Грамматические Школы
1) в Великобритании и нек-рых странах брит. Содружества общеобразоват. Ср. Школы. Предшественниками Г. Ш. В Великобритании были монастырские и кафедральные школы раннего средневековья, в к-рых гл. Место занимало изучение лат. Грамматики. Лат. Назв. (schola gramati-сае) употреблялось с 12 в., английское (grammar school) — с 14 в. Г. Ш. Появились в 11—12 вв. В соответствии с церк. Законом 1179 каждый епископат обязывался открывать Г. Ш. Для подготовки духовенства (часть учащихся поступала в ун-т). Наряду с лат. Яз. И религ. Предметами в Г. Ш. 13 в. Преподавалась юриспруденция. Насчитывалось ок. 60 Г. Ш. К кон. 14 — нач. 15 вв. Число Г. Ш. Возросло до 400. В 14 в. Появились Г. Ш., основанные на частные вклады, гл. Обр. Для детей бедного духовенства и мелких землевладельцев (первая — в 1387 в Уинчестере).
С 1440 часть мест в таких школах предназначалась для детей дворян. Курс обучения в них ограничивался лат. Грамматикой и заучиванием молитв. В эпоху Возрождения (15—16 вв.) Г. Ш. Стали приобретать более светский характер, в нек-рых началось преподавание математики, астрономии, географии, естествознания. Вводилась плата за обучение. В связи с Реформацией большинство ка-толич. Г. Ш. Было упразднено. Восстановление Г. Ш. Происходило одновременно с формированием англиканской церкви. К 1547 их было уже 200. В эпоху Реформации создавался ряд школ по образцу Уинчестерской (в Шрусбери, Чартерхаусе, Вестминстере и др.). В 16 в. В Г. Ш. На короткие сроки обучения допускали девочек. В 16—17 вв. Осн. Целью обучения в Г. Ш. Стало клас-сич. Образование (лат.
Грамматика, риторика, антич. История, география и мифология) для последующего поступления в ун-т. Наряду с Г. Ш., подчиненными гос. Церкви, в Великобритании в этот период складывалась сеть школ, организуемых представителями разл. Сект (диссентерами). Основой обучения в них также был курс лат. Грамматики. С эмиграцией диссентеров англ, тип Г. Ш. Был перенесён в Америку. Расцвет Г. Ш. (нач. 17 в.) сменился упадком. Во 2-й пол. 17 в. С ними успешно конкурировали англ, школы (с изучением родного языка и математики), а также частные академии. Популярность сохраняли лишь старые Г. Ш., существовавшие на вклады именитых лиц (особенно в Вестминстере). В 18 в. Г. Ш. Сохраняли свой классич. Характер. К нач. 19 в. Г. Ш. Ввиду несоответствия их программ потребностям пром.
Революции потеряли почти всех учеников и превратились в элементарные школы. В 1812 были пересмотрены программы. В них стали включать коммерч. Дисциплины. Обострение социальных противоречий привело к резким различиям между обычными Г. Ш. (для детей из ср. Классов) и привилегированными Г. Ш., к-рые в нач. 19 в. Получили офиц. Назв. Паблик скулз. В 1869 последовал Акт о школах, существующих на вклады, в соответствии с к-рым все ср. Школы были разделены на «неклассические» (2200) и «классические» — (750). За последними укрепилось назв. Г. Ш. Программа Г. Ш. К кон. 19 в. Лат., англ., франц. Языки, лит-ра, математика, религия, география, история и музыка. Факультативные предметы — греч. И нем. Языки. В ряде школ изучались механика, бухгалтерия и стенография.
К кон. 19 в. Насчитывалось ок. 1,5 тыс. Г. Ш. В 1872 возник трест жен. Дневных паблик скулз, к-рый в 1891 объединял 36 уч. Заведений. В жен. Г. Ш. Значит, внимание уделялось предметам практич. И эстетич. Цикла.С 1902 Г. Ш. Стали частью гос. Системы вар. Образования. Наметилась дифференциация программ Г. Ш. К 1914 в них обучалось 9 тыс. Чел., в нач. 1920-х гг. — 337 тыс., в 1932 — 432 тыс. С 1926 Г. Ш. Стали принимать выпускников нач. Школ на основании интеллектуальных тестов. Осн. Курс посещали дети 11—15 лет, для подростков 16—18 лет был создан необя-зат. Выпускной класс (срок обучения 2 года).Акт об образовании 1944 провозгласил бесплатность обучения в Г. Ш., ставших одним из трёх неравноценных типов гос. Ср. Школ. На основе тестирования в Г. Ш. Попадало ок. 20% выпускников нач.
Школ. Дифференциация обучения в Г. Ш. По гуманитарному и естеств.-науч. Профилям стала всеобщей практикой. Шк. Реформа лейбористов (1965) способствовала поглощению Г. Ш. Объединёнными (comprehensive) школами, академич. Отделения к-рых сохраняют характерные особенности Г. Ш. В 1983 в собственно Г. Ш. Обучалось лишь 4% уч-ся соответствующего возраста. Для совр. Г. Ш. Характерна глубокая дифференциация уч. Курсов в 6-м (двухгодичном) кл. Ок. 70% уч. Времени отводится трём предметам академич. Специализации, в кон. 80-х гг. Уч. Планы этих курсов расширились. Г. Ш. Отличает большая роль самостоят, работы учащихся. Практикуется т. Н. Тьюторская система, при к-рой учащиеся занимаются индивидуально или в малой группе под руководством педагога высокой квалификации (тьютора).
Значит, внимание уделяется воспитат. Работе, самоуправлению учащихся. В отличие от академич. Ср. Школ в др. Странах Зап. Европы важное место в англ. Г. Ш. Отводится физич. Воспитанию, спорту.2) Назв. «Г. Ш.» встречается при обозначении нач. Школ в Др. Греции (школы грамматики), повышенных (латинских и греческих) школ в Др. Риме (см. В ст. Античность), а также греко-лат. Школ при нек-рых монастырях в России 17 в.Лит. M и ж у с в П., Лондонские школы и нач. Образование в Англии, СПБ, 1902. Его же. Ср. Школа в Англии и ее реформа в 20 в., СПБ, 1914. Лапчинская В. П., Ср. Общеобразоват. Школа совр. Англии, М., 1977. Барбарига А. А., Среднее и среднее спец. Образование в совр. Англии, К. — Од., 1985. Davies H., Culture and the grammar school, L., [19651. D a v i s R., The grammar school, Harmondsworth, 1967.
Нелу i t s o n J. N., The grammar school tradi-tion in a comprehensive world, L., 1969. С о n-n e l l W. F., A history of education in the 20lh Century world, Canberra, 1980, p. 347 — 348. В. П. Лапчинская..
Дополнительный поиск Грамматические Школы
На нашем сайте Вы найдете значение "Грамматические Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грамматические Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 20 символа