Грамматика

160

[от греч. Grammatike (techne), первоначально — искусство чтения и письма, от gramma — буква],1)система категорий, определяющих типы, строение, значение и возможности сочетаемости единиц языка (морфем, слов, лексем, словосочетаний, предложений). 2) Область знания, изучающая и описывающая эту систему.Г. Имеет двоякую цель. Практич. Её функции. Сохранение единства и чистоты языковой нормы. Обучение индивидуума говорить и писать на данном языке правильно, ясно, общепонятно. Г. Выполняет также познават. Функции, связанные с изучением закономерностей языка и ре-чемыслит. Процесса.Начала европ. Г. Связаны с разработкой Платоном и Аристотелем модели «слово- парадигма» (парадигма как образец склонения или спряжения, показывающий все формы изменения слова), к-рая в дальнейшем наряду с учением Аристотеля о частях речи составила центр, часть традиционной грамматич.

Системы и в составе шк. Грамматики сохранилась до наших дней. Однако ни Платон, ни Аристотель не вычленяли собственно грамматич. Исследование из области рассматриваемых ими логико-филос. Вопросов.Обособление Г. Из круга смежных дисциплин происходит в эллинистич. Эпоху в Александрии в связи с необходимостью оградить от разрушения норму лит. Греч. Языка. Перед Г. Ставится практич. Задача — научить правильному восприятию и толкованию лит. Текстов. К этому времени относится труд Дионисия Фракийца (2 в. До н. Э.), первая дошедшая до нас систематич. Г. Греч. Языка — практически первая шк. Г. Грамматики лат. Языка рим. Авторов Доната и Присциана были, по существу, компиляциями, попытками применить греч. Грамматич. Систему к материалу лат. Языка. Однако простота и доступность изложения способствовали их широкой популярности.

Небольшая по объёму «Ars minor» Элия Доната, составленная в вопросно-ответной форме, стала осн. Учебником лат. Языка в ср.-век. Европе. Эта Г. Неоднократно перерабатывалась и впоследствии послужила образцом для создания Г. Живых европ. Языков. В 1522 она была переведена на церк.-слав. Язык Д. Герасимовым (Толмачом).Знание лат. Г. Было в ср. Века неотъемлемой частью любого образования. Наряду с риторикой и диалектикой Г. Входила в тривиум (см. Сель свободных искусств), постигалась в этом курсе путём чтения и толкования лит. Текстов. Так как лат. Язык не был родным и разговорным для всех учащихся, то Г. Носила нормативный (предписывающий) характер.В эпоху Возрождения возрос интерес к изучению нац. Языков. При разработке Г. Зап.-европ. Грамматисты опирались гл.

Обр. На нормы и терминологию лат. Языка, а славянские и русские — на нормы и терминологию греч. Традиции. Греч, терминология при перенесении на слав, почву в основном калькировалась, что отражало стремление создателей Г. Сделать термин мотивированным, «домашним», соотнесённым со словами родного языка. Однако, поскольку перевод часто был слишком буквальным или неточным, в результате могли создаваться слова, имеющие внешне славянский облик, но столь же непонятные носителю языка, как и греч. Термины (напр., «залог»). Первыми рус. Г. Были. Г. Церк.-слав. Языка «Адельфотис» (греко-слав. Г., Львов, 1591). «Грамматика словен-ска» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596). «Грамматики словенския правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого (1619), в к-рой впервые в рус.

Традиции даётся описание синтаксиса. Самостоят, изучение живого рус. Языка было начато М. В. Ломоносовым («Российская грамматика», 1755, опубл. 1757).Изучение живых европ. Языков, расширение круга известных языков, связанное с Великими геогр. Открытиями, привели к важным сдвигам в теории Г. С одной стороны, стала очевидной необходимость выработки общих принципов грамматич. Описания, применимых к языкам с разл. Строем. С другой — при изучении живых языков возможно было опираться на непосредств. Языковое чутьё, апеллировать к собств. Языковому опыту. Изменились взгляды на цели изучения Г. Рассматривалась Г. Не только как средство изучения языка, но и как «гимнастика ума». Возрос интерес к идее универсальной Г., единой для всех языков, построенной на основе логико-филос.

Категорий. Классич. Образцом такой Г. Является «Grammaire generale et raisonnee» K. Лан-сло и А. Арно (франц. Аббатство Пор-Руаяль, 1660). Линия логич. Г. Продолжалась в Европе вплоть до 19 в. Под сильным влиянием этой традиции написан «Опыт ист. Грамматики рус. Языка» Ф. И. Буслаева (1858).Развитие сравнит.-ист. Метода в языкознании в 19 — нач. 20 вв. Привело к ситуации, назв. Позднее «революция в языкознании». На смену старому взгляду на язык как на нечто раз и навсегда данное пришло осознание того факта, что любой язык находится в постоянном движении и развитии. Расширилось представление об объекте грамматич. Описания. Это не только лит. Язык, но и диалекты, разговорная речь. Язык в таком описании представал как сложное многомерное явление, к-рое не укладывалось в рамки нормативной Г.Выявившееся различие синхронич.

И диахронич. Подходов к изучению языка означало начало характерной для 20 в. Узкой специализации областей грамматич. Знания, когда каждая область имеет собств. Цели, методы, содержание. Необходимо было определить место шк. Г. В сложившемся конгломерате грамматич. Наук, соотнести её данные с данными этих наук. Нормы шк. Г требовали пересмотра и систематизации.В рус. Традиции сложившееся к нач. 20 в. Положение в шк. Г. Рассматривалось как кризисное. В учебниках наблюдался ряд серьёзных теоретич. Пробелов и противоречий. Смешивались звуки речи с буквами, факты живого языка с письменным языком, законы Г. С правилами правописания, часто не различались лексич. И грамматич. Значение слова, логич. Понятия и грамматич. Категории. Это было обусловлено тем, что в рус.

Языкознании 2-й пол. 19 в. Вопросы науч. Описательной Г. Совр. Языка во многом не были разработаны. В рус. Дорев. Ун-тах курс совр. Рус. Языка или не читался, или вводился факультативно. Авторам учебников приходилось самим решать мн. Языковедч. Проблемы, что сказывалось на качестве учебников.1-й съезд преподавателей рус. Языка в воен.-уч. Заведениях (1903, Петербург), в к-ром приняли участие известные лингвисты Ф. Ф. Фортунатов, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов. Л. В. Щерба подчеркнул необходимость изучать в школе Г. Живого языка. Отмечалось, что цель Г. Состоит не только в том, чтобы научить школьника говорить и писать на родном языке, но также и в том, чтобы выработать сознат. Отношение к строю речи. В противоположность догматич.

Методу преподавания Г. Провозглашался эмпирический. В мл. Классах школы предлагалось ввести наблюдение и группировку фактов языка самими учениками. Эту же линию продолжил 1-й Всерос. Съезд преподавателей рус. Языка ср. Школы, состоявшийся на рубеже 1916 и 1917. Съезд высказался за изучение в школе живого языка, а не учебника Г.Подобные проблемы встали перед составителями программ преподавания рус. Языка в новой, сов. Школе. Необходимо было определить место Г. В системе преподавания языка, предмет и объём Г. Как уч. Дисциплины, роль грамматич. Теории в овладении языком, место наблюдений в преподавании, взаимоотношение Г., правописания и развития речи. Нередко эти вопросы решались несколько прямолинейно. Напр., программа 1924 не содержала теоретич.

Г. В ходе обсуждения программ Д. Н. Ушаков, Н. Д. Дурново, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, Щерба, Л. А. Булаховский высказали соображения, позволившие теоретически обосновать необходимость шк. Г. Как самостоят, уч. Дисциплины, использующей данные науч. Г., но не копирующей её методы. Пешковский обратил внимание на возрастные роли грамматич. Средств в нормированном языке культурного общения и на важность их изучения при овладении языком. Он показал, что использование шк. Г. Данных науч. Г. Должно быть избирательным, с учётом возможностей дет. Восприятия.Совр. Школьная Г. Включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. Родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. Неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку, для чего необходимо сформулировать перечень языковых умений, навыков, тем и ситуаций, к-рыми должен овладеть учащийся после прохождения уч.

Курса.Учитывая разнообразие совр. Направлений науч. Г., шк. Г. Путём продуманного компромисса или следования к.-л. Проверенному временем течению в целом придерживается традиц. Грамматич. Системы.Лит. Тр. Первого съезда преподавателей рус. Языка в воен.-уч. Заведениях (22—31 дек. 1903), СПБ, 1904. Пешковский А. М. Шк. И науч. Грамматика. М., 1925". Его ж е, Объективная и нормативная точка зрения на язык, в его кн. Избр. Труды, М., 1959. Его же, Грамматика в новой школе, там же. Аванесов Р. И., Сидоров В. Н., Очерк грамматики совр. Рус. Лит. Языка, ч. 1, М., 1945. Ч у ри лова Н. Н., Шк. И науч. Грамматика, в сб. Вопросы теории и методики изучения рус. Языка, Куйбышев, 1961. Виноградов В. В., Рус. Язык. Грамматич. Учение о слове, M., 19722. М и — лославский И. Г., Краткая практич.

Грамматика рус. Языка, М, 1987. Краткая рус. Грамматика, под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина, М., 1989. А. А. Астахова..

Значения в других словарях
Грамматика

(греч. Grammatike, от grâmma — буква, написание) часть лингвистики (См. Лингвистика), изучающая закономерности образования и употребления форм слов. Нередко Г. Понимается и более общо — как синоним лингвистики. Такое расширение значения термина «Г.» было известно уже древним грекам и сохранилось до наших дней в сочетаниях сравнительная Г., историческая Г., стратификационная Г. И др. В современном языкознании термин «Г.» чаще употребляется в более узком значении, хотя круг явлений, относящихся к ..

Грамматика

ГРАММАТИКА (греч. Grammatike - от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. Е. Система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.. ..

Грамматика

ГРАММАТИКА (греческое grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй> языка, т.е. Система> морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Без грамматики (строевой основы языка) не могут быть созданы ни слова со всеми их формами, ни словосочетания, ни предложения (шире - высказывания) и их сочленения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй> языка, его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис> и словообразование.. ..

Грамматика

Изображение или описание строения известного языка во всех (или только главнейших) его особенностях. Таким образом, Г. Дает лишь одну половину знания языка — знакомство с принципами его строения. Знание же лексического (словесного) запаса получается при помощи словаря. Изображение строения известного языка может преследовать. 1) чисто практическую цель — научить родному или чужому языку, 2) научную — представить точно и всесторонне строение языка. В первом случае мы имеем практическую, или школь..

Грамматика

-и, ж.. ..

Грамматика

(греч. Grammatike, от grammata - письмена, происш. От graphein - писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[гр. Grammatike] - лингв. Наука о строе языка. Состоит из морфологии (МОРФОЛОГИЯ) и синтаксиса (СИНТАКСИС).(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)греч. Grammatike, от grammata, пись..

Грамматика

(греч. Grammatike).. ..

Грамматика

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Грамматика

Ж.1) а) Система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-л. Языка.б) разг. Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций.2) а) Раздел лингвистики, связанный с изучением и описанием законов языка, включающий словообразование, морфологию и синтаксис.б) Учебник, книга, содержащие такое описание грамматического строя языка.3) перен. Основные правила, исходные положения какой-л. Области знания.. ..

Грамматика

ГРАММА́ТИКА -и. Ж. [греч. Grammatikē]. ..

Грамматика

-и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г. Учебная г. II прил. Грамматический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Г. Строй языка. Грамматические теории. Грамматическая форма (форма слова или синтаксической конструкции, заключающая в себе абстрактное морфологическое, синтаксическое или словообразовательное значение)...

Грамматика

(ама), грамматики, ж. (греч. Grammatike). Учение о строении какого-н. Языка или группы языков (лингв.). Французская грамматика Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-н. Языка. Я купил себе грамматику. ..

Грамматика

Заимств. В XVII в. Из лат. Яз., где grammatica <. Греч. Grammatikē, суф. Производного от grammata «буквы» (ед. Ч. Gramma — производное от graphō «пишу»).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Грамматика

Грамма́тика через польск. Gramatyka или прямо из лат. Grammatica (ars). Стар. Русск.-цслав. Граматикия - – то же (Пов. Врем. Лет, Григ. Наз.), из греч. Γραμματικη (τέχνη). См. Фасмер, Гр.-сл. Эт. 49 и сл. Брюкнер 155.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Грамматика

ГРАММАТИКА (от греческого grammata - «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. Совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы - звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв». Это включение менее ошибочно, чем обычно принято думать, поскольку в языковом общении коллектива элемент звучания становится отличительным знаком значений, т. Е. До известной степени грамматическим явлением (см. Фонетика). Это употребление термина Г. ..

Грамматика

ГРАММАТИКА. ..

Грамматика

Структура языка, система правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложения на этом языке. В лингвистике и психолингвистике принято считать, что взрослый человек, говорящий и воспринимающий речь на данном языке, знает, в некоторой имплицитной форме, грамматику этого языка. То есть он знает свод правил. Правила фонологии, морфологии, семантики и синтаксиса, которые делают возможным продуцирование (или "порождение") неопределенно большого количества грамм..

Грамматика

формальная - общее название нескольких типов исчислений, используемых в математической лингвистике для описания строения естественных языков (а также иек-рых искусственных языков, в частности языков программирования). См. Грамматика порождающая, Грамматика доминациопная, Грамматика категориальная, Грамматика трансформационная. А. В. Гладкий.. ..

Гражданское Воспитание

Формирование гражданственности как интег-ративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К осн. Элементам гражданственности относится нравств. И правовая культура, выражающаяся в чувстве собств. Достоинства, внутр. Свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к др. Гражданам и к гос. Власти, способности выполнять свои обязанности, гармонич. Сочетании патриотич., нац. И интернац. Чувств. Нравств. Культу..

Гражданство Обычаев Детских

(по нек-рым спискам, «Д в о р-ство обычаев добрых»), первый в рус. Книжности памятник зап.-европ. Пед. Мысли, перевод соч. Эразма Роттердамского «De civilitate шогит риегШищ» (1530). Выполнен в нач. 3-Й четв. 17 в. В Москве, предположительно Епифанием Славинецким с польск. Обработки Ацернуса (Себастиана Клёнови-ча) базельского изд. (1538) Рейнгарда Гадамарского. Известно 11 рукописных списков «Г. О. Д.» (наиб, ранний относится к 1685). «Г. О. Д.» открыло новое, светское направление в рус. Педаго..

Грамматические Школы

1) в Великобритании и нек-рых странах брит. Содружества общеобразоват. Ср. Школы. Предшественниками Г. Ш. В Великобритании были монастырские и кафедральные школы раннего средневековья, в к-рых гл. Место занимало изучение лат. Грамматики. Лат. Назв. (schola gramati-сае) употреблялось с 12 в., английское (grammar school) — с 14 в. Г. Ш. Появились в 11—12 вв. В соответствии с церк. Законом 1179 каждый епископат обязывался открывать Г. Ш. Для подготовки духовенства (часть учащихся поступала в ун-т)...

Грамотность

Определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. Нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Г. Менялось исторически, расширяясь с ростом обществ, требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т. П. К владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (т. Н. Функциональная Г.).Вопросы определен..

Грамматика

Гаpмонь. ..

Дополнительный поиск Грамматика Грамматика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грамматика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грамматика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа