Герд Александр Яковлевич

209

[5(17).4.1841, Петербург, — 13(25). 12.1888, там же], педагог, основоположник методики преподавания естествознания как науч. Дисциплины в России. Сын Я. И. Герда (1799/ 1800—1875), англ, педагога, переселившегося в Россию. В 1863 окончил естеств. Отделение физ.-мат. Ф-та Петерб. Ун-та. Студентом участвовал в организации воскресных школ, был одним из учредителей и преподавателей Василеостровской бесплатной школы (1860—65). С 1865 воспитатель и преподаватель естеств. Истории в петерб. 1-й воен. Гимназии. В 1870 был командирован за границу, где знакомился с работой исправительных уч. Заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871—74 вместе с Ф. Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга).

Основой воспитания колонистов был труд, гл. Приёмами — доверие, взаимное уважение, нравств. Воздействие, отсутствие физич. Наказаний. Колонисты делились на группы — «семьи» (до 15 чел., примерно одного возраста), каждая из к-рых жила в отд. Доме, имела своего воспитателя. Кроме элементарного образования дети при непосредств. Участии учителей занимались земледельч. Трудом и практическим изучением различных производств в сфере сельского хозяйства.В 70—80-х гг. Участвовал в организации жен. Образования в России. С 1877 преподавал естествознание, зоологию, космографию и педагогику в гимназии Оболенской (с 1879 пред. Пед. Совета этой гимназии). В 1882—88 пред, к-та Об-ва для доставления средств Высшим женским (Бес-тужевским) курсам.

Выступал с лекциями на жен. Пед. Курсах, во Фребелевском об-ве. Участвовал в работе Пед. Музея воен.-уч. Заведений. В 1880—83 был фактически руководителем гор. Школ, работая в качестве эксперта по уч. Части при Петербургской городской училищной комиссии.Выработал систему преподавания естествознания в школе, связывая уч. Задачи естествознания с его воспитат. Значением, методы преподавания — с содержанием уч, предметов. В 1866—67 выступил с серией статей в журн. «Учитель», критиковавших догматич. Метод преподавания и т. Н. Индуктивный метод (сравнительное изучение внеш. Признаков организма) нем. Методиста А. Любена. Г. Первым из рус. Методистов-естественников пытался ввести идею ист. Развития природы в программы и учебники России и обосновал эволюц.-биол.

Направление в преподавании естествознания. Он создал для школы учебники по минералогии («Первые уроки минералогии», 18886. «Учебник минералогии», 18969. «Руководство минералогии для реальных уч-щ», 18957), зоологии, географии («Учебник географии», ч. 1—4, 1887—89. «Краткий курс всеобщей географии», 1889) и по нач. Курсу естествознания, включал в них мировоззренч. Материал. Разработал ряд лабораторных работ по курсам живой и неживой природы. Составил для школы «Определитель растений» (ч. 1—2, 1868- 1869), «Определитель минералов» (1870, 18853) и др. Разработал темы экскурсий в природу. Поставил вопрос о необходимости разностороннего общения уч-ся с живой природой, об организации «живых уголков» в школе и дома.Метод, требования Г.

Изложены в предисловиях к «Краткому курсу естествоведения» (1878) и «Учебнику зоологии» (ч. 1—2, 1877—83, 1903"), в к-рых осуществил монографич. Принцип распределения материала, выдвинутый в 1862 А. П. Бекетовым. Разработал методику преподавания курса неживой природы для мл. Классов школы. Его «Мир божий» («Земля, воздух и вода», 1883, 191814) и метод, пособие к нему «Предметные уроки в нач. Школе» (1883, 19145) были осн. Пособиями по курсу неживой природы.Соч. Избр. Пед. Труды, M., 19S3 [в Приложении — очерк жизни и список трудов Герда, сост. О. А. Казаковой].МитЕрмолин Н. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889. Г с p д И. Я., А. Я. Герд, в кн. Рус. Биографич. Словарь. М., 1915. Райков Б. Е., А. Я. Герд и шк. Образование, в кн. Пути и методы натуралистич.

Просвещения, М., 1960. Днепров Э. Д., Сов. Лит-ра по истории школы и педагогики дорев. России. 1918 — 1977. Библиографич. Указатель, М., 1979..

Значения в других словарях
Герд Александр Яковлевич

Герд Александр Яковлевич [5.4.1841≈13(25).12.1888], русский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ. В 1863 окончил экстерном Петербургский университет. В 1865≈71 преподавал в 1-й военной гимназии в Петербурге, был директором исправительной колонии для малолетних преступников (около Петербурга), а позже (с 1877) руководил женской гимназией. Главной целью преподавания естествознания в средней школе Г. Считал во..

Герд Александр Яковлевич

ГЕРД Александр Яковлевич (1841-88) - российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.. ..

Герд Александр Яковлевич

(1841— 1888) — педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белльланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I. Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету, занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф. Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Г. С 1865 по 1871 г. Состоял воспитат..

Герд Александр Яковлевич

Герд (Александр Яковлевич, 1841 - 1888) - педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белль-ланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I . Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету. Занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф.Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Герд с 18..

Герд Александр Яковлевич

Герд (Александр Яковлевич, 1841 - 1888) - педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белль-ланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I . Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету. Занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф.Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Герд с 18..

Герасимов Сергей Апол Динариев

[21.5(3.6).1906, Екатеринбург, — 28. Г. 1985, Москва], кинорежиссёр и сценарист нар. Арт. СССР (1948), д. Ч. АПН ССС. (1978), дер искусствоведения (1967), проф (1946), Герой Соц. Труда (1974). В 19» окончил Ленингр. Ин-т сценич. Иск-Ri С 1924 артист кино, с 1930 также режнс сер и сценарист. Снимался в фильмат «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926), «СУ-ломок империи» (1929) и др. Среди режнс сёрских работ пользовавшиеся популяр ностью в 30—40-х гг. Фильмы о совре менности (в нек-рых снимался сам «Семе..

Гербарт, Хербарт (Нerbart)

И, — ганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург. 14.8.1841, Гёттинген), нем. Философ, пег холог и педагог. Учился в Йеной — «ун-те (1794—97), где слушал лекц«И. Г. Фихте. В 1797—1800 работал л-. Машним учителем в Швейцарии. Зде-si познакомился с методикой нач. Обученк« расимов, На уро-., 1965. Ио—иенбург, — эсоф, пси-Йенском т лекции, ботал до-ии. Здесь обучения"И. Г. Песталоцци. Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802—03 сам стал читать лекции по философии. В 1808—33 проф. Кёнигсбергского, затем Гёт..

Гердер, Хердер (Нerder), Иоганн Готфрид

(25.8.1744, Морунген, ныне Моронг, Польша, — 18.12.1803, Веймар) нем. Философ-просветитель, литератор, ведущий теоретик движения «Буря и натиск», педагог. Учился в Кёнигсбергском ун-те (1762—64), где слушал лекции И. Канта. Сын учителя, Г. Проявил пед. Способности уже в годы преподавания в коллегии в Кенигсберге (с 1762) и в Риге, где был учителем в Домской (кафедральной) школе (1764—69). В 1776 при поддержке И. В. Гёте занял в Веймаре должность суперинтендента (главы протестантской церкви), в о..

Германия

(Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос-во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. Км2. Нас. 78,7 млн. Чел. (кон. 1990). Столица — Берлин.Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и предназначались для послушников. С 9 в. Помимо этих «внутренних» школ действовали «внешние», где наряду с будущими церковнослужителями могли учиться представители ср. Сословий. Школы имелись и при жен. Монастырях. Значит, влияние на формирование нем. Культуры оказал..

Дополнительный поиск Герд Александр Яковлевич Герд Александр Яковлевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Герд Александр Яковлевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Герд Александр Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 24 символа