Дагестан

132

P e с п у б л и к а Дагестан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 50,3 тыс. Км2. Нас. 1823 тыс. Чел. (1989). Столица — Махачкала. На терр. Д. Проживает много народностей и этнич. Групп, наиб, многочисленные из них. Аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 760 чел. С высш. И ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 616 чел.). В отраслях занято св. 250 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 89 тыс. Чел. С высшим и св. 160 тыс. Чел. Со ср. Спец. Образованием.В 5—8 вв. На терр. Д. Была известна аг-ванская письменность. В период араб, завоеваний распространилась араб, письме. Ность. С 13 в. Создавались медресе (Кумух. Салта и др.). В 18 в. На основе араб, грг фики была составлена письменности «аджам», к-рая использовалась в лит.

Творчестве аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В 19 в. Появились татские иуда-истские школы, где использовалась древнееврейская письменность. Первое светское уч. Заведение — рус. Дербентское уч-ще (1837, с 1877—3-клаосное) появилось после присоединения Д. К России (1813). В 1848 открылась Дербентская му-сульм. Шк. (в 1855 переведена в Темир-Хан-Щуру), с 1861 вошла в состав окружной горской школы, с 1874 прогимназия, считалась лучшим уч. Заведением Даг. Обл. С 60-х гг. 19 в. Открывались сел. Школы (Ахтынская, 1861, и др.), а также жен. Уч-ща. С сер. 19 в. Аварец М. Хан-диев, лезгин Г. Э. Алкадари, лакеа А. Омаров и др. Попытались начать обучение на родных языках, создавали уч. Пособия. В 1865—66 рус. Языковед П. К. Ус-лар составил алфавиты на рус. Графнч.

Основе для нек-рых языков народов Д. Разработал пособия по нач. Обучению, открыл неск. Школ. Однако в 1867 эти школы были закрыты и обучение во всех уч. Заведениях велось на рус. Языке. Распространению просвещения содействовали рус. Учителя А. И Н. Скрабе, П. Егоров и др. В 1880 на базе прогимназии создано реальное уч-ще. В нач. 20 в. Появились проф. Школы. Садоводства в Дербенте (1904), электротехническая в Порт-Пет-ровске (1905), ремесленная в Темир-Хан-Шуре (1911). Для подготовки учителей открылись пед. Курсы при гор. Уч-ще в Порт-Петровске (1900) и в Темпо-Хан-Шуре (1909). К 1915 насчитывалось св. 90 рус. Школ (охватывали 5% детей шк. Возраста), в т. Ч. 60 — в сел. Местности (7 тыс. Уч-ся), св. 740 мусульм. И 20 татских уч. Заведений. В 2 реальных уч-щах и 3 гимназиях было ок.

1,9 тыс. Уч-ся. По официальным данным переписи 1897, грамотность населения составляла ок. 9,2%. Грамотность населения на кавказских языках св. 7%, на рус. Яз. 28,7%, в т. Ч. Дагестанцев ок. 7%. (Полнота и достоверность этих данных нек-ры-ми историками подвергается сомнению.)После установления сов. Власти началась перестройка нар. Образования. Велась работа по ликвидации неграмотности. К 1925 в республике действовало 230 лик-пунктов, в к-рых обучалось до 8 тыс. Че ». В 1932 уч. Заведения ликбеза охватывав. Ок. 200 тыс. Неграмотных и мадограмо!ных. Особое внимание уделялось жен. Образованию. В 20-х гг. Началась рао работка новой письменности для языков народностей Дагестана. 7 народностей вскоре получили возможность учиться на родном языке. В 1928 письменность была переведена с арабской на латинскую, а в 1938 — на рус.

Графику. Развернулось издание уч. Лит-ры.В 1921 действовали 493 общеобразовательные (гл. Обр. Малокомплектные, 1- 2-летние) школы (26,2 тыс. Уч-ся, св. 2,4 тыс. Учителей, большинство к-рых — быв. Мусульм. Священнослужители). Мн. Родители запрещали детям, особенно девочкам, посещать сов. Школы. В 1928 в школах при мечетях обучалось ок. 50 тыс. Детей. В нач. 30-х гг. Мусульм. Школы были закрыты. В 20-х гг. Началась организация сети дет. Дошк. Учреждений. В них до 2-й пол. 30-х гг. Использовалась программа воспитания, разработанная Наркомпросом авт. Республики. Для учащихся из семей горцев создавались (с нач. 20-х гг.) интернаты. Посланцы Дагестана учились в вузах и др. Уч. Заведениях городов России.В 1930/31 уч. Г. Введено всеобщее нач. Обучение. В 1933/34 уч. Г. Функционировало св.

1260 школ (св. 40 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Св. 20 ФЗС и ШКМ (св. 5 тыс. Уч-ся). В сер. 30-х гг. Началось введение всеобщего 7-летнего образования в городах. В 1937/38 уч. Г. В Д. Насчитывалось 255 семилетних и 27 ср. Школ. Работали также школы с обучением на азерб., чеченском и ногайском (только начальные) языках. Из-за нехватки пед. Кадров мн. Шк. Предметы не преподавались. Преподавание на языках народов Д. В большинстве школ ограничивалось 1-й ступенью, а с 5-го кл. Велось только на рус. Яз.В 1921 открыто первое ср. Спец. Уч. Заведение — Даг. Гос. Техникум. С 1922- 1923 в Буйнакске и Дербенте действовали пед. Техникумы. В 1931 в Махачкале начал работать первый вуз — пед. Ин-т им. С. Стальского. В 1932 основаны мед. И с.-х. Ин-ты. Большую роль в развитии нар. Образования сыграли наркомы просвещения Даг.

АССР — С. И. Габиев, Л. М. Ефременко, А. А. Тахо-Годи.В годы Вел. Отеч. Войны создано изд-во Дагучпедгиз (1943), обеспечившее школы уч. Лит-рой на родном языке. Открыты Даг. НИИ школ (1944), жен. Учительский ин-т (1944, с 1954 Даг. Пед. Ин-т). В первые послевоен. Годы завершена ликвидация массовой неграмотности. В сер. 50-х гг. Осуществлено обязат. 7-летнее обучение (в 1955/56 уч. Г. Насчитывалось 169 ср. Школ), в кон. 50-х — нач. 60-х гг. — обязат. 8-летнее обучение. В 60-х гг. Ликвидированы гор. Школы с обучением на кумыкском, аварском, татском языках. В 70—80-х гг. Осуществлялось всеобщее ср. Образование молодёжи, однако родной язык был языком обучения только в сел. Школах первые 2 года. В большинстве сел. Школ родной язык преподавался (в 3—8-х кл.) как предмет.

Не изучались история и культурные традиции Д. Состояние значит, числа школ (ок. Чз) не отвечало санитарным нормам.После 1988 введено в нач. Классах изучение родных языков школьниками соот-ветств. Национальностей. В 5—11-х кл. Эти языки и лит-ра изучаются как предмет. В программу старших классов ср. Школы включено изучение истории Д. Как самостоят, уч. Предмета. В Каспийске и в с. Гуниб открыты (1990) гимназии, а в Махачкале — лицей. Разработана письменность и начата подготовка к шк. Обучению на родном яз. Детей ранее бесписьменных агульцев, цахуров и др.В 1992 насчитывалось св. 660 дошк. Учреждений (ок. 77 тыс. Воспитанников). Обеспеченность детей постоянными дошк. Учреждениями составила ок. 34%. В сел. Дет. Садах воспитат. Работа ведётся на родном языке детей.

В 1992/93 уч. Г. Работало св. 1570 дневных общеобразоват. Школ (в т. Ч. Св. 440 нач., св. 320 неполных средних, ок. 800 средних), в них обучалось св. 390 тыс. Уч-ся. В вечерних и заочных школах занимается св. 16 тыс. Чел. Ок. 1200 школ ведут обучение на дагестанских, чеченском, азерб. И др. Языках (76 тыс. Уч-ся). Родной яз. Как предмет изучают св. 185 тыс. Чел. (1450 школ). Внешк. Учреждения. 55 домов детского творчества (реорганизованные дома и дворцы пионеров и школьников), 13 детских технич. Станций, 15 станций юных натуралистов, а также разл. Тури-стич. Объединения охватывают ок. 50 тыс. Уч-ся. В школах занято св. 34,6 тыс. Учителей и воспитателей. Учителей с высш. Образованием в гор. Школах св. 77%, b сельских — ок. 66%. Среди педагогов св. 90 засл. Учителей школы РСФСР. Св.

400 засл. Учителей школы Даг. АССР.В республике 30 ПТУ (14,7 тыс. Уч-ся), 28 ср. Спец. Уч. Заведений (св. 21 тыс. Уч-ся). В ун-те, пед., мбд., с.-х., политехническом (осн. В 1972) ин-тах обучалось св. 27 тыс. Студентов. В 1991 организован Ин-т нар. Х-ва. Среди вузов ведущее место занимает Дагестанский университет (осн. В 1957 на базе пед. Ин-та им. С. Стальского. В 1991 — 10 ф-тов, ок. 7 тыс. Студентов). В вузах занято св. 2,2 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. 160 докторов и св. 1100 канд. Наук. Подготовку пед. Кадров ведут ун-т, пед. Ин-т, пед., муз., худож. И культ.-просвет, уч-ща. В 1991/92 уч. Г. Созданы пед. Колледжи (на базе 3 пед. Училищ), выпускники к-рых получат возможность завершать пед. Образование в вузах. Имеется ИПК пед. Кадров (1991, осн. В 1952 как ИУУ).

Для проф. Ориентации старшеклассников на пед. Профессии открыта респ. Школа-интернат (2 года обучения). Дагучпедгиз издаёт ежегодно св. 130 назв. Книг тиражом св. 1 млн. Экз. Лит-ра выпускается на 11 языках. С 1990 издаётся газ. — «Учитель Дагестана», с 1980 — дет. Журн. «Соколёнок» на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках.Лит. Шк. Образование в Дагестане, под ред. Г. Ш. Каймаразова, Махачкала, 1968. Омаров С. М., Первые годы строительства сов. Школы в Дагестане, Махачкала, 1968. Каймаразов Г. Ш., Очерки истории культуры народов Дагестана, М., 1971. Его ж е. Просвещение в дорев. Дагестане, Махачкала, 1989. X. Г. Магидов..

Значения в других словарях
Дагестан

ДАГЕСТАН (Республика Дагестан) - в Российской Федерации. 50,3 тыс. Км². Население 1854 тыс. Человек (1991), горцы 44%, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские и др. 39 районов, 10 городов, 14 поселков городского типа (1991). Столица - Махачкала. В северной части - низменность, в южной - предгорья и горы Б. Кавказа (высота до 4466 м). На востоке омывается Каспийским м. Средние температуры января от 1 .С на равнине до ?11 .С в горах, июля до ?24 .С. Осадков 200-800 мм в год. Главные реки - ..

Дагестан

ДАГЕСТАН, Республика Дагестан, субъект Российской Федерации. Расположен на юге Европейской части России, в восточной части Северного Кавказа. Омывается водами Каспийского моря. Входит в Северо-Кавказский экономический район. Пл. 50,3 тыс. Км2. Население 2094,6 тыс. Чел. (1998). Столица -г. Махачкала. Др. Крупные города - Дербент, Хасавюрт. Городское население 41,5%. Проживают (%). Аварцы 27,5, даргинцы 15,6, кумыки 12,9, лезгины 11,3, русские 9,2, лак-цы 5,1. Официальный язык - русский. 41 админ..

Дагестан

Область между 43°30' и 41° с. Ш. И 45°35' и 48°85' в. Д., на С от Гл. Кавказского хребта, в сев.-вост. Части Кавказского перешейка [Дагестан будет изображен на общей карте Кавказского края]. На С Д. Отделяется от Терской обл. Главным образом Сулако-Терским водоразделом, или Андийским хребтом. Хребет этот начинается горою Большой Борбало (10781', 3287 м), которая является местом соединения главного Кавказского и бокового Андийского хребтов. Из других значительных вершнн Андийского хребта, заходящ..

Дагестан

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Дагестан

(в переводе "страна гор"), республика на Сев. Кавказе (Россия). Пл. 50,3 тыс. Км², столица г. Махачкала. Др. Крупные города. Дербент, Хасавюрт, Каспийск, Буйнакск, Кизляр, Кизилюрт. С VII в. Территория Д. Входила в состав Хазарского каганата, в начале VIII в. Захвачена арабами, в XI в. – турками-сельджуками, в XVI–XVIII вв. В составе Персии. В период с 1776 по 1813 гг. Территория Д. Была присоединена к России. В ноябре 1920 г. Провозглашена автономия Д., в январе 1921 г. – ская АССР в составе Ро..

Дагестан

Республика Дагестан в составе Российской Федерации. Образована в 1921 г. Название Дагестан известно с XVII в. И означает 'горная страна'. (тюрк, даг 'гора', стан 'страна, земля'). Однако это название справедливо лишь в истор. Смысле. После включения в состав республики Ногайских степей и равнин Кизляра на горные территории приходится лишь 56% от всей ее площади.. ..

Дагестан

Республика Дагестан, в Российской Федерации. Площадь 50,3 тыс. Км2. Население 2997 тыс. Человек (1996). Аварцы (27,5%), даргинцы (15,6%), кумыки (12,9%), лезгины (11,3%), русские (9,2%), лакцы (5,1%) и др. Столица -Махачкала. В конце 1-го тысячелетия до н. Э. Территория Д. Входила в состав Албании Кавказской, затем - державы Сасанидов, подвергалась набегам арабов. В начале 13 в. Завоевана монголо-татарами. По Гюлистанскому миру (1813) Д. Присоединен к России. В ходе Кавказской войны 1817-64 пода..

Давид (Dawid) Ян Владислав

(26.6. 1859, Люблин, — 9.2.1914, Варшава), польск. Педагог и психолог. Окончил юрид. Ф-т Варшавского ун-та, психологию изучал в Германии под руководством Г. Эббингауза и В. Вундта. Д. — один из основателей экспериментальной педагогики и психологии в Польше. В 1890—98 гл. Ред. Журн. «Przeglaa. D pedagogiczny» («Педагогическое обозрение»). Исследовал мир детей, их представлений и понятий. Пропагандировал идеи целенаправленного интеллектуального развития ребёнка, его воли и умения действовать. Разр..

Давыдов Василий Васильевич

(р. 31.8.1930, Москва), психолог и педагог, акад. И вице-през. Рос. Академии образования (1992). Д-р психол. Наук (1971), проф. (1973). Окончил МГУ в 1953. С 1956 работал в учреждениях АПН СССР (вице-през. С 1989). Поч. Ч. Нац. Академии образования США "(1982).На основе идей науч. Школы Л. С. Выготского изучает проблемы теории и истории психологии, возрастной и пед. Психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Д. И его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществл..

Дальтон-план (Dalton Рlan)

Система индивидуализированного обучения. Возникла в нач. 20 в. Наименование получила по г. Долтон (шт. Массачусетс, США). Автор Д.-п. — Е. Паркхерст. При организации работы по Д.-п. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения разл. Уч. Предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объём уч. Материала разбивался на месячные разделы — «подряды», к-рые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания...

Данилов Владимир Валерьянович

[20.7(1.8).1881, г. Духовщина, ныне Смоленской обл., — 24.4.1970, Ленинград], филолог, канд. Пед. Нау к (1946). По окончании Нежинского ист.-филол. Ин-та (1905) на пед. Работе в Екатерино-славе (ныне Днепропетровск), Одессе. С 1911 в Учительском ин-те в Петрограде, в 1918—19 — в 1-м Петроградском пед. Ин-те, с 1921 в учреждениях Воен.-мор. Флота. В 1948—56 в Ин-те рус. Лит-ры (Пушкинский Дом) АН СССР. Д.-последователь культурно-ист, школы в литературоведении. Труды в области укр. Фольклора, этно..

Дополнительный поиск Дагестан Дагестан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дагестан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дагестан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа