Гуманистическая Психология

125

Направление в совр. Зарубежной, гл. Обр. Амер., психологии, признающее своим гл. Предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50-х гг. 20 в. Ведущие представители — А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. П. Противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, в к-рых осн. Внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г. П., главное в личности — её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих.Одна из осн. Областей практич. Применения Г. П. — психотерапия, в к-рой зародились и были развиты мн. Идеи Г. П. Не менее важный прикладной аспект Г. П. Составляют проблемы воспитания и обучения, что обусловило возникновение нового понятия — «гуманистич.

Воспитание». Согласно Г. П., осн. Задача школы — формирование человека как уникальной личности. Теоретич. Основой такого подхода является созданная Маслоу концепция иерархии человеческих потребностей, в к-рой высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию по-тенц. Возможностей личности). Г. П. Выступает против механистич. Принципов обучения, краткосрочных дидактич. Целей, «подгонки» обучения под установленные извне, чуждые индивиду цели. В ходе обучения должны быть устранены след. Препятствия. Недостаток информации о самом себе. Непонимание стоящих перед личностью проблем. Недооценка её собств. Возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Уч. Процесс должен строиться так, чтобы учащийся открывал для себя значение знания, а затем соотносил его с содержанием предмета.

Конкретные пед. Рекомендации включают постановку на первый план личных интересов учащихся, поощрение дискуссий, коллективных обсуждений, использование лидеров для их стимуляции, занятия со стихийно возникающими малыми группами. Роджерс, по существу, не разделяет обучение и психотерапию, ратует за макс, «свободу учения ».Нек-рая ограниченность Г. П. Обусловлена противопоставлением человеку общества как сугубо внешней силы.Лит. Слепова Т. В., Критич. Анализ проблемы эмансипированное™ личности в нек-рых исследованиях «гуманистич.» психологии, ВП, 1976, Кг 5. К с л л с А., Гуманистич. Психология — третий путь психологии?, в кн. Психол. Исследования познават. Процессов и личности, М., 1983. Г p и и и и г. Т., История и задачи гуманистич.

Психологии, ВП, 1988, N° 4. FrickW. В., Humanistic psychology. Interviews with Maslow, Murphy and Rogers, Columbus, 1971. Patterson C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973. M i l l e r J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976. Greening T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986..

Значения в других словарях
Гуманистическая Психология

(англ. Humanistic psychology) - направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. Ч. Развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. П.Г. П. Сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставл..

Гуманистическая Психология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Г.П. Выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя "психологией третьей силы". Принципы гуманистических этики и психологии близки феноменологии и глубоко связаны с экзистенциальной фил..

Гуманистическая Психология

Направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Г.П. Выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя "психологией третьей силы". Принципы гуманистических этики и психологии близки феноменологии и глубоко связаны с экзистенциальной философией. 1) человек ответстве..

Гуковский Григорий Александрович

[18.4(1.5).1902, Петербург, — 2.4.1950], литературовед. В 1923 окончил ф-т обществ, наук Петрогр. Ун-та. Проф. Ленинградского и Саратовского ун-тов. С 1937 возглавлял группу по изучению рус. Лит-ры 18 в. В Ин-те рус. Лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой лит-ры Ленингр. ИУУ (1938- 1941) и филол. Сектором ленинградского филиала АПН РСФСР (1946- 49). Необоснованно репрессирован (1949). Умер в заключении. Реабилитирован посмертно.Г. — автор целостной концепции развития рус. Лит-ры 18 ..

Гуманистическая Педагогика

Направление в совр. Теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. В США как пед. Воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. Ориентация Г. П. Близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).В центре внимания Г. П. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственн..

Гуманитаризация Образования

Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. О. На формирование личностной зрелости обучаемых.Исторически сложившееся общее и проф. Образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития науки — усиливающуюся дифференциацию науч. Направлений. Это приводит к значит, дисгармонии в иерархии целей учёного, повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистич. Целей. Пр..

Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм

(22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель). Нем. Учёный, философ, филолог, гос. Деятель и дипломат. Чл. Берлинской АН (1810), поч. Ч. Петерб. АН (1832). Его домашним учителем был И. Г. Кампе. Учился в ун-тах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена (1787—88). В 1809—10 директор Департамента исповеданий и просвещения в прусском мин-ве внутр. Дел, в 1819 мин. Внутр. Дел. Инициатор открытия (1810) ун-та в Берлине (ныне Гумбольдтовский ун-т, назван в честь братьев В. И А. Гумбольдтов). Представи тель неогуман..

Дополнительный поиск Гуманистическая Психология Гуманистическая Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманистическая Психология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманистическая Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа