Ганелин Шолом Израилевич
[19.11 (1.12). 1894, Полоцк, — 20.12.1974, Ленинград], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1947), дер пед. Наук, проф. (1943). Учил-Ш. И. Ганелин, ся на юрид. Ф-те Петрогр. Ун-та (1915- 1917), окончил гуманитарный и внешкольный ф-ты Петрогр. Пед. Академии (1922). Преподавательскую деятельность начал на вечерних рабочих курсах в Петрограде (1916—17), затем работал в ср. Школе в Полоцке. С 1919 в Военно-инструкторском полит, ин-те (1919—20, Петроград), пед. Техникуме (1923—30, там же), ЛГПИ им. А. И. Герцена (1924- 1972), ЛГУ (1931—47), Ин-те науч. Педагогики (1925—39)^ Ленингр. Филиале (Ленингр. НИИ педагогики) АПН РСФСР (1945—60).Разрабатывал методологич. Проблемы педагогики, гл. Внимание уделял взаимосвязи и взаимообусловленности теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, педагогики и психологии, пед.
Теории и практики воспитания и обучения. Для Г. Характерны синтетич. Подход к вопросам обучения и воспитания, ретроспективный и перспективный анализ компонентов пед. Процесса.В 20-е гг. Занимался проблемами теории сов. Трудовой школы, к-рую рассматривал как строящуюся на основе соединения общего и политехнич. Образования, широкого использования психологии в уч.-воспитат. Процессе. В кн. «Осн. Вопросы сов. Дидактики» (1929, в соавторстве), осмысляя опыт педагогики первых лет сов. Власти, раскрыл специфику применения средств активизации познават. Деятельности учащихся, предложенных Дальтон-планом, методом проектов, в разл. Формах комплексирования структуры и содержания уч. Курсов. Разработал оригинальную классификацию методов обучения.В 50—60-е гг.
Создал целостную дидак-тич. Концепцию, в к-рой охватил осн. Проблемы обучения. На основе результатов осуществлявшегося под его руководством многолетнего комплексного исследования подготовил обобщающий труд «Дидактич. Принцип сознательности» (1961). В них впервые в сов. Пед. Лит-ре специально рассмотрел проблемы сознательности в обучении, соотношение сознательности и воспитания мышления с формированием активности и самостоятельности учащихся, их мировоззрения. Взаимосвязь принципа сознательности обучения с др. Дидактич. Принципами.С переходом в 30-е гг. Сов. Школы на предметную классно-урочную систему обучения значительно углубил и в известной степени пересмотрел свои подходы к теории педагогики. Исследовал вопросы взаимоотношения педагогики с биологией, психологией.
Разл. Аспекты воспитания как обществ, явления. Проблемы методов педагогики как науки. Полагал, что история педагогики призвана решать проблемы, выдвигаемые совр. Пед. Теорией и практикой. Значит, место в деятельности Г. Занимали проблемы истории отеч. Педагогики и школы. Развитие методики обучения в рус. Нач. Школе 18—19 вв., влияние зап.-европ. Методич. Мысли на развитие методов обучения в России и пр. В противовес бытовавшему в 30-е гг. Негативному освещению развития сов. Педагогики 20-х гг., показал её прогрессивное значение (учебник для пед. Уч-щ, «История педагогики», 1940, в соавторстве). В фундаментальном исследовании «Очерки по истории ср. Школы в России второй пол. XIX в.» (1950, 19542) впервые поставил ряд новых вопросов, касающихся содержания обучения в гимназиях, рев.
Движения среди учителей и учащихся. Включил в круг исследования деятельность мн. Методистов, рядовых учителей. Дал картину борьбы метод, течений.Итогом историко-пед. Деятельности Г. Стал вышедший под его редакцией коллективный труд «История педагогики и современность» (1970), в к-ром ему принадлежит раздел «Пед. Системы прошлого». Выступая против изолир. Изучения отдельных пед. Систем, разрабатывал системно-структурный подход к историко-пед. Материалу, стремился к генетич. Анализу развития пед. Теории.Соч. Предмет и метод педагогики, Л., 1956. Процесс обучения и его принципы, Л., 1957.Лит. P а в к и и 3. И., Проблемы современности в историко-пед. Освещении, СП, 1971, №4. Щукина Г. И., 3 с и ч с н-к о Н. С., Ш. И. Ганелин, СП, 1985, № 1.
Ш. И. Ганелин. Библиографии, указатель, М. 1987. М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Ганелин Шолом Израилевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ганелин Шолом Израилевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ганелин Шолом Израилевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 24 символа