессия» заменяется более широким термином «карьера». С 70-х гг. Утверждается толкование последнего как набора возможных образцов индивидуального выбора, к-рый затрагивает стиль жизни в целом. Он включает образование, способ обучения, специальность, поведение в обществе, социальную ответственность, личную жизнь, формы проведения досуга. В совр. Концепциях «Г.» прослеживается установка на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные роли работника, гражданина, семьянина, потребителя. На первый план выдвигается формирование умений решать проблемы, руководить группой и творчески подходить к любой деятельности.Совр. Концепции «Г.» объединяют принципы индивидуализма и адаптации личности, характерные для прагматистской педагогики.

Методы исследования личности, свойственные психоанализу, и т. Д.В методике консультирования различаются «директивный», или «жёсткий», подход (Д. Крумбольтц, К. Торсен, Р. Хосфорд, Е. Г. Вильямсон), характеризующийся активным влиянием на личность, и «недирективный» подход (А. Маслоу, К. Роджерс), предлагающий помощь человеку в познании самого себя, своих потенциальных возможностей. «Промежуточный» подход (А. Эллис, Ф. Торн, Д. Вольпе) допускает применение любых методов, если они способствуют эффективной адаптации человека к существующим условиям.Служба «Г.» в ср. Школе состоит из пяти компонентов. 1) Служба измерения (оценочная) ведёт сбор информации о каждом школьнике и оценку её с точки зрения прогнозирования развития личности.

Измерит, техника включает разнообразные тесты, опросники, оценочные шкалы, анкеты, интервью. 2) Служба информации обеспечивает учащихся и родителей сведениями по всем аспектам «Г.» (уч., проф., личностно-социальным). 3) Служба «каунслинга» (англ, counse-ling — консультирование) проводит групповые и индивидуальные консультации, беседы по широкому кругу вопросов воспитания.«Каунслинг» ориентирован на развитие навыков самопознания, самовоспитания. 4) Служба устройства занимается направлением школьников на работу или учёбу в др. Уч. Заведения. 5) Служба контроля за результатами программы изучает эффективность деятельности Г., оценивая достижения выпускников школы в дальнейшей жизни.В системе работы службы выделяются спец.

Программы по работе с «исключительными» детьми, к к-рым относят как детей с умственными и физич. Недостатками, так и высокоодарённых детей, и программы для представителей разл. Этнич. Групп.В масштабах страны руководство службой «Г.» осуществляет спец. Отдел, его подразделения — на уровне штатов n округов. В ср. Школе один из администраторов отвечает за деятельность службы. Он координирует всю воспитат. Работу, распределяя её между консультантами, социальными сотрудниками, психологами, учителями «домашней комнаты» и др.Ключевая фигура службы — каунслер (специалист-консультант). Проф. Подготовка этих специалистов ведётся в вузах (1—2 года) на базе высш. Пед. Образования. Каунслер совмещает выполнение ряда функций. Координатора воспитат.

Работы школы, участвующего в планировании и совершенствовании уч.-воспитат. Процесса. Консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении способностей и возможностей, вторым — в понимании детей). Исследователя, изучающего личность ребёнка. Методиста, помогающего работникам школы овладеть принципами и методикой «Г.».Практика свидетельствует, что деятельность «Г.» не всегда достаточно эффективна. Социально-экон. Проблемы, обусловливающие мн. Трудности учащихся, не могут быть разрешены на психол. Уровне консультативной службы.Лит. Веселова В. В., Психологопед, служба «гайденс» в ср. Школе США. СП, 1982, № 6. Jones A. J., Steffi г. С В., S t e w a r t N. R., Principles of guidance, N. Y., 1970е. Shertzer B., S t o-n e S.

C., Fundamentals of guidance, Boston. 19763. Individually guided elementary edu-cation. Concepts and practices, N. Y., 1977. Gysbers N. C. [and associates], Desig-ning careers. Counseling to enhance education. Work and leisure, S. F. — L., 1986.B. B. Веселова..

Значения в других словарях
Гаисинович Самуил Евсеевич

[3(16). 3.1903, Бобруйск, — 14.5.1939], педагог, теоретик политехнич. Образования в СССР. Д-р пед. Наук. Окончил ф-т обществ, наук МГУ (1925). С 1921 участвовал в организации школ ФЗУ в Москве и Моск. Обл. В 1926—32 преподавал в Моск. Индустр.-пед. Ин-те им. К. Либк-нехта. В 1928—31 в АКБ им. Н. К. Крупской, в 1932—37 зав. Кафедрой политехн. Образования во ВКИПе. Одновременно (1931—37) зам. Директора НИИ политехн. Образования. Первые работы Г. Посвящены организации школ ФЗУ и преподаванию в них...

Гайдар Аркадий Петрович

[9(22).1.1904, г. Льгов, ныне Курской обл., — 26.10. 1941], писатель, автор популярных произведений для детей и юношества. Из семьи учителя, дет. Годы провёл в Арзамасе, учился в реальном уч-ще. В 1918 добился зачисления в Красную Армию, в 16 лет командовал полком. Воевал на Украине, на Кавказском, Западном фронтах, в Вост. Сибири. В 1924 из-за ранения и контузий оставил военную службу.Первая повесть («В дни поражений и побед») и первое произведение для детей — рассказ «РВС» — опубликованы в 192..

Гайозректор, Бараташвили Гаиоз

(1746, с. Магаро, ныне Сиг-нахского р-на Грузии, — 20.2.1821, Астрахань), груз, учёный, педагог, дипломат, писатель. В 1765 окончил Тбилисскую семинарию, в 1778 — моек. Славяно-греко-латинскую академию. Входил в состав груз, дипломатич. Миссий в Россию. Ректор Тбилисской (1778—80) и Телавской (с 1782. Открыта по его инициативе) семинарий. В 1784—93 член «Духовной комиссии Осетии», учреждённой для распространения христианства и просвещения (с 1793 архиепископ). Автор многочисл. Соч., среди к-рых ..

Галанин Дмитрий Дмитриевич

[19(31). 3.1886, Петербург, — 3.6.1978, Москва], педагог-физик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1944), дер физ.-мат. Наук (1935), проф. (1949). Окончив физ.-мат. Ф-т Моск. Ун-та (1910), преподавал физику в жен. Гимназии. С 1919 участвовал в работе Отдела по реформе школ Нарком-проса РСФСР. Работал в разл. Науч.-пед. Учреждениях и вузах Москвы, в т. Ч. В Коммунистич. Ун-те им. Я. М. Свердлова (1921—30), НИИ методов обучения АПН (1944—54) и др. Автор работ по методике преподавания физики, мн. Оригиналь..

Дополнительный поиск Гайденс Гайденс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гайденс" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гайденс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа