Грузия

157

Республика Грузия, гос-во в Закавказье. Пл. 68,7 тыс. Км2. Нас. 5443 тыс. Чел. (1989). В состав гос-ва входят республики Абхазия, Аджария и Юго-Осетинская автономная область. Столица — Тбилиси.В 1989 на 1000 чел. В возрасте 15 лет и старше приходилось 877 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием, в 1979 — 774 чел. В отраслях экономики в 1989 было занято 593,7 тыс. Специалистов, в т. Ч. 350 тыс. С высшим и 243,7 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Дошкольные учреждения. В 1869 в Тбилиси были открыты первые два частных дет. Сада. В 1918—20 действовали 7 частных дет. Садов. За годы сов. Власти была создана гос. Система дошк. Воспитания. В кон. 1921 открылось 30 дет. Дошк. Учреждений, кроме того, детей ст. Дошк. Возраста принимали в подготовит, группы при нач.

Школах. В 1930 число дошк. Учреждений достигло 139, в к-рых было 10 тыс. Детей (развитие дошк. Учреждений в 40-х — нач. 80-х гг. Отражено в табл.).В 1989 в 2,1 тыс. Дошк. Учреждениях воспитывалось 213,4 тыс. Детей. Обеспеченность детей соответствующего возраста постоянными дошк. Учреждениями составила ок. 44%. Св. 80% дошк. Учреждений вели воспитат. Работу на груз, яз. Ок. 9% — на русском. К нач. 90-х гг. В дошк. Учреждениях Груз. ССР применялась респ. Программа воспитания, подготовленная на базе примерной общесоюзной. Педагогов ср. Квалификации для дошк. Учреждений готовят Батумское и Тбилисское пед. Уч-ща, высш. Квалификации — Тбилисский ин-т им. С. С. Орбелиани, Кутаисский ун-т (до нач. 90-х гг. — пед. Ин-т). Груз, ин-т физич. Культуры.Общеобразовательная школа. По свидетельствам др.-греч.

Источников, образование в рабовладельч. Гос-вах на терр. Грузии строилось по антич. Образцу (см. Античность). В распространении антич. Просвещения большую роль сыграла основанная во 2-й пол. 3 в. В Фасисе Колхидская высш. Риторич. Школа (Колхидская академия). Утверждение христианства как гос. Религии (30-е гг. 4 в.) повлекло за собой открытие школ при церквах и монастырях. Араб, завоевания (7—9 вв.) задержали развитие груз, культуры, расцвет к-рой начался после освобождения от араб. Ига. В 12 в. Были созданы крупные центры -науки и просвещения — Гелатская и Икалтойская академии. Их открытие былэ подготовлено основанными за пределами Грузии очагами груз, культуры. Афонским Ивер-ским (10 в., Греция) и Петрицонским (11 в., Бачково в Болгарии) монастырями.В 13—17 вв.

В результате разорения Грузии иноземными завоевателями и феод, междоусобицами академии были закрыты. Школы сохранились лишь при отд. Монастырях и церквах. Сохранились сведения (14 в.) о деятельности Ларг-висского монастыря, где обучали грамоте, разл. Практич. Навыкам и умениям. В 17 в. Кроме школ светских и православной церкви существовали католич. Школы (в Гори, Кутаиси, Тбилиси и др.), к-рые открывались европ. Миссионерами. Единой шк. Программы не было, но уже в кон. 17 в. В школах были введены обязат. Предметы. Арифметика, астрономия, география и музыка. В кон. 18 в. Г. Располагала значит, сетью уч. Заведений. Большую роль играли Тбилисская (осн. В 1755) и Телавская (1782) семинарии.После упразднения Груз. Царства (1801) царское пр-во России закрыло в Грузии нац.

Школы. Система образования строилась по рос. Образцу. В 1802 в Тбилиси было организовано рус. Двухклассное уч-ще, преобразованное в 1804 в благородное уч-ще. В 1817 в Тбилиси открылась духовная семинария. В 1817- 1829 в Тбилиси, Гори, Телави, Кутаиси и др. — духовные уч-ща. В 1803—24 школы Г. Были подчинены Казанскому уч. Округу. В 1824—29 — Харьковскому, с 1829 — непосредственно главноуправляющему Г., а в 1848—60 и 1864—1917 находились в ведении Кавказского уч. Округа. По «Положению о закавказских уч-щах» (1829) в Тбилиси в 1830 на базе благородного уч-ща была открыта муж. Гимназия, а в ряде городов — уездные уч-ща. В 1830-х гг. Были восстановлены нац. Груз, школы, гл. Обр. При церквах и монастырях. В 1841—45 в Картли и Кахе-тии открылось 55 груз, школ при монастырях.

Кроме того, во мн. Селениях существовали домашние и частные школы.К нач. 1860-х гг. В Г. Работала 251 школа (12 тыс. Уч-ся). После отмены крепостного права (1864) увеличилось число школ, в т. Ч. Средних. В 1865 в Тбилиси было открыто реальное уч-ще, в 1866- учительская школа (с 1872 — Александровский учительский ин-т), появились жен. Уч. Заведения. Большой вклад в развитие начального образования внесло Об-во по распространению грамотности среди грузин, по инициативе к-рого открывались нар. Школы не только в Г., но и за её пределами (Владикавказ, Баку, Нальчик и др.). В 1885 работало 333 школы (127 тыс. Уч-ся). К кон. 19 в. Насчитывалось 5 муж. Гимназий — 1-я, 2-я и 3-я тбилисские (осн. Соотв. 1830, 1881, 1892) Кутаисская (1850), Батумская (1897), 2 реальных уч-ща — Тбилисское (1865) и Кутаисское (1897).

4 жен. Гимназии и нек-рые др. Ср. Уч. Заведения. В 1901 число нач. Школ достигло 966, в них обучалось 59 тыс. Детей. После Революции 1905—07 было открыто 17 гимназий, создана сеть коммерческих уч-щ с правами реальных. В 1914/15 уч. Г. Насчитывалось 1677 нач., 48 высших нач., 40 ср. Школ (всего 157,1 тыс. Уч-ся), однако осн. Масса населения оставалась неграмотной. По переписи 1897 грамотность населения составила 23,6%, в т. Ч. Среди мужчин — 29,1%, среди женщин — 17,1%.Пр-во Демокр. Республики Грузия (с 1918) увеличило кол-во школ, в т. Ч. Средних (в 1920 — св. 100, гл. Обр. Частных. Из 51 муж. Гимназии 28 были государственными). Действовали также частные закрытые пансионы, среди к-рых были и высокоразрядные ср. Уч. Заведения. Однако в трудной социально-политич.

И экон. Обстановке 1918—21 уч. Заведения Г. Не могли обеспечить коренных перемен в образовании.После установления сов. Власти (1921) уч. И культ.-просвет, учреждения были переданы в ведение гос-ва, школа отделена от церкви, расширено преподавание на родном языке. В 1923 учреждена система образования, аналогичная действовавшей в РСФСР. Осн. Типом школы стала 7-летняя трудовая общеобразоват. И политехн. Школа. В 20-х гг. Велась активная борьба с неграмотностью. С 1930/31 уч. Г. Началось введение всеобщего нач. Обучения, а к кон. 30-х гг. Было осуществлено всеобщее 7-летнее обучение. Грамотность населения в 1939 составила 89,3%. После Вел. Отеч. Войны было построено (1946—50) 212 новых школ для 82 тыс. Уч-ся. В 1945/46 уч. Г. Введено 11-летнее обучение, к-рое отменено в 1957/58 уч.

Г. В 1962/63 уч. Г. Повсеместно введено обязат. 8-летнее обучение. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование (развитие общеобразоват. Школ в 40-х — нач. 80-х гг. Отражено в табл.).В 1989/90 уч. Г. В 3,7 тыс. Общеобразоват. Школ обучалось 880,6 тыс. Уч-ся, в 41 вечерней школе — 9 тыс. Уч-ся. Наряду с груз, школами работают рус., арм., азерб., абх. И осет. Школы. Имеются двух- и трёхсекторные школы. На груз, яз. Обучалось св. 66% уч-ся, на русском- св. 23%, на азербайджанском- 5,4%, на армянском — 3,6%. Работают 10 дет. Домов (св. 760 воспитанников), 20 школ для детей с недостатками умственного и физич. Развития (ок. 2,7 тыс. Уч-ся). В школах занято 82,6 тыс. Учителей, в т. Ч. 82,9% с высш. Образованием. Среди педагогов школ св. 40 засл. Работников нар.

Образования Г. (звание присваивается с 1989). До 1988 св. 5,7 тыс. Чел. Были удостоены звания засл. Учителя Груз. ССР. Педагогам Т. В. Бурджанидзе и Д. 3. Гондаури присвоено звание нар. Учителя Груз. ССР. В 1960 учреждена медаль им. Я. Гогебашвили, к-рой за заслуги в развитии образования и пед. Наук в Г. Удостоено св. 120 чел.В 1989/90 уч. Г. Имелось св. 80 дворцов и домов учащейся молодёжи, Дом худож. Воспитания, 92 станции юных техников, 17 станций юных натуралистов, 6 станций юных туристов, 142 ДЮСШ, 6 дет. Парков, дет. Картинная галерея.Профессионально — техническое образование. Первым проф. Уч. Заведением в Г. Стала Кавк. Межевая школа (осн. В 1847). В 1855 на базе Тбилисской опытной фермы и кутаисского опытного питомника были созданы школы садоводства.

В 1869 Кавк. Отделение РТО открыло первое ремесл. Отделение при Авлабарской нач. Школе в Тбилиси, ремесл. Класс при уездном уч-ще в Гори, ремесл. Отделения в с. Патардзеу-ли, а также при Душетской и Марткоп-ской нач. Школах. В 1870—80-х гг. В школах Сухуми, Батуми и ряде др. Городов началось обучение разл. Ремёслам и садоводству. В 1871 ремесл. Отделение при Тбилисской нач. Школе было реорганизовано в самостоят, школу (слесарное дело), а в 1878 — в ж.-д. Техн. Уч-ще. В 1880 в Тбилиси было открыто 4-летнее Михай-ловское ремесл. Уч-ще (столярное, слесарное, литейное и кузнечное дело), при к-ром в 1896 созданы воскресные техн. Курсы для рабочих. По данным на 1895, проф. Обучение проводилось в 50 нач. Школах. Низшие проф. Уч-ща работали в Батуми (осн.

В 1889), Боржоми (1895), Хони (1898), Поти (1902) и в др. Городах. Наиб, известностью пользовалась с.-х. Школа в Цинамдзгврианткари (1883).Сеть низших проф. Уч. Заведений действовала в Демокр. Республике Грузия до 1921. В годы сов. Власти возникли новые типы проф.-тех. Уч. Заведений, ведущее место среди к-рых заняли школы ФЗУ. В 1925/26 уч. Г. В 4 школах ФЗУ обучалось 0,5 тыс. Уч-ся. В 1928—30 были открыты низшие проф. Уч. Заведения в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Боржоми и ряде др. Городов республики. В 1929/30 уч. Г. Было 12 с.-х. Школ низшего типа, 7 школ ФЗУ, 27 разл. Курсов проф.-тех. Обучения. В 1940 в систему Гос. Трудовых резервов вошли 10 ремесл. *-ч-щ (2,8 тыс. Уч-ся), 1 ж.-д. Уч-ще (0,3 тыс. Уч-ся), 9 школ ФЗО (1,6 тыс. Уч-ся). Во время Вел. Отеч. Войны (1943) были открыты 4-летние ремесл.

Уч-ща для детей, потерявших родителей. В пос-левоен. Годы сеть проф.-тех. Уч. Заведений увеличилась. В 1960-х гг. Начала расти сеть средних ПТУ, в к-рых молодёжь наряду с профессией получает общеобразоват. Подготовку в объёме ср. Школы (развитие сети проф.-технич. Уч. Заведений в 40-х- нач. 80-х гг. Отражено в табл.).В 1989/90 уч. Г. В 164 проф.-тех. Уч. Заведениях обучалось 57,4 тыс. Уч-ся по 300 специальностям.Среднее специальное образование. В 1914/15 уч. Г. В Г. Было всего 5 ср. Спец. Уч. Заведений, в к-рых обучалось 0,6 тыс. Уч-ся. В первые годы сов. Власти для подготовки нац. Кадров ср. Квалификации открыты с.-х., хим., индустриальные, пром.-экон., пед. Техникумы. В 1927/28 уч. Г. В 47 ср. Спец. Уч. Заведениях обучалось 7,7 тыс. Уч-ся. К началу Вел. Отеч. Войны сеть техникумов значительно увеличилась, а в послевоен.

Годы число техникумов при увеличении кол-ва вузов несколько сократилось (развитие ср. Спец. Уч. Заведений отражено в табл.).В 1989/90 уч. Г. В 80 ср. Спец. Уч. Заведениях обучалось 44,1 тыс. Уч-ся (св. 87% — грузины) по 105 специальностям. Появились новые типы ср. Спец. Уч. Заведений, напр. Колледжи, открывающие возможность последующего продолжения образования на 2—3-м курсах однопрофиль-ных вузов. В ср. Спец. Уч. Заведениях занято св. 4,5 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 97% с высш. Образованием.Высшее образование. Древнейшими общеобразоват. Уч. Заведениями высш. Типа в Г. Были Колхидская высш. Риторич. Школа (3—6 вв.) и ср.-век. Груз, академии — Гелатская и Икалтойская (12 в.), пришедшие в упадок в результате войн 13—14 вв.В предрев. Годы высш. Уч. Заведения открывались исключительно по частной инициативе.

В 1908/09 уч. Г. В Тбилиси были созданы частные Высш. Жен. Курсы (существовали до 1920) с двумя отделениями. Естественным и историко-словесным. Благодаря усилиям груз, учёных и общественности в 1917 открылись Тбилисский политехн. Ин-т и две консерватории (в 1924 объединены), в янв. 1918 — Тбилисский ун-т, в Демокр. Республике Грузия получивший статус государственного.После установления сов. Власти был создан политехн. Ф-т Тбилисского ун-та (1922). В 1928 в результате объединения политехнич. Ф-та ун-та с техн. Ф-тами Политехн. Ин-та создан Груз, политехн. Ин-т. В 1929 на базе соответствующих ф-тов ун-та и политехн. Ин-та организован Груз. С.-х. Ин-т. В 1930 леч. Ф-т ун-та стал базой для нового вуза — Тбилисского мед. Ин-та. В 1927/28 уч. Г. В 6 вузах обучалось 10,5 тыс.

Студентов. В 1930Тбилисский ун-т разделился на ряд отраслевых вузов (пед., финансово-экон., сов. Права), но в 1933 был восстановлен. В послевоен. Годы значительно выросло число студентов в вузах (см. Табл.).В ходе перестройки высш. Образования (после 1987) нек-рые вузы получили статус автономных. Значит, изменения внесены в уч. Программы и курсы. В ряде вузов введены платное обучение, новые формы распределения стипендий, разл. Виды хоз. Деятельности. Обязат. Предметами стали родной язык, лит-ра, история Г., экология, история культуры и др.В 1989/90 уч. Г. В 19 вузах республики обучалось 93,1 тыс. Студентов (ок. 90% — грузины). Осуществляется подготовка специалистов для пром-сти (2 вуза), с. Х-ва (3), просвещения (7), здравоохранения и физич.

Культуры (2), иск-ва (3). Крупнейшие вузы. Тбилисский ун-т (16,5 тыс. Студентов), Груз. Техн. Ун-т (реорганизованный политехнич. Ин-т. 28,5 тыс. Студентов), Груз. С.-х. Ин-т (5,7 тыс. Студентов), Тбилисский мед. Ин-т (5,8 тыс. Студентов). В нач. 90-х гг. Учреждены ун-ты в Кутаиси и Батуми (на базе пед. Ин-тов).Педагогическое образование. Первым спец. Уч. Заведением для подготовки педагогов была учительская школа в Тбилиси, осн. В 1866 (с 1872 — Александровский учительский ин-т). В 1876 открыта Горийская (Закавказская), в 1881 Кутаисская (в Хони), в 1915 — Сухумская учительские семинарии. В нач. 20 в. Действовало 6 учительских семинарий (в т. Ч. 3 в Тбилиси. Женская, азербайджанская и армянская) и Тбилисский (Александровский) учительский ин-т, просуществовавшие до кон.

20-х гг.После установления сов. Власти стало уделяться значит, внимание подготовке нац. Учительских кадров. Открывались пед. Техникумы. В 30-х гг. Был создан ряд учительских и пед. Ин-тов. В 1932 — Юго-Осетинский педагогический, в 1933 — Кутаисский педагогический, в 1935 — Тбилисский учительский (с 1946 пед.), Батумский учительский (с 1945 пед.), Горийский учительский (с 1939 пед.), в 1939 — Телавский учительский (с 1951 пед.). В 1940/41 уч. Г. Педагогов готовили ун-т, 8 пед. Вузов и 52 пед. Уч-ща. В 1949/ 1950 уч. Г. В 9 пед. Вузах (7 пед. И 2 учительских ин-та) обучалось 8 тыс. Студентов. В 31 пед. Уч-ще — 5,4 тыс. Уч-ся. В 1958 были закрыты почти все пед. Уч-ща и подготовка учителей для нач. Классов сосредоточена полностью в пед. Ин-тах. В 1989/90 уч.

Г. Подготовка пед. Кадров для общеобразоват. Школ велась в Тбилисском, Телавском и Юго-Осетинском пед. Ин-тах, Тбилисском пед. Ин-те иностр. Языков (всего 14 тыс. Студентов). Пед. Кадры готовят ун-ты. Преподавателей музыки и пения выпускают Тбилисская консерватория и Тбилисский пед. Ин-т им. Орбелиани. Рисования и черче ния — Тбилисская академия художеств. Физич. Культуры — Грузинский ин-т физкультуры. Педагогов ср. Квалификации готовят Тбилисское и Батумское пед. Уч-ща (дошк. Воспитание), в к-рых обучается 1,4 тыс. Уч-ся. Работают Тбилисский индустр. Пед. Техникум и Груз техникум физич. Культуры.Повышение квалификации работников нар. Образования осуществляет Центр, ин-т усовершенствования учителей (осн. В 1929), к-рый координирует деятельность др.

Ин-тов этого профиля. Кутаисского (1933), Тбилисского (1939), Сухумского (1939), Цхинвальского (1939), Телавского (1978), Зугдидского (1981).Педагогическая наука. В древней Г. Идеал воспитания находил отражение в устном нар. Творчестве. Возникновение письменности и распространение христианства (4—5 вв.) способствовали развитию культуры и образования. В лит. Произв. Якова Цуртавели «Мученичество Шушаник» (5 в.) содержатся этико-пед. Идеи. Гуманистич. Идеи груз. Ренессанса нашли выражение в философско-этич. И дидактич. Трудах груз, философа и педагога Иоанэ Петри-ци. В 12 в. Центрами пед. Мысли были груз, академии. Памятником гуманизма является «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, где в поэтич. Форме даны трактовки назначения человека и связанные с ними воспитат.

Идеи. Иноземные нашествия и внутр. Междоусобицы 13- 17 вв. Затормозили развитие педагогики в Г. Возрождение груз. Пед. Мысли началось в 17 в. Этому способствовало установление связей с соседними народами, в т. Ч. России. Большой вклад в развитие нар. Образования и пед. Мысли внесли С. С. Орбелиани, Д. Гурамишвили, Гайоз Ректор и др. Значит, роль сыграло издание груз, книг как в самой Г., так и за её пределами (первый печатный груз, алфавит был издан в Риме в 1629. Там же в 1643—70 выпущена грамматика груз, разговорного языка в 2 ч.). В 1-й пол. 19 в. Были созданы оригинальные учебники для нач. И ср. Школ, в т. Ч. Учебники-буквари П. Иоселиани, И. Кере-селидзе, Д. Пурцеладзе, С. Мдиванова, П. Умикашвили, В. Тулашвили и др. В 1846 вышла в свет «Груз, хрестоматия» Д.

Чубинашвили. Большую роль в формировании груз. Пед. Мысли сыграли труды просветителя С. Додашвили. Выдающиеся обществ, деятели И. Чавчавад-зе, А. Церетели, Я. Гогебашвили, Н. Ни-коладзе, Г. Церетели, С. Месхи и др. Выступали за перестройку системы нар. Образования на основе принципа народности, разрабатывали теоретич. И прак-тич. Пед. Проблемы. Особая заслуга принадлежит Гогебашвили — с его именем связано формирование груз. Науч. Педагогики. Гогебашвили был инициатором и одним из руководителей Об-ва по распространению грамотности среди грузин. Вопросы педагогики и школы широко обсуждались на страницах первых груз, пед. Журналов (см. В разделе «Педагогическая и детская периодика»). С нач. 20 в. На страницах большевистских газет «Брдзола» («Борьба») и др.

Развернулась пропаганда марксистских идей в области просвещения.В нач. 20 в. Появились учебники на груз. Яз. Для нач. И ср. Школы по арифметике, географии, математике, истории Грузии, хрестоматии по родному языку и лит-ре. Крупнейшие педагоги этого времени — Л. Боцвадзе, И. Оцхели, Ш. Читадзе. Большой вклад в развитие психологии и педагогики внёс Д. Узнадзе.В 1920—30-е гг. Пед. Исследованиями в области теории и истории педагогики и психологии занимались кафедры пед. Вузов и ун-та, а с 1929 — НИИ педагогики (до 1933 наз. Ин-т педологии, в 1933- 1936 — Ин-т педагогики и педологии, в 1936—39 — Ин-т педагогики, в 1939- 1944 — Ин-т нач. И ср. Школ, с 1944 — НИИ пед. Наук). В 1989 в НИИ пед. Наук им. Я. Гогебашвили работа велась в 12 отделах и 2 лабораториях.

Разрабатывались проблемы обучения родному языку и лит-ре, рус. Языку и лит-ре в груз, школе, истории Г., обучения и воспитания 6-летних детей в условиях дет. Садов и школ, содержания и методики обучения в воспитании мл. Школьников, нравств., гражданского, трудового воспитания, проф. Ориентации учащихся. При НИИ существуют аспирантура (с 1933), Совет по присуждению учёных степеней (в 1948—56 я с 1976). В 1976 образовано абх. Отделение ин-та. Среди сотрудников ин-та (1989) 12 докторов и св. 100 кандидатов пед. И психол. Наук. Видную роль в развитии возрастной и пед. Психологии играет НИИ психологии АН Грузии.Создан центр эстетич. Воспитания (в 1975—88 науч.-метод, центр воспитат. Работы), к-рый координирует деятельность школ и внешк.

Учреждений, оказывает им метод, помощь. С 1987 действует исследовательское науч.-производств, пед. Объединение под руководством Ш. А. Амонашвили. Работает б-ка по нар. Образованию им. Я. С. Гогебашвили (созд. В Тбилиси в 1927).Пед. Об-во Г. (осн. В 1961) в 1990 объединяло св. 161 тыс. Чел. (св. 4 тыс. Коллективных членов).Педагогическая и детская периодика. В кон. 19 — нач. 20 вв. Появились первые груз. Пед. Журналы. Пед. Дополнение к дет. Журн. «Нобати» («Подарок». 1883—85). «Педа-гогиури пурцели» («Пед. Лисгок») — пед. Дополнение к дет. Журн. «Накадули» («Ручеёк». 1904—27). «Ганатлеба» («Просвещение». 1908—19). Пед. Отдел журн. «Могзаури» («Путешественник». 1901- 1904). Стали выходить первые дет. И юношеские журналы «Джеджили» («Нива». 1890—1923), «Накадули» и др.В Груз. ССР в 1920—30-е гг.

Издавались пед. Журналы и газеты. «Сакартвелос га-натлебис мушаки» («Работник просвещения Грузии». 1923—29), «Ахал сколиса-кен» («К новой школе». 1924—30). «Га-натлебис мушаки» («Работник просвещения». 1928—31), «Комунистури агзрдисатвис» («За коммунистич. Воспитание»' 1932—41 и 1953—60). В нач 90-х гг. В республике издаются газ. «Сахалхо га-натлеба» («Нар. Просвещение». С 1928) и ежемес. Науч.-пед. Журн. МП Грузии «Скола да цховреба» («Школа и жизнь». С 1960), к-рый имеет 6 ежеквартальных предметно-метод. Приложений по иностр. Языкам, физике и математике, истории, географии, химии и биологии, нач. Школе и дошк. Воспитанию. Издаются также науч.-пед. Журналы «Балавари» («Основа», с 1988. По груз. Яз. И лит-ре) и «Рус. Слово» (с 1988. На рус. Яз.). Большим успехом пользуются дет.

Журналы «Ди-ла» («Утро». С 1928), «Накадули» и газ. «Нерги» («Саженец». С 1924). Уч.-пед. Лит-ру выпускает изд-во «Ганатлеба» («Просвещение». С 1957), детскую — «Накадули» («Ручеёк». С 1938).Лит. На груз, яз. — История обучения и воспитания в Грузии, т. 1, Тб., 1937. Т а в-зишвили Г., История нар. Образования л пед. Мысли в Грузии, Тб., 1948. С а р и ш— в и л и Т., Школа и нар. Образование в дорев. Грузии, 1901—1921, Тб., 1951. Хундад з с Т., Очерки по истории нар. Образования в Грузии, Тб., 1951. Чахвашвили Н. Борьба трудящихся Грузии за новую школу в 1905 — 1907 гг., Тб., 1955. Чантурия И. М., Нар. Образование в Сов. Грузин (1921—1951), Тб. 1956. О 6 о л а д з с У. П. Общеобразоват. Школа в Сов. Грузии (1921 — 1930), кн. 1—2, Тб., 1961—62. Его же. Общеобразоват.

Школа в пятилетках всеобщего обязат. Образования, Тб., 1985. К и —н а д з с Г. И., Очерки по истории школы в Сов. Грузии (1921 — 1928), Тб. 1959. Г а г. У а В. В., Нар. Образование в Грузии в послере-форменный период XIX в., Тб., 1974. Гамсахурдиа С., Просвещение в древней Грузии. Тб., 1975. Кинкладзе О. Д. Формирование груз, демокр. Педагогики, Тб., 1980. Гургенидзе Д., Из истории сов. Пед. Мысли в Грузии (1921 — 1931), Тб., 1981. На рус. Яз. — Оболадзе У. П., Очерки по истории Общеобразоват. Школы в дорев. Грузии. Тб., 1957. Лордкипанидзе Д. О. Развитие нар. Образования и пед. Науки в Груз. ССР, Тб., 1972. Васадзе Н. Ш. Из истории высш. Пед. Образования в Грузии, Тб., 1975. Д ж и б л а д з с Г. Н., Высш. И ср. Спец. Образование в Грузии, Тб., 1977. Г а г. У а В. В., Очерки по истории нач.

Образования в дорев. Грузии, Тб., 1982. Антология пед. Мысли Груз. ССР, под ред. Н. Васадзе, М., 1987..

Значения в других словарях
Грузия

см. Грузинская Советская Социалистическая республика. ..

Грузия

ГРУЗИЯ (Сакартвело) - республика Грузия, в центральной и западной части Закавказья, на западе омывается Черным м. 69,7 тыс. Км². Население 5493 тыс. Человек (1993), городское 56%. Грузины (3787 тыс. Человек. 1989, перепись), осетины, абхазы, армяне, русские, азербайджанцы и др. Официальный язык - грузинский. Большинство верующих - православные христиане. Столица - Тбилиси. Глава государства - Президент. Законодательный орган - парламент. В составе Грузии - Абхазия, Аджария и Юж. Осетия. 65 р..

Грузия

Страна в Закавказье бывшая до присоединения ее к России (18 янв. 1801) самостоятельным царством и имевшая в разное время различные границы. В тесном смысле название Г. В настоящее время чаще всего прилагается к Тифлисской губ., в которой грузины составляют преобладающую народность.Общий обзор истории, литературы и древностей грузинских. Народы грузинского, или картвельского, племени, населявшие еще в глубокой древности земли, лежащие на юго-востоке от Черного моря, упоминаются у разных писателей..

Грузия

Республика Грузия, государство в Центральном и Западном Закавказье. В состав Грузии входят две автономные республики - Аджария и Абхазия.. ..

Грузия

Иберия, край вечной весны. ..

Грузия

Гру́зия см. Грузи́н.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Грузия

В соответствии с Конституцией от 24 августа 1995 г. Независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика. Столица - г. Тбилиси.. ..

Грузия

- в соответствии с Конституцией от 24 августа 1995 г. Независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика. Столица - г. Тбилиси. Конституция Г. Устанавливает возможность приобретения грузинского гражданства по рождению и путем натурализации, запрещает двойное гражданство. Не допускается лишение гражданства и выдворение из Г. Гражданина Г. В Конституции содержится традиционный набор норм об основных правах и свободах человека с..

Грузия

Сакартвело, гос-во в Закавказье, на З. Омывается Чёрным морем. Пл. 69,7 тыс. Км². В составе Г. Аджария, Абхазия (в результате войны 1992–94 гг. Она де-факто вышла из состава Г.). Юго-Осетинская авт. Обл. (упразднена в 1990 г.). Население ок. 5 млн. Чел. (2001). Столица г. Тбилиси. Первые грузинские царства Колхети и Иберия возникли в VII–V вв. До н.э. В X в. Создаётся централизованное гос-во, которое в XII–XIV вв. Подвергалось нашествию монголо-татар, Тимура. В XVI–XVIII вв. – объект борьбы межд..

Грузия

Республика Грузия, Сакартвело, гос-во в Закавказье. Национальное название страны Сакартвело, где картвелы самоназвание грузин, а са- и -о парные аффиксы, служащие для образования обозначения места, т. Е. В целом 'место (где живут) грузины'. В русск. Употреблении приняты название страны Грузия и название ее народа грузины. Эти названия усвоены русск. В странах Востока. Так, в описании путешествия монаха Игнатия Смольнянина в Палестину, 1389 г., упоминаются гурзи, а в 'Хожении за три мо..

Грузия

История Грузии, как и история Атропатены и Алвании первых веков нашей эры, источниками освещена плохо. Для Армении мы имеем повествование Моисея Хоренского, который, однако, пытаясь в V в. Создать целостную историю своего государства, пользовался различными противоречивыми письменными и устными (эпическими) традициями, что привело его к ошибкам в хронологической концепции и к ряду произвольных исторических реконструкций. Поэтому его богатейший материал можно использовать, лишь подвергая его тщат..

Груздев Павел Никодимович

[18(30).8. 1889, Кострома, — 13.7.1953, Ленинград], педагог, д. Ч. АПН РСФСР (1945), дер пед. Наук (1938), проф. (1950). По окон- чании ист.-филол. Ф-та Моск. Ун-та (1916)преподавал рус. Яз. И лит-ру в муж. Гимназии в Костроме. В 1918—22 один из руководителей нар. Образования в Костромской губ. С 1922 вёл науч.-пед. Работу в Ярославском пед. Ин-те, АКБ, ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1928—30 зав. Отделом пед. Образования Главпрофобра. В 1945—49 пред. Ленингр. Филиала АПН РСФСР, в 1949—53 директор, ст..

Грузинская Ирина Алексеевна

[17(30).4.1905, Москва, — 1940, там же], методист (англ, яз.), проф. Окончила пед. Ф-т 2-го МГУ (1928). Преподавательскую работу начала там же в 1929. В 1930—40 в Моск. Гор. Пед. Ин-те и в Моск. Обл. Пед. Ин-те иностр. Языков. Автор учебников, программ и работ по методике преподавания англ. Яз. В ср. Школе. Разработала сравнительную характеристику психол. Особенностей навыков чтения и устной речи на иностр. Языке, принципы отбора в словарь иностр. Слов и методику проведения эксперимента при обуч..

Грундтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин

(8.9.1783, Удбю, — 2.9. 1872, Копенгаген), дат. Просветитель и обществ, деятель, историк, теолог, писатель. Учился в Копенгагенском ун-те. С 1861 епископ. В работе «Датский кле вер» («Det danske Firkl0ver», 1836) осуждал засилье классицизма в ср. И высш. Школе, считая необходимым расширить программу массовой школы, приблизить её к требованиям жизни, давать образование детям крестьян, купцов и ремесленников. Подчёркивал роль в процессе обучения устного рассказа, грамматики. Выступал за преподаван..

Группа Социальная

Относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. Признаков, к-рые отличают Г. От случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря к-рым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.Традиционно выделяют след, признаки Г. Осознание участниками своей принадлежности к Г. Установление определённых отношений между ними. Внутр. Организация, включающая ра..

Дополнительный поиск Грузия Грузия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грузия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грузия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа