Группа Социальная

119

Относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. Признаков, к-рые отличают Г. От случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря к-рым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.Традиционно выделяют след, признаки Г. Осознание участниками своей принадлежности к Г. Установление определённых отношений между ними. Внутр. Организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. П. Действие т. Н. Группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в Г. Ожиданиями. Наличие изменений во взглядах и поведении отд. Участников, обусловленных их принадлежностью к данной Г.Г.

Различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. Оснований. Г. Бывают условными (напр., уч-ся 5-х кл. Киева) и реальными (уч-ся 5-го кл. «А» школы № 4). Реальные Г. Делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Различаются Г. Официально организованные, формальные (напр., спорт, команда, производств, бригада и т. П.) и неформальные, к-рые объединяют лишь собств. Устремления их членов (напр., Г. Поклонников к.-л. Муз. Жанра и т. П.). По кол-ву членов выделяются большие и малые Г. Преимуществ, внимание в социально-психол. И психо-лого-пед. Исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., к-рая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальную активность человека, его психол.

Состояние и здоровье. Её количеств, состав — от 2—3 до 30—40 чел. Для большинства малых Г. Характерно наличие постоянной общей цели, характер к-рой, а также средства и условия её достижения определяют разделение ролей между членами Г. В соответствии с их склонностями. Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации Г. Под эгидой лидера (см. Лидерство) либо официально санкционированного руководства. На основе совместного достижения цели между членами Г. Возникают эмоциональные отношения, к-рые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность Г. В целом и на жизнь каждого её члена. Каждый член Г. Занимает в зей определённое место, у него складываются взаимоотношения с окружающими, к-рые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными.

Когда ученика принимают в Г., когда он чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует, у него возникает чувство единства с Г., к-рое в свою очередь создаёт уверенность в себе, «защищённость» (А. С. Макаренко). Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от Г. Может служить источником осложнений в развитии личности.Для каждого человека существует т. Н. Референтная (эталонная) Г. — реальная или воображаемая общность на нормы, ценности и мнения к-рой он ориентируется в своём поведении. Для подростков референтная Г. Представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной для подростка Г.

Отвечали нормам обществ, нравственности и морали.Процесс образования, функционирования и развития Г. Имеет внутренне противоречивый характер, обусловленный взаимодействием двух тенденций групповой жизнедеятельности — интеграции и дифференциации. Первая направлена на противодействие внеш. И внутр. Столкновениям, угрожающим сохранности Г., и обеспечивает стабильность Г., вторая — на специализацию взаимосвязей членов Г., основанную на различии их ролей. Сосуществование названных тенденций определяет неравномерный, «пульсирующий» характер процесса развития Г., предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как после-доват. Восхождения Г. На более высокий уровень развития (от спонтанного объединения к коллективу), так и обратного движения (распад коллектива).Гл.

Фактор, объединяющий Г., — совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим Г. В коллектив. Понятие «коллектив» часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает критериям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. Любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. В своём развитии достигает уровня коллектива.В отеч. Возрастной психологии развитие личности традиционно связывается с определяющим влиянием сменяющих друг друга видов ведущей деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтъев). В исследованиях 60—70-х гг. (Д. Б. Эль-конин, М. И. Лисина и др.) подчёркнуто значение соответствующего изменения видов и содержания общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Возрастная поэтапная смена ведущих деятельностей и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, к-рая всякий раз представляет собой новую Г. На каждом возрастном этапе человек оказывается в Г., новой не только по составу и размерам, но и по характеру, содержанию и динамике взаимоотношений, опосредованных ведущей деятельностью и возрастом членов Г. В этой связи особую важность приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям, усвоения групповых требований и норм.Для пед. Практики существ, значение имеет изучение особенностей внутр. Развития Г. До уровня коллектива (А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Я. Л. Коломинский). В возрастном аспекте ведущим фактором развития коллектива является смена содержания и форм ведущей деятельности и общения его членов.

Особенно чётко эта закономерность выступает на ранних стадиях онтогенеза. Так, спец. Анализ межличностного взаимодействия в процессе творческой игры дошкольников показал, что внутри ведущей деятельности возникает зона ближайшего развития не только для личности, но и для дет. Г. На пути её формирования как коллектива.Лит. Коломинский Я. ЛПсихология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности), Минск, 1976. Д с с с в ЛПсихология малых групп, пер. С болг., М., 1979. Уманский Л. И., Психология организаторской деятельности школьников, М., 1980. Межличностное восприятие в группе, М., 1981. К P о и и к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982. Петровский А. В., Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982.

Агеев В. С., Психология межгрупповых отношений, М., 1983. Донцов А. И., Психология коллектива, М., 1984. H o m a n s G. С., The human group, N. Y. — Burlin-game, [1950]. B an у M., Johnson L., Classroom group behavior, N. Y. — L., 1966. Group dynamics, ed. By D. Cartwright, A. Zander, N. Y. A. O.], 1968". Anzieu D., Martin J.-Y., La dynamique des groupes restreints, Р., 19765. Douglas T., Groups, L.-N. Y., 1983.А. И. Донцов..

Значения в других словарях
Группа Социальная

Общность людей, объединенных по социальным признакам, например. Семья, трудовой коллектив, пенсионеры, безработные и др.. ..

Группа социальная

..

Группа Социальная

— общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами.. ..

Группа Социальная

— общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами.. ..

Группа Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. ..

Группа Социальная

См. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ..

Грузия

Республика Грузия, гос-во в Закавказье. Пл. 68,7 тыс. Км2. Нас. 5443 тыс. Чел. (1989). В состав гос-ва входят республики Абхазия, Аджария и Юго-Осетинская автономная область. Столица — Тбилиси.В 1989 на 1000 чел. В возрасте 15 лет и старше приходилось 877 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием, в 1979 — 774 чел. В отраслях экономики в 1989 было занято 593,7 тыс. Специалистов, в т. Ч. 350 тыс. С высшим и 243,7 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Дошкольные учреждения. В 1869 в Тбилиси..

Грундтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин

(8.9.1783, Удбю, — 2.9. 1872, Копенгаген), дат. Просветитель и обществ, деятель, историк, теолог, писатель. Учился в Копенгагенском ун-те. С 1861 епископ. В работе «Датский кле вер» («Det danske Firkl0ver», 1836) осуждал засилье классицизма в ср. И высш. Школе, считая необходимым расширить программу массовой школы, приблизить её к требованиям жизни, давать образование детям крестьян, купцов и ремесленников. Подчёркивал роль в процессе обучения устного рассказа, грамматики. Выступал за преподаван..

Гугель Егор Осипович

(1804, Хильд-бургхаузен, Саксония, — 1842, Петербург), педагог, теоретик и практик нач. Образования. Пятилетним сиротой вывезен в Россию. Образование получил в Петербурге, в пансионе пастора Иоганна Мюраль-та, последователя И. Г. Песталоцци. По окончании пансиона нек-рое время оставался там воспитателем. В 1830—41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитат. Дома (с 1837 Гатчинский сиротский ин-т), где реорганизовал систему нач. Обучения. Разукрупнил классы, ввёл новые методы преподавания (..

Гуго Сен-викторский

(Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, Саксония, — 11.2.1141, Париж), ср.-век. Теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших филос. И образоват. Центров своего времени. Для взглядов Г. Характерны соединение мистики и рационализма, поиски логич. Обоснования веры. Одной из гл. Целей человеческой жизни считал познание, к-рое движется от внутр. Опыта человека к внеш. Миру и постижению истины. Выделял 3 ступени познания. Во..

Дополнительный поиск Группа Социальная Группа Социальная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Группа Социальная" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Группа Социальная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 17 символа