Гуманистическая Педагогика

256

Направление в совр. Теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. В США как пед. Воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. Ориентация Г. П. Близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).В центре внимания Г. П. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. П. Гл. Целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. Педагогике. Сторонники Г.

П. Видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. При этом приёмы пед. Взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. Психотерапии.Г. П. Отвергает в традиц. Уч.-воспитат. Процессе его обезличенный характер и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся знания не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. П. Призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребёнком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой.

От педагога Г. П. Требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. Работы — от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жёстко построенных (напр., программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.Уч. Процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. Предметов. Пед. Поиски Г. П. Ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. Климата в классе, своеобразного пси-холого-пед.

Консультирования в уч. Контексте. Организац.-метод, рекомендации Г. П. Разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. Школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. Аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. П. Широко используют разл. Формы и методы активизации обучения — драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. Контрактов для организации самостоят, работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), взаимное обучение и др.Идеи Г. П. Получили междунар. Известность.

Они оказывают влияние на отбор содержания и построение отд. Уч. Курсов в начальной, средней и высшей школе мн. Стран (гл. Обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. Пед. Программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).С сер. 60-х гг. В США действует Нац. Консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов-сторонников Г. П., работающих в разных звеньях образования.Лит. G azda G. M., Human relati-ons development. A manual for educators, Boston, 1973. P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973. Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976. R o g er s C., Freedom to learn for the 80's, Columbus, 1983. G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин..

Значения в других словарях
Гудинаф, Гудсиаф (Goodenough) Флоренс Лаура

(6.7.1886, Хонсдейл, шт. Пенсильвания, — 4.4.1959, Лейкленд, шт. Флорида), амер. Психолог. Получив ср. Пед. Образование, преподавала в сел. Школах в шт. Пенсильвания в 1908—19. В 1919—21 вела преподавательскую и исследоват. Работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд (шт. Нью-Джерси). Эти занятия положили начало её науч. Исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 окончила Колумбийский ун-т. Получив степень дера философии (1924), возглавила Консультативную дет...

Гуковский Григорий Александрович

[18.4(1.5).1902, Петербург, — 2.4.1950], литературовед. В 1923 окончил ф-т обществ, наук Петрогр. Ун-та. Проф. Ленинградского и Саратовского ун-тов. С 1937 возглавлял группу по изучению рус. Лит-ры 18 в. В Ин-те рус. Лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой лит-ры Ленингр. ИУУ (1938- 1941) и филол. Сектором ленинградского филиала АПН РСФСР (1946- 49). Необоснованно репрессирован (1949). Умер в заключении. Реабилитирован посмертно.Г. — автор целостной концепции развития рус. Лит-ры 18 ..

Гуманистическая Психология

Направление в совр. Зарубежной, гл. Обр. Амер., психологии, признающее своим гл. Предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50-х гг. 20 в. Ведущие представители — А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. П. Противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, в к-рых осн. Внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г. П., главное в личности — её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особен..

Гуманитаризация Образования

Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. О. На формирование личностной зрелости обучаемых.Исторически сложившееся общее и проф. Образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития науки — усиливающуюся дифференциацию науч. Направлений. Это приводит к значит, дисгармонии в иерархии целей учёного, повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистич. Целей. Пр..

Дополнительный поиск Гуманистическая Педагогика Гуманистическая Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманистическая Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманистическая Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа