Гимназии

119

Средние общеобразоват. Уч. Заведения (обычно гуманитарно-фи-лол. Направления). Термин «Г.» заимствован из Др. Греции (гимнасий, см. Античность). Становление европ. Г. Нового времени связано с возникновением в 15—16 вв. Латинских школ, готовивших к поступлению в ун-т и занимавших более высокое положение в сравнении со школами родного языка, дававшими элементарное образование. В 16—18 вв. На основе лат. Школ создавались Г., в к-рых на первый план вышло изучение древних языков (греч. И лат.) и антич. Лит-ры (см. Классическое образование). С распространением идей Реформации в Зап. Европе приоритет находившегося под влиянием католич. Церкви классич. Образования был подорван, однако Лютер выступал за сохранение и развитие латинских (учёных) школ.

В послереформац. Г., созданной Ф. Меланхтоном (первая открыта в 1526), сочетались идеалы протестантизма с классицизмом. Осуществлялась подготовка учащихся к обществ, службе и дальнейшим науч. Занятиям. Первый опыт массового обучения в ср. Общеобразоват. Школе осуществил И. Штурм, поставивший осн. Целью деятельности Г. Достижение воспитанниками «мудрого благочестия».С кон. 17 — нач. 18 вв. В программы Г. Постепенно проникали элементы науч. Естествознания, повышался удельный вес новых языков, что определило долговременную тенденцию к постоянному обновлению классич. Гимназич. Образования.В 19 в. Г., как правило, назывались ср. Школы с относительно установившимся курсом, гл. Место отводилось изучению памятников классич. Лит-ры. Назв. Г. Имели соответствующие уч.

Заведения в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Греции, Дании, Нидерландах, России, Сербии и нем. Кантонах Швейцарии. Во Франции, Португалии и Финляндии аналогичные уч. Заведения наз. Лицеями, в Великобритании — грамматич. Школами, в Бельгии и Люксембурге — атенея-ми и т. Д. Уч. Заведения гимназич. Типа с неполным курсом получили назв. Прогимназий. Образцом классич. Г. Была прусская Г., круг предметов в к-рой сформировался в 1-й пол. 19 в. Под влиянием идей неогуманизма. В основе её программы-ориентация на др.-греч. Воспитат. Идеал всесторонне развитого человека. На протяжении 19 в. Г. Оставалась наиб, распространённым типом ср. Школы, ориентированной гл. Обр. На широкое интеллектуальное образование.Во 2-й пол. 19 — 1-й пол. 20 вв. Гимназич. Образование дифференцируется.

Появляются разновидности Г. Реальные, новых языков, естеств.-математические (иногда существовали как соответствующие отделения Г.). В 50—70-х гг. 20 в. Возникли экон., техн., муз. И др. Г., осуществляющие подготовку в отраслевые высш. Уч. Заведения. Развивалась вариативность в организации уч. Процесса. В ст. Классах классно-урочная система частично заменялась курсовой, росло число предметов, изучаемых по выбору, распространялись сокращённые, вечерние и др. Формы прохождения курса Г. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназич. Образования. Наряду с введением новых предметов (напр., психологии, экономики, вычислит, техники) определяется круг обязат. Циклов — ху-дож.-языковый, полит., естеств.-матем., религ., спортивный.

Обычно школьники поступают в Г. После 4—5-го (иногда — после 7-го) кл. Осн. Школы. В ряде стран значителен отсев из Г., в т. Ч. В иные типы уч. Заведений, аттестат зрелости нередко получают лишь 4/4- */з от поступивших. Во мн. Странах Г. Сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в ун-т звена ср. Образования (часто без экзаменов — по конкурсу гимназич. Аттестатов).В дореволюционной Рос-си и в нач. 18 в. Нек-рое время существовала школа Э. Глюка с гимназич. Программой. Первые Г. Были созданы в Петербурге- академическая гимназия (1726), в Москве при ун-те (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого уч. Плана. По «Уставу уч. Заведений, подведомственных ун-там» (1804) Г. Предусматривались в каждом губернском городе.

В них принимались юноши по окончании уездных уч-щ независимо от сословия и национальности. Г. Предназначались для подготовки не только в ун-т, но и к гражд. Службе. 4-летний курс обучения отличался много-предметностью. В него входили лат., франц. И нем. Языки, история, география, нач. Курс философии и «изящных наук», словесность, полит, экономия, чистая и прикладная математика, физика, естеств. История, нач. Курс коммерч. Наук и технологии, рисование. В каждом классе было 32 обязательных уч. Часа в нед (с включением 2 ч на рисование). В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. Уч-ся. По плану С. С. Уварова (1811) Г. Должны были служить гл. Обр. Для подготовки учащихся к ун-ту и приобрести т. О. Характер классич. Уч. Заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828.

Определён 7-летний курс обучения, из уч. Плана исключены философия, полит, экономия, право, коммерч. Науки, эстетика. Введены закон Божий, рус. Яз. И греч. Яз. (к-рый по настоянию дворянских обществ мог не изучаться в четырёх ст. Классах и преподавался, по преимуществу, в университетских Г.), увеличено кол-во часов на лат. Язык. Одновременно были введены сословные ограничения (Г. Предназначались для детей дворян и чиновников), установлена жёсткая дисциплина, распространились телесные наказания, усилилось наблюдение за поведением учащихся и педагогов. При этом было улучшено материальное обеспечение Г., начали формироваться пед. Советы. В 40-х гг. В правительств, кругах изучение в Г. Классич. Древностей стало рассматриваться как нежелательный источник свободомыслия.

В 50-х гг. Классицизм ограничивался. Начиная с 4-го кл. В Г. Выделились лат. И юрид. Отделения. В 4—7-х кл. Дополнительно к общему курсу для готовившихся в ун-т преподавались лат. (по 4 ч в нед) и греч. (для желающих по 2 ч) языки. Для готовившихся к службе вместо древних языков введены законоведение (в 5—7-х кл. По 4 ч), добавочные часы рус. Яз. И математики. В 1852 утверждены 3 типа Г. С естеств. Историей и законоведением для поступающих в ун-т или для готовящихся к службе, с добавлением для первых лат. Яз. С законоведением для готовящихся к службе. С лат. И греч. Языками для поступающих в ун-т (латинский со 2-го кл., греческий с 4-го кл.). В Г. С древними языками вместо произведений классич. Лит-ры стали читать творения отцов церкви. Управление Г.

Осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и пед. Советом, материальной частью ведали попечительские советы.В 60-х гг. Возникли также жен. Гимназии (см. Женское образование). В 1863- 1882 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразоват. Курсом. В 1864 по «Уставу гимназий и прогимназий Мин-ва нар. Просвещения» были установлены след, типы мужских Г. Классич. Г. С двумя древними языками (58 ч. Латинский 34 ч и греческий 24 ч в нед), с незначит. Количеством часов на естествознание и физику (по 6 ч). Классич. Г. С лат. Яз. (39 ч). Реальная Г. Без древних языков, но с естествознанием в большем объёме (23 ч) и физикой (9 ч). Предполагалось, что классич. Г. С двумя древними языками будет учреждено 25% от общего числа Г., столько же должно было открыться реальных Г.

Половина всего числа Г. Приходилась на классич. Г. С лат. Языком. Однако из 61 Г. Лишь 16 стали реальными. Полноценным образованием считалось только даваемое классич. Г., т. К. По её окончании можно было поступить в ун-т и др. Высш. Уч. Заведение, а после реальной — только в высш. Техн. Уч. Заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоящие из первых 4 кл. Г. Устав 1864 отличался либерализмом. В рамках классич. И реального направлений не регламентировался выбор программ, методики преподавания, учебников и уч. Пособий, широкие права предоставлялись пед. Советам Г.В условиях подъёма обществ.-пед. Движения борьба вокруг Г. Приняла острый характер. Особенно резко выступали против формального характера гимназич. Образования обществ, деятели — демократы, хотя ими и признавалось положит, значение подлинного гуманизма и классицизма.

Они высказывались за то, чтобы Г. Давала знания, имеющие прак-тич. Значение и необходимые для развития культуры. К. Д. Ушинский считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в российских Г., далёк от совр. Жизни, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории культуры и в развитии мышления учашихся. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма (Д. А. Толстой, M. H. Катков, П. М. Леонтьев и др.), считавших его одной из причин охватившего юношество «материализма» и «нигилизма». Под руководством министра нар. Просвещения Толстого был разработан новый гимназич. Устав (1871), признававший только 7-классную классич. Г. С 8-летним курсом обучения (7-й кл.

Делился на 2 года). В ней на лат. И греч. Языки отводилось 85 ч (41% уч. Времени). В курсе древних языков осн. Внимание уделялось заучиванию форм лат. И греч. Грамматики, письменным переводам с рус. Яз. На древние языки (экстемпоралии) без понимания глубины содержания, худож. Выразительности языка произведений. Остальные предметы (рус. Яз., лит-ра, история, география) изучались в незначит. Объёме, несоразмерном их значению. Физика, математика и естествознание занимали 18% уч. Времени. Были усилены гос. Регламентация уч. Процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, проводивших воспитат. Работу и в т. Ч. Наблюдавших за благонадёжностью учащихся.В деятельности Г. Получила отражение общая политика Мин-ва нар.

Просвещения 80—90-х гг. Министр нар. Просвещения И. Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений. Были ликвидированы приготовит, классы, издано (1887) распоряжение, известное под назв. «циркуляр о кухаркиных детях», в к-ром предлагалось воздерживаться от приёма в Г. «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Усилен шк. И внешк. Надзор, дисциплинарные наказания. В 1880—90 уменьшилось общее число гимназистов (с 65,8 тыс. До 62,9 тыс.), при этом значительно увеличилась доля детей дворян и чиновников (до 56%). МНП предприняло ряд попыток перестроить гимназич. Образование, приспособить его к практич. Потребностям страны, ограничить классицизм и сословность. В 1901 МНП объявило об отмене преподавания лат.

Яз. В 1—2-х кл. И греч. Яз. В 3—4-х кл., а также о ликвидации экстемпоралий. В 1911 дети из дворянского и чиновничьего сословий составляли 34,7% общего числа учащихся, дети мещан, ремесленников и крестьян- ок. 45%. Всего в 1913 насчитывалось 434 Г., где обучалось 143 тыс. Чел. Согласно уч. Плану 1914 преподавание классич. Дисциплин было значительно сокращено, хотя и на гуманитарные предметы по-прежнему отводилось вдвое больше уч, времени, чем на математику и естествознание.Окончившие Г. С золотой и серебряной медалями принимались в ун-т в первую с-'. Ередь и без экзаменов, остальные — также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. Несмотря на раз л. Правительств, ограничения и в противовес им, усилия прогрессивного учительства способствовали разработке эффективной методики и повышению уровня работы Г.

После установления сов. Власти Г. Как тип уч. Заведения была упразднена (в РСФСР в 1918).Для истории Г. Существенное значение имеют взаимодействие и борьба разл. Подходов к содержанию и организации ср. Образования. Идея общего (общечеловеческого — humanitas) образования, классицизм, науч.-интеллектуальная направленность обучения (академизм), жёсткое деление курса по предметам, классно-урочная система. Фундаментальные преобразования ср. Школы в 20 в. Связывались с поисками и апробацией со-лержат. Альтернатив этим принципам. Эволюция гимназич. Образования определялась особенностями культурно-ист, развития отд. Стран в новое время.С кон. 80-х гг. В Рос. Федерации ведётся работа по возрождению Г. — «Положение о гимназиях», утверждённое Мин-вом образования РСФСР в 1990, предусматривает создание Г.

Гуманитарного, пед., техн. Направлений. В составе Г. Выделяются прогимназические (1—7-е кл.) и собственно гимназич. Классы (8- 11-е кл.), абитура (12-й кл., 1 год по желанию). Г. Призваны обеспечивать вариативность нач. Образования в зависимости от направления уч. Заведения, изучение общеобразоват. Дисциплин и курсов основ наук по профилю (физ.-мат., гуманитарному, естеств.-науч., эстетич. И др.), выбранному учащимися. Предусматривается организация факультативов и доп. Курсов. В целях гуманизации уч.-воспитат. Процесса развиваются индивидуальные формы обучения, создаются кружки, клубы, студии и др. Объединения учащихся. В 1992 в Рос. Федерации насчитывалось св. 300 Г.Лит. III м и д Е., История ср. Уч. Заведений в России, пер. С нем., СПБ, 1878.

А л е-шинцев И. А., История гимназич. Образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912. Ганелин Ш. И., Очерки по истории ср. Школы в России второй пол. XIX в., М., 19542. Смирнов В. 3., Реформа нач. И ср. Школы в 60-х гг. XIX в., М., 1954. Das Schulwesen sozialistischer Lander in Europa, B., 1962. Ш. И. Танелин, А. А. Пинский..

Значения в других словарях
Гимназии

ГИМНАЗИИ, средние общеобразовательные учебные заведения, большей частью гуманитарной направленности. Возникли в Западной Европе в 16 в., давали классическое образование>. Первая в России - академическая гимназия в Санкт-Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии создавались в каждом губернском городе. С 1862 появились женские гимназии, в 1864 - 72 существовали реальные гимназии, в 1863 - 82 - военные гимназии. Срок обучения обычно 7-8 лет. С 1990 в Российской Федерации открываются гим..

Гимназии

Осн. Вид ср. Общеобразовательной шк. России в 1804-1918, подразделялись на муж. И жен. Первая муж. Г. Мин-ва нар. Просвещения открыта в Екат. 22 окт. (3 нояб.) 1861. Имела семь кл. (с 1871 - восемь) и приготовительный кл. В программу обучения входили закон Божий, словесность, рус., церк.-славянский, латинский, греческий, французский, немецкий яз., математика, история, география, природоведение, рисование, чистописание, законоведение, физика. Принимались дети всех сословий по результатам испытани..

Гимназии

Средние общеобразовательные учебные заведения. В Москве первая школа с гимназической программой основана по указанию Петра I лютеранским пастором Э. Глюком в 1703. Именовалась гимназией с 1705. Готовила юношей к службе за границей. Изучались иностранные языки, курсы философии, этики, этикет и др. Находилась в ведении Ингерманландской канцелярии, с 1715 — Монастырского приказа, позже — Печатного прихода, в котором куратором школ был Ф. Поликарпов-Орлов. Преподавали в гимназиях иностранцы. Размеща..

Гимназии

средние общеобразовательные учебные заведения. В дореволюционной России создавались главным образом для подготовки в университеты или к службе в государственных учреждениях. Первой в Петербурге была Академическая гимназия (1726). По уставу 1804 открылась 4 летняя всесословная губернская гимназия (1805) с многопредметной (энциклопедической) программой. Помещалась на Большой Мещанской улице (ныне улица Плеханова, 27/12). В 1811 по проекту попечителя петербургского учебного округа С. С. Уварова п..

Гигиена Учебных Занятий

Система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. Процесса — нормирование умственных и физич. Нагрузок, рациональная организация уроков (в т. Ч. Трудового обучения и физич. Воспитания), чередование видов уч. Работы в течение дня, недели, уч. Года. Нарушение гигиенич. Требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости разл. Инфекциям.Гигиенич. Требования учитываются в рациональной организации всего дня ..

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

(7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, — 11.12.1976, Нью-Йорк), амер. Психолог. Проф. Южно-Калифорнийского ун-та (с 1940). Один из лидеров психометрич. Направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич. Модели «структуры интеллекта» («куб Г.»), согласно к-рой интеллект может быть представлен тремя сторонами. Операции, продукты и содержание мышления. По Г., разл. Компоненты мыслительной деятельности (оригинальность, гибкость интеллекта и др., всего до 120) могут быть выя..

Гинкулов Яков Данилович

(1800, Овидиополь, ныне в Одесской обл., — 1870), молд. Педагог, филолог, деятель просветительского движения Бессарабии. Окончил духовную семинарию в Кишинёве (1821). Преподавал в пансионе для дворянских детей и в духовной семинарии Кишинёва. Был направлен в Петербург для изучения метода взаимного обучения. После возвращения — директор первой ланкастерской школы в Кишинёве (1824). Участвовал в создании нач. Школ в Бессарабии. Перевёл на молд. Яз. И подготовил к изданию ланкастерские таблицы МНП ..

Гипнопедия

(от греч. Hypnos — сон и paideia, — обучение, воспитание), обучение во время естеств. Сна. Термин «Г.» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотич. Или постгипно-тич. Внушения.Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии ..

Дополнительный поиск Гимназии Гимназии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гимназии" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гимназии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа